Вот уже год с лишним бывший премьер-министр Латвийской Республики Андрис БЕРЗИНЬШ не у руля исполнительной власти. Но его фамилия по-прежнему то и дело мелькает в СМИ. Точка зрения известного политика и практика, его анализ, прогнозы интересуют не только журналистов.В кабинете на стенах фотографии, зафиксировавшие мгновения деятельности бывшего мэра Риги и президента министров Латвии. Вот он рядом с президентом России Владимиром Путиным, с Папой Римским Иоанном Павлом II, с премьер-министром Германии Герхардом Шредером, с президентом Польши Александром Квасьневским... А завершает своеобразную фотовыставку огромная фотография Риги, снятая с высоты птичьего полета.
– Сейчас только консультирую по разным темам. Подумываю о том, чтобы специализироваться на вопросах оказания помощи самоуправлениям, частному сектору, общественным организациям, для того, чтобы они могли войти в европейские фонды. К сожалению, не все тонкости в этой сфере им известны. И виновато в этом наше правительство, которое запоздало с опубликованием и разъяснением нормативных документов по этому вопросу.
– Латвия фактически уже в Евросоюзе, и мы должны придерживаться его общих правил поведения. Следовательно, правительство, каким бы оно ни было, сегодня уже не может действовать в соответствии, скажем так, с революционной совестью. Поэтому в этом плане мой преемник дров не наломал.
Конечно, когда Сейм обновляется на
73 процента и туда приходят люди, знающие только из газет, что такое парламентская работа, проблем хватает и у премьера. Я бы сравнил его Кабинет министров с учеником, который закончил 1-й класс. По старой пятибалльной системе за желание работать поставил бы ему 5. За саму работу – три с минусом. А за исполнение обещаний (удвоить пенсии, найти дополнительно 400 млн. латов, которые всех сделают счастливыми и благополучными, 102 млн. латов для реформирования здравоохранения и т. д.) – твердую единицу! Известно, что одни учатся на чужих ошибках, другие – на своих, набивая синяки и шишки. Так вот наше правительство идет по второму пути. Причем подчас демонстрируя недоверие управленческим принципам и демократии.
С другой стороны, правительство продолжает нашу работу, основы которой мы заложили в налоговом законодательстве. Речь идет о снижении подоходного налога с предприятий. В следующем году он составит уже 15%, а в 2005 г. – 13%. Если мы хотим привлечь капитал, то должны конкурировать со странами, находящимися вокруг нас. А приходящий капитал, какого у нас самих нет, в конечном итоге дает прирост ВВП, новые рабочие места.
Однако в отношении роста цен и тарифов (на газ, отопление, электричество) правительство мощно «поработало». И не всегда здесь оправданы ссылки на требования ЕС. Они касаются акцизных товаров. Причем разработана схема постепенного роста акцизов. Не думаю, что это произойдет резко. С другой стороны, если это касается сигарет или водки, то у каждого есть выбор – не пить или не курить. Вот с лекарствами все не так просто.
– История ЕС показывает очень разные примеры. Ирландия, например, за 30 лет из отсталой европейской страны превратилась в государство, где средний жизненный уровень составляет 120% от среднеевропейского (а было всего лишь немногим более 50%). Но есть примеры и другого рода, когда большие страны за этот же период времени добавили всего лишь 10-20 процентов.
Наше правительство взяло на вооружение ирландскую модель. Ее суть в том, что Ирландия создала централизованную систему, через которую проходили все проекты и куда приходили все финансы. Соответственно, тем самым резко уменьшилось количество всякого рода посредников, которые могли бы распылять поступающие финансы или направлять их в ненужные русла. Греция пошла по другому пути. В этой стране было несколько регионов, и поступающие деньги там разделили между ними. В итоге каждый регион определял сам, на что их тратить. Время показало, кто оказался прав.
– По статистике, в Латвии на 1 тысячу жителей приходится 13 мелких и средних предприятий, которые составляют 94% от общего количества. А по Евросоюзу на тысячу населения – 40-60 предприятий. Следует признать и тот факт, что нашим предпринимателям было крайне трудно развиваться на маленьком внутреннем рынке. Так что со вступлением в Евросоюз они получают большие перспективы. Но все упирается в то, поможет ли латвийское правительство им найти контакты на этом большом рынке. К сожалению, какая-то часть предприятий, которые не найдут свое место, вынуждены будут перепрофилироваться или вообще исчезнут. Хотя в национальный план развития заложена задача увеличить количество предприятий, с тем, чтобы сократить разрыв со странами ЕС.
Есть и второй аспект. Малые и средние предприятия, как правило, развиваются вокруг больших, которые и являются потребителями их товаров и услуг. Ныне в Латвии таковых почти нет. Но с открытием европейского рынка наши малые предприятия могут попытаться конкурировать с уже существующими там.
Третье. Еще наше правительство приняло Программу развития на селе несельскохозяйственного прeдпринимательства и заложило под нее деньги из Фонда приватизации. Ведь хотим мы этого или не хотим, крестьянские хозяйства будут укрупняться, специализироваться, внедрять новые технологии. Следовательно, народ в деревне будет высвобождаться от сельскохозяйственного производства, что мы наблюдаем все десятилетие. И этот процесс будет продолжаться. В то же время уровень услуг в Лудзенском, Даугавпилсском районах уже сейчас несопоставим с уровнем в больших городах Латвии. И мы должны думать о том, как стереть эту разницу.
Программа начала действовать. Но, насколько мне известно, нынешний Кабинет министров в госбюджете на 2004 год не заложил под нее ни одного сантима! Это крайне неверно стратегически. Мы должны сделать все, чтобы в стране было как можно больше экономически активных точек.
– Часто слышу, что, дескать, г-н Репше пытается удержать дефицит бюджета на уровне
2 процентов от ВВП. И в то же время такие киты ЕС, как Франция и Германия, позволяют себе превысить данный рубеж. Увы, что дозволено Юпитеру, не дозволено быку. Если основатели Евросоюза начинают нарушать основные критерии, то Еврокомиссия им лишь указывает пальчиком на это, не применяя финансовых санкций. Но если это сделает наша страна, то получим по полной катушке и должны будем вернуть деньги в бюджет ЕС.
– Да, в ЕС в экономике так же, как в СССР, четко все расписано. Но разница в том, что здесь не составляется пятилетний план, который спускается по странам. И в Брюссель не надо ехать, как в свое время в Москву, чтобы согласовать рецепт нового торта. Но так же, как в СССР, здесь имеет место долгосрочное планирование. Если Советский Союз был замкнутой системой без конкуренции, которая работала сама на себя, то Евросоюз ставит задачу создать экономическую систему, которая могла бы конкурировать с американской, самой большой в мире.
– Что касается отношений с Россией. Контакты двух столиц начались с того, что делегация Риги (я был тогда мэром) поехала на празднование юбилея Москвы. И тогда, и когда я стал премьер-министром, мы сделали немало для развития двухсторонних отношений. Считаю, что в тех направлениях, в которых Россия была заинтересована, заключение межправительственных договоров не заставило себя ждать. Например, она вдруг поняла, что необходимо усилить контроль на границе, чтобы в конце концов понять, что же экспортируется с ее территории, а что импортируется туда. И было подписано двухстороннее соглашение об обмене информацией по единым принципам. Оно работает, обе стороны довольны.
Точно так следовало бы решить вопросы социальной защиты населения. Ведь около 25 тысяч пенсионеров-неграждан Латвии который год ждут перерасчета пенсий. Так минимум два года назад это могло произойти. И пенсии у этой категории людей возросли бы на 20-30 латов. Если бы Россия подписала договор о социальной защите, который тогда наконец был согласован и подготовлен. Российскому министру г-ну Починку всего лишь надо было сюда приехать, формально его парафировать, и мы могли бы запускать его в работу. Но воз и ныне там.
Довелось мне беседовать и с госпожой Матвиенко, которая тогда отвечала за весь социальный раздел. Я даже предложил ей – давайте возьмем на себя капиталистические обязательства и до сентября 2002 года заключим этот договор. Надо же как-то продвигаться вперед! Увы...
А взаимозащита инвестиций. В этом заинтересованы предприниматели обеих стран, особенно россияне. Документ подготовлен в 1996 г. Парафирован. Но дальше все застопорилось. На мой взгляд, с российской стороны недостаточно политической воли.
С другой стороны, нынешнее правительство Латвии вообще не показало своей позиции в развитии отношений с Россией.
– Я в данный момент отошел от активной политики. Но являюсь членом правления нашей партии «Латвияс цельш». Скорее всего, выставлю свою кандидатуру на выборах депутатов Европарламента.
О Сейме думать рановато, тут в запасе еще три года. Хотя мы все сегодня видим, насколько необходимы во власти опытные специалисты. Ко мне зачастую на улице обращаются незнакомые люди с вопросом: «Ну когда же вы вернетесь? Сколько же можно терпеть нынешнее безобразие?» Знаете, есть закон политического маятника. Мы были во всех коалициях 10 лет. И должны уже сейчас готовиться к тому, что когда он пойдет назад, то наша партия должна выйти с хорошими предложениями для населения. И второе – способствовать тому, чтобы маятник убыстрил свое движение.
Да, процесс перехода был и остается болезненным. Но в решении основных вопросов мы были правы. Достаточно посмотреть на то, что происходит сейчас в Грузии, Армении, Белоруссии. Одно дело взять власть, а другое – уметь распорядиться ею. Необходима стратегия развития, чтобы люди понимали, куда же они идут и что это им даст. Нынешнее правительство не имеет такой.
Если мы говорили, что нам нужно вступить в ЕС и в НАТО, то это уже сделано. Сейчас должна быть другая стратегия, в первую очередь поведения на экономическом рынке, чтобы завоевать свое место, чтобы защитить национальные интересы страны. То же самое относится и к внешней политике Латвии. Увы, этих приоритетов у своего преемника не вижу.
– Часто говорится, что у Латвии нет своей самостоятельной политики, но есть американская. Может, причиной этого как раз и является отсутствие такой стратегии. Не хотел бы сказать, что наш президент — абсолютно проамериканский. Наверное, она учитывает роль США, которую те играют в общей структуре безопасности. У Латвии, конечно, мало рычагов влияния на это. Тем не менее правительству надо постараться сформулировать и определить свою позицию.
Печально известный казус с поддержкой руководством ЛР США в войне против Ирака, минуя Сейм, несомненно, был ошибкой. В решениях такого рода мы должны неукоснительно придерживаться Сатверсме. С другой стороны, у Латвии, наверное, и не было иного выхода.
– Мне неоднократно задавали вопрос, а был ли я уверен в том, что правительство Репше продержится столь долго? И каждый раз, даже когда Кабинету министров предрекали скорое падение, я отвечал, что это правительство сильно и стабильно как никакое другое. Все члены правительственной коалиции понимают, что при любом другом раскладе кусочек пирога власти у них будет меньше. Это первое, что их сплачивает, невзирая на политическую риторику, и это все понимают.
В критических высказываниях тех или иных лидеров есть, конечно, определенная доля истины. Но, с другой стороны, всегда надо думать перед тем как сказать. Во времена Австро-венгерской империи отличился талантливый полководец Клаузевиц. Как-то перед сражением он собрал своих генералов и задал вопрос: «О чем думает хороший генерал перед боем?» Те в один голос: «О победе!» «Нет, – отвечает он, – об этом думают простые генералы, а умные – о мире, который наступит после победы». Вот так произошло и у нас. Сказали, но ведь потом нужно делать второй шаг. Побоялись. И это в очередной раз свидетельствует, что дальше слов они не пойдут. К тому же, не забывайте, т. н. оппозиция Репше в правящей коалиции прекрасно сознает, что в затылок им дышит Партия народного согласия. А следом идет Народная партия, которая по первому слову Эйнара Репше готова, простите, прыгнуть в постель, чтобы отдаться «Новому времени».