«Спокойствия, мира и уверенности Что бы там ни говорили, но у многих людей принято в канун Нового года оглянуться назад, посмотреть, что сделано, что не удалось осуществить, прикинуть планы на будущее. Именно это мы и попросили сделать вице-мэра Риги, экс-члена ПНС Сергея ДОЛГОПОЛОВА. Слегка улыбнувшись, Сергей Леонидович задумался: «Год в масштабах города слишком маленький срок. Может быть, оглянемся на период в три года, которые мы находимся в городской мэрии?» А почему бы и нет? Ведь интересно, чем встречает столица Латвии наступающий 2004 год. И я включил диктофон.
«Звучат
и слова благодарности»
— За это время немало было сделано, основы выполнения некоторых задач заложены, а некоторые планы только начинают осуществляться и будут претворены в жизнь при следующей думе, а может, и позже.
— Давайте и начнем с первых.
— Это, прежде всего, новые объекты, появившиеся в Риге за это время. Причем не только большие магазины или целые торговые сети. Это – единственный пока построенный после восстановления независимости (но не последний) мост через реку Булльупе, реконструированная Привокзальная площадь, работы на которой критиковали все кому не лень. Однако сегодня, когда они практически завершены (осталось только переходы для пешеходов оборудовать), все согласны, что эта часть города приобрела новое симпатичное лицо. За это время построен и сдан в эксплуатацию тракторосборочный завод (пусть и небольшой — на 50 тракторов в месяц), завод по переработке стекла, в котором нуждается не только жилищное строительство, но и промышленность, транспорт. Можно вспомнить и первые электропоезда, капитально отремонтированные на Рижском вагоностроительном заводе. Я не говорю о новой Ратуше, завершающихся работах на улице Краста...
— Но RVR и про общественный транспорт не забывает.
— Эта проблема даже шире. Недавно радиопередача «Домская площадь» провела опрос рижан об их отношении к общественному транспорту. Поскольку привык, что нас критикуют за разные моменты, ожидал этого и здесь. Оказалось, что горожане оценивают его работу на четверку с плюсом, говорят спасибо.
— Как пассажир полностью присоединяюсь к их мнению.
— Здесь сказалось обновление автобусного и троллейбусного парков, модернизация почти всех городских трамваев. Как и реорганизация управления его работой, создание предприятия «Ригас сатиксме», которое уже объединило два автобусных парка, а впереди, вероятно, объединение всего общественного транспорта. Такой партнер нужен для размещения городского заказа, который учитывает количество перевозимых людей, пассажирских маршрутов, цену проезда, комфорт при перевозках и скорость перемещения, что поможет удовлетворению растущих потребностей людей.
— Однако споры об объединении продолжаются.
— Естественно. Но такое предприятие обладает большими возможностями для привлечения средств при реализации проектов, для дальнейшей модернизации подвижного состава, строительства остановок и новых трамвайных путей. Потому что трамвай в городе есть и будет, как и троллейбусы и автобусы.
— Имеется в виду проведение трамвайных путей в Плявниеки?
— Это в более отдаленной перспективе, тем более что строительство весьма дорогое. Сегодня мы говорим о тех трамваях, которые прошли капитальное обновление. Срок их жизни — около 15 лет. Поэтому уже сейчас должны делать все, чтобы через этот срок завершилось полное обновление трамвайного парка. С этой целью создано совместное предприятие, в котором участвуют ТТУ, RVR, Рижская дума, для разработки проекта и выпуска нового поколения трамваев — низкопольных, скоростных. Вот под них уже и будут прокладываться новые трассы.
Почему мы занялись этим? Рижский рынок слишком мал. Ну можем закупать 20-30 трамваев в год. Теперь же, используя базу RVR, можем рассчитывать на то, что наша новинка найдет сбыт в Европе и не только. Большой интерес проявляют к этому проекту европейские, канадские производители и Москва, для которой мы уже выпустили около 20 модернизированных трамваев. В целом же заказ охватывает несколько лет. А уже в следующем году мы получим первую модель нового поколения.
После того, как запустим этот проект на орбиту, дума выйдет из него как долевой участник. Потому что дальше он станет бизнес-проектом.
Таким же путем мы действовали при восстановлении паромной переправы Рига — Стокгольм, первоначально войдя в состав учредителей компании «Ригас юрас линия» вместе с Рижским свободным портом и частными инвесторами.
— Этот проект оправдал себя?
— Полностью. И приносит прибыль. Впрочем, в этом году перевезено рекордное количество пассажиров и в целом по порту, и нашим паромом. Сейчас идет речь о приобретении второго, который также будет ходить по этому маршруту. Хотя рассматриваются и другие предложения. А из этого проекта мы выйдем, потому что он стал на прочную основу. Это очень эффективная форма т. н. общественно-государственных или самоуправленческих совместных проектов, которые способствуют развитию бизнеса, созданию новых рабочих мест. А это, в свою очередь, ведет к увеличению поступающих налогов в городской бюджет.
— Есть цифры?
— Немало. Но скажу лишь одно: в Риге уровень безработицы за последние годы уменьшился и ныне самый низкий в Латвии — менее 5 процентов.
— Плавно переходим к социальной сфере?
— А в нее входит очень многое. Вот, к примеру, когда мы пришли в думу в 2001 году, то первым делом включили полное освещение города. Согласитесь, это решение и социального вопроса, и криминального, поскольку такой шаг все-таки способствует снижению уровня преступности. Мы начали и наращиваем ежегодно программу по ремонту внутриквартальных дорог и дворовых территорий. При нормальном финансировании она может быть выполнена за 5-7 лет. Все вместе и создает режим социального благоприятствования. И горожане это видят.
С другой стороны, количество мест в приютах для бездомных. Увы, это данность, которая существует во всех мировых столицах, независимо от того — развитое это государство или нет. Так вот в 2001 г. таких мест в Риге было 20, а сегодня более 300. На 50% увеличились ассигнования на социальную сферу, на все виды помощи. Причем не только в виде денежных выплат. Появились такие новые образования, как дневные приюты для детей, социальные дома для малоимущих. Наконец мы приступили к восстановлению микрорайона Дрейлини. Это 700 с лишним квартир, которые в будущем году могут быть сданы в эксплуатацию. Тем самым на 10% сократится очередь лиц, которым нужна помощь самоуправления в решении жилищных вопросов. Кроме того, уже прошел комитеты и, думаю, получит поддержку думы проект строительства жилого микрорайона со всей инфраструктурой в Румбуле. В него опять же будут вкладываться совместные средства самоуправления и частных инвесторов. В итоге дума получит там 20-30% квартир.
Занялись мы и заменой водопроводов, получив под это кредиты Всемирного банка. В итоге в целом по городу сегодня качество воды не уступает мировым и европейским стандартам. Это большая долгосрочная программа.
Мы много говорим о здоровом образе жизни. Но именно наша дума осуществила программу строительства спортивных сооружений при школах. Среди них 15-я, 49-я, 95-я, Польская школы... И таких немало.
А кто заметил, что за эти годы в Риге, впервые после советского времени, выросли оборудованные детские площадки? Таких уже более 30 в разных районах города. Причем особенное внимание уделяется Латгальскому предместью, самому неблагополучному в социальном отношении. Опять-таки, они появляются как за счет самоуправления, так и за счет фирм, работающих там.
— Но ведь вы и повысили пособие для новорожденных?
— Сейчас об этом заговорило и правительство. А мы уже два года выдаем по 100 латов на новорожденного. В год общая сумма составляет около 600 тысяч латов. Не хочу сказать, что это способствует улучшению демографической ситуации, но помощь немалая хотя бы для приданого для ребенка.
Впрочем, в поле нашего зрения и дети постарше — учащиеся 1-4-х классов в Риге бесплатно ездят на общественном транспорте. В активе назвал бы и выплату на государственные праздники пособий политрепрессированным, медицинское страхование педагогов, полицейских, врачей приемных отделений и «скорой помощи».
— Вроде по отдельности и не столь значительно, а сложишь — достаточно весомая хорошая картина.
— Поэтому не случайно на массовых встречах с жителями, которые я начал проводить буквально сразу после назначения на пост вице-мэра, наряду с просьбами и критикой доводится слышать и слова благодарности.
«Я не работаю
над своим имиджем»
— Ну а что же не сделано вами?
— Самая большая проблема — работа с жильцами. В Риге более 90% квартир приватизированы. Но люди получили в свою собственность жилье в том состоянии, в котором оно есть. И если даже квартира выглядит нормально, то сами дома (а таких огромное количество) находятся в крайне безобразном состоянии. Для того, чтобы привести их в порядок, нужны миллиардные вложения! Плюс происходит смена форм собственности. И по действующему сегодня законодательству мы не можем вкладывать деньги самоуправления в частную собственность, которой является сегодня жилье. Значит, опять надо искать формы совместных проектов. Т. е. привлекать средства самоуправлений и жильцов, учить последних контролю за их расходованием. Это необходимо для решения больших проектов, не ограничивающихся косметическим ремонтом, сменой дверей и т. д. В этом направлении мы сегодня разрабатываем пилотный проект, который будет осуществляться в Курземском районе.
— По примеру Москвы сносить «хрущевки»?
— Там ситуация иная, ибо квартиры москвичи приватизировали не за сертификаты, а, простите, на халяву.
(Окончание на стр. 4)
(Окончание. Начало — на стр. 3)
Но самое главное, там приватизировали квартиру, а не дом, остающийся собственностью самоуправления, которое несет ответственность за его содержание. У нас же, приватизируя квартиру, вы приватизируете часть дома и земли под ним. Соответственно, и все проблемы, связанные с домом.
Вторая проблема — транспортная. Огромные пробки измучили всех. Чтобы ее решить, нужно завершить строительство обводного кольца, а это требует возведения, по меньшей мере, двух переходов через Даугаву. Один проект по Южному мосту уже близок к началу строительства. Рассматривается и возможность строительства в районе Железнодорожного моста (в створе улица 13 Января) платного путепровода.
Третья проблема, которая обострится в наступающем году, удорожание акцизов, тарифов, что приведет к увеличению стоимости энергоносителей, а следовательно, и платы за коммунальные услуги.
— Пойдет цепная реакция.
— Верно. Поэтому на будущий год мы на 1 млн. латов увеличиваем расходы на социальную программу. Но, боюсь, это не спасет. И следующая проблема: в связи с тем, что у нас связаны руки по привлечению кредитных ресурсов, мы на будущий год чуть ли не вдвое сокращаем инвестиции во всех сферах. Это, в свою очередь, приведет к торможению реализации крупных проектов.
— А в связи со вступлением в ЕС?..
— К сожалению, до сих пор не определен даже порядок прохождения проектов. Хотя мы зарезервировали в бюджете около 3 млн. латов на софинансирование таковых. Но боюсь, что потеряем не только будущий, но и последующий год.
— Смотрю, за три года заботы города стали и вашими?
— Эта работа абсолютно не политическая и практически ежедневно требует принятия решений, анализа ситуаций. Объем дел громадный. Но в то же время я чувствую от нее удовлетворение. Когда проходишь или проезжаешь по улицам Риги и видишь что-то новое, сразу вспоминаешь весь механизм воплощения, обсуждение, свою позицию. Все-таки многое изменилось в лучшую сторону. Даже чиновники стали более отзывчивы, толерантны, терпимы. Это ощущается даже по рейтингам, не личным, а в целом всей думы. В предыдущие годы они были резко отрицательными, как у парламента и правительства.
— Довелось слышать от некоторых политиков, что Долгополов всегда оказывается в нужном месте, в нужное время.
— А кто им мешает встречаться с людьми? Они об этом вспоминают лишь накануне очередных выборов. Приезжайте, откровенно отвечайте на вопросы, помогайте избирателям и не только. Я не работаю над имиджем, он создается самой работой.
— Левое большинство думы доказало свою работоспособность.
— Главное достижение за три года то, что у нас сложилась хорошая команда. Да, прагматики, пусть с левых позиций, поскольку социальные вопросы у них приоритетны. Да, эта команда иной раз допускает и ошибки. Но она же и учится на них. Сказать, что мы работаем идеально, неправильно. Однако есть стремление что-то поменять к лучшему. Поэтому и делаем то, что понадобится, и весьма скоро, новым поколениям рижан.
— Если бы это еще осознавало и правительство.
— Это уже вопрос чисто политики. И прежний, и нынешний кабинеты министров стоят на других позициях. Поэтому крупнейшее самоуправление, которое не пляшет под их дудку и имеет мужество на самостоятельное мнение, отстаиваемое делами, раздражает правительство. Отсюда это неестественное противостояние. Не понимаю и не могу понять, какая политика заключается в блокировании работы Рижского порта? И кому это выгодно? Прямо как в одесском анекдоте: «Пойду вырву у себя левый глаз. Пусть у моей тещи будет зять кривой».
В итоге уже полгода порт парализован. Т. е. он принимает суда, обрабатывает их и прочее. Но ни один проект, начиная от стратегических и заканчивая элементарными — предоставление скидок на заход пассажирских судов, что может определить только правление порта, — не решаются. Мы уже потеряли заходы некоторых пассажирских круизных судов. Я уж не говорю о том, что вся эта возня вокруг порта не повышает его репутацию, что в бизнесе является приоритетом.
— Политика довлеет над экономикой?
— Бесспорно. На этих скандалах мы можем потерять его доброе имя и темпы развития, которые он имеет сегодня. Скажу лишь, что за последние два года порт ежегодно увеличивает грузооборот более чем на 20%. Что это такое? Перевалка тонны грузов в виде налогов и платежей дает в среднем 10 долларов. Если мы потеряем 1 млн. тонн, то это 10 млн. долл., если прибавим, то настолько возрастут поступления в наш бюджет.
«Нужны другие подходы и другие люди»
— Невольно приходишь к выводу, что вы больший хозяйственник, чем политик. Но в последнее время ваша фамилия часто упоминается СМИ именно во втором контексте. Особенно после последнего конгресса ПНС, где была выдвинута ваша кандидатура на пост лидера этой партии.
— Любой нормальный политик должен быть хорошим администратором. Помните старую мудрость: «Если ты не занимаешься политикой, то она занимается тобой». А я — прагматик. В том числе и в политических вопросах. Я вижу, что сегодня на правом фланге политического спектра страны существуют две (хорошие или плохие — не в этом суть) мощные партии — Народная и «Новое время», а за ними толпятся калибром поменьше. А на левом фланге имеем мышиную возню небольших (по своему весу в обществе) партий социал-демократического толка, число которых множится, и наблюдаем броуновское движение внутри каждой и между ними. Пока там не будет мощной политической силы, как во всех европейских странах, мы обречены на то, что имеем. Ведь сегодня у «Нового времени» нет никакого противовеса, тем более конструктивного. И потуги каждой из партий т. н. левой части спектра по существу напоминают тусовки в партклубах. Если не будет создана новая политическая сила, объединяющая людей, входящих в эти партии, если не произойдет консолидация левого крыла, то мы обречены жить в таком полухаосе, ведущем к появлению элементов диктатуры.
— Но, по крайней мере, уже была консолидация в ЗаПЧЕЛ?
— Это не была консолидация политических сил в классическом понимании. К сожалению, мы живем в двухобщинном государстве. И ЗаПЧЕЛ — это общинное образование. Точкой соприкосновения там являлась защита неграждан, нелатышей, их представительства и прав. Да, это нужно было делать, как и сейчас. Однако если мы хотим, чтобы у нас общины существовали на уровне культурно-этнических формирований, тогда процессы идут в одном направлении. Если желаем, чтобы на базе общин создавались политические структуры, это другое дело.
Для того чтобы перейти к созданию более-менее гомогенного государства с устойчивым обществом и богатством культур народов, составляющих его, нужны другие подходы и другие люди. Объединяться нужно не на национальной базе. Потому что ни латыши не могут решить свои проблемы, ни вторая половина населения. Поэтому нужно искать соратников, а не множить врагов.
— Распад ЗаПЧЕЛ был объективен?
— Да. Но не цивилизовен. Необходимо было просчитать последствия того шага (и в какой форме он был сделан!). Могла идти речь о консолидации и создании единой партии.
— На это не шел ни один из лидеров.
— Как и сегодня ни один из них из т. н. левого крыла. После «делового завтрака» в мае социал-демократов, представителей ПНС и других партий ведь ничего не изменилось. И вряд ли изменится. Строительство мостов должно проходить не столь на уровне лидеров, у которых на первом месте амбиции и честь мундира, а на уровне членов партий.
Как будет называться котел, в котором будет вариться задача, это вторично. Первично другое — кто готов к тому, чтобы эти переговоры увенчались успехом, кто выступает в роли объединителя, кто поддерживает это объединение? При этом надо точно рассчитывать возникающие риски и прежде всего — неоднозначное восприятие людей.
— Не являлось ли выдвижение Долгополова на роль лидера ПНС популистским шагом, после которого он может заняться созданием новой партии?
— У меня абсолютно отсутствуют политические претензии на лидерство. Поэтому мне важно было заявить, что в ПНС существует не один, раз и навсегда установившийся курс, но и другие мнения, другие пути развития и партии, и государства. На прошлом съезде я говорил: что делается это безграмотно и недальновидно. А на этом конгрессе мне нужно было продемонстрировать, что если получу большинство, то готов реализовать новый курс. И уверен, что рано или поздно поддержка моему стремлению будет. Причем со стороны членов разных партий и простых людей. Тогда есть резон заняться всем этим.
— И в перспективе?
— Каждая партия заинтересована в том, чтобы как можно больше ее членов было в законодательной и исполнительной власти. Через них и проявляется рейтинг партии. К слову, он по стране у ПНС ниже, а в Риге (не мой личный, а партии) — в три раза выше. Это результат работы тех людей, которые здесь вкалывают. Поэтому меня удивляют некоторые интервью лидеров ПНС, в которых акценты смещены с точностью до наоборот, много лжи, передергивания. Повторюсь, но я не скрываю — в перспективе идет речь о создании общественного объединения. И на его базе может появиться партия, стоящая на действительно социал-демократических позициях. Возможно, она уже сможет принять участие в предстоящих выборах в местные самоуправления.
— Предстоящие выборы в Европарламент продемонстрируют, какая партия чего стоит.
— Это так. Но если каждая из левых выставит свой список, то ни одна ничего не получит. Но сам я не собираюсь баллотироваться — мне хватает моей интересной работы.
— А на выборах в будущий Сейм?
— Если ничего не изменится, то нынешнего успеха — 25 мест, уже сегодня достичь невозможно по определению.
— Другие партии вас сватают?
— Да.
— Все-таки беседуем в канун праздников. Давайте нечто такое, необычное. Допустим, в ночь под Новый год вы встретили настоящего Деда Мороза. И он пообещал выполнить ваши самые-самые три желания. Что бы загадали?
— (С улыбкой.) Вспоминается анекдот. После того, как Дед Мороз задал аналогичный вопрос молодому человеку, тот ответил: «Я хочу быть богатым, молодым, умным, красивым, СИДЕТЬ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ». Эти желания были осуществлены. На следующее утро он проснулся Ходорковским...
А если серьезно... Я не фантазер и поэтому не могу пожелать всем всеобщего счастья. Но мне бы очень хотелось, чтобы с каждым годом у людей в душе становилось больше спокойствия, мира и уверенности в завтрашнем дне. А для этого прежде всего надо что-то иметь в самом себе и помогать другому.