Очередная, 74-я, сессия горсовета в минувший четверг, 29 октября, отменила введенные исполкомом тарифы на воду и вторично дала поручение городскому голове разорвать концессионный договор.
Интересно, что сессии предшествовали два пикета. Один, собранный администрацией ООО «Чистая вода» из сотрудников предприятия, требовал повышения тарифов, а второй – от ряда политических сил, требовавший от депутатов отменить введенные исполкомом тарифы на воду. Но удивительное при этом то, что в числе этих негодующих пикетчиков была группа сторонников Евгения Шаповалова, которые держали в руках плакат с надписью: «Блок Шаповалова против повышения тарифов». Странно, не правда ли? Во-первых, какой Блок Шаповалова, если Евгений Иванович – член Партии регионов. Это что получается: не успел вступить в партию – сразу создал в ней какую-то уклонистскую группу? А во-вторых, как Блок Шаповалова может быть против, если тарифы принимались чуть ли не тайком на закрытом заседании исполкома самим Евгением Шаповаловым? Получается, либо его сторонники не в курсе этого, либо он сам их обманул.
Однако, как обычно, разъяснять этот парадокс мэр не стал. Он просто не явился на столь важную для города сессию горсовета (говорят, учиться уехал), заставив отдуваться за себя профильного зама Валерия Харченко.
А тот, как выяснилось, тоже «против» повышения тарифов… Однако это не помешало ему настойчиво убеждать депутатов не отменять решение исполкома о повышении тарифов на водоснабжение и водоотведение. Как только ни доказывал Валерий Харченко, что это необходимость: объяснял, что в условиях, когда все дорожает, цена на воду не может оставаться прежней, угрожал, что сохранение ныне действующего тарифа остановит работу водоканала и оставит город без воды, доказывал, что во всех райцентрах Запорожской области вода дороже, чем в Бердянске…Не убедил. Более того, до его эмоционального выступления «за» отмену решения исполкома № 528 от 9 октября, согласно которому повышаются тарифы на услуги водоканала, проголосовали 41 депутат, а после отмену новых тарифов поддержали уже 47 депутатов. Конечно, здесь не обошлось без популизма, в котором Валерий Харченко обвинял коллег-депутатов. Кому же хочется в преддверии выборов идти на столь непопулярные меры, как повышение цен?
Но есть и другая проблема, почему депутаты горсовета оказались столь единодушными в своем стремлении отменить решение исполкома о повышении тарифов. И проблема эта заключается прежде всего в том, что данное решение было принято исполкомом с нарушением действующего законодательства. Повышение тарифов подпадает под действие Закона «О регуляторной политике» и предусматривает открытость и прозрачность процесса рассмотрения и утверждения новых тарифов. А с заседанием исполкома от 9 октября, где и были утверждены новые тарифы на водоснабжение, далеко не все ясно. Заместители городского головы Валерий Харченко и Сергей Ткаченко с трудом ответили на вопрос, где же оно состоялось: в кабинете мэра. А вот «вспомнить», кто из членов исполкома присутствовал на этом заседании, и объяснить, почему проводилось оно в закрытом режиме – без прессы, без депутатов и без общественности – не смогли. О какой уж тут открытости можно вести речь? Напротив, возникают вполне обоснованные сомнения: а было ли оно вообще – это заседание? И потом… Тарифы согласовывались для концессионера, для предприятия «Чистая вода-Бердянск», а еще в мае горсовет практически единогласно принял решение о досрочном разрыве договора о концессии. И не отменял его. Так что в любом случае пришлось бы всю процедуру повышения тарифов проводить сначала. Тем более, что сессия вторично (после майского решения) проголосовала за разрыв концессионного договора.