В первой части нашего материала об отдыхе в Хакасии мы познакомили читателей с предпринимателями, которые оказывают туристические услуги населению. Речь шла не о пятизвездочных отелях, а самых, скажем, простых и доступных базах отдыха. Однако, надо признать, огромное количество туристов предпочитает отдыхать самостоятельно, разбивая палаточные лагеря на берегах многочисленных целебных озер Хакасии. Думают, так дешевле и комфортнее. Наивные!
Санитарный беспредел
Типичная туристическая стоянка на озере Шунет. В этом году здесь множество любителей автомобильных путешествий с номерами Кемеровской, Новосибирской, Томской и других областей. Нехитрый уют отдыхающие создают самостоятельно, обустраивая занятое "место под солнцем" прихваченными для отдыха тентами, палатками, надувными матрасами, складными столиками и креслами, мангалами и барбекюшницами. Горы мусора складируются в сторонке и, похоже, кем-то вывозятся.
В течение дня в лагерь с "товаром" наведаются предприимчивые жители близлежащих населенных пунктов. "Товар" – это, в первую очередь, дрова. За прошедшую пару летних месяцев отдыхающие уже давным-давно собрали и сожгли здесь все сухие палки и хворост. Теперь приобретают дровишки у коробейников. Но не только их.
Мимо нас проходит торговка с пирожками. Ноздри улавливают какой-то забытый запах. Через пару секунд вспоминаю: это же топленое свиное сало – кошмар моего детства! В деревне, оказывается, до сих пор жарят на нем пирожки.
А вот и местная молочница обходит отдыхающих. Наверняка ведь не успела сдать пробы в ветлабораторию. Ничего, берут! Как не побаловать желудок, привыкший к молоку жирностью 2,5% из супермаркета, натуральным продуктом. Прямо из-под коровушки! Да в тридцатиградусную жару!
Такой санитарный беспредел, по мнению специалистов Роспотребнадзора, царит в Ширинском районе летом повсеместно. Мобильные группы экспертов ведомства проводят проверки в стационарных торговых точках и фиксируют нарушения, связанные с торговлей просроченными продуктами, несоблюдением условий хранения скоропортящихся товаров. При этом Роспотребнадзор особо не зверствует: "кошмарить бизнес" им настоятельно не рекомендуется руководством. Проверяют торговые точки только по заявлениям граждан. "Озерно-уличная" торговля не проверяется никем. Сформировать действительно эффективную службу для всеобъемлющего контроля за соблюдением санитарных требований в местах отдыха в летнее время никакого бюджета не хватит!
Экстрим –
добровольно
и недорого!
Едем на Туимский провал. Пропасть промышленного происхождения, наполненная голубой медно-купоросной водой, отчего-то сильно глянется любителям впечатлений. Проезжая по улочкам Туима, невольно обращаешь внимание на босоногих "предпринимателей" лет 10-12 с картонками в руках. "Покажу дорогу к провалу", – написано неровным почерком. Чумазые мальчишки кидаются прямо под колеса легковушек, тыча в лобовое стекло свой рекламный щит. Услуга стоит от 100 рублей.
Непосредственно на провале тоже собирают какие-то деньги. Не то в качестве оплаты за осмотр достопримечательности, не то в виде пожертвований "чтоб не проваливался". Решительное "цыц" моих спутников подвигает несанкционированных сборщиков податей и налогов идти прочь и искать оплату у других туристов, а мы поднимаемся в гору. Здесь вовсю веселится молодежь: фотографируются, взбираются на отвесные скалы, говорят, даже с "тарзанкой" прыгают. При нас этот аттракцион не действовал.
Впрочем, в этом году СМИ стало известно, что для посетителей Туима организован еще один туристический маршрут – прогулка к горному озеру по заброшенной шахте. Экскурсоводы выдают желающим резиновые сапоги, каски, фонарики и сопровождают в опасной прогулке. Она опасна по-настоящему: в МЧС уверяют, что в двух местах шахтной выработки существует реальная угроза обрушения. Это никого не останавливает. Кстати, один из пунктов "обязательного инструктажа" туристов предписывает помалкивать о том, кто их сопровождающий, а все оборудование и снаряжение – как бы бесхозное и никому не принадлежит. Это на случай, если вдруг встретится участковый или еще какой уполномоченный. Стоит "услуга" в районе 200 рублей.
Про цены, утопающих
и аварии на дорогах
В "диком" туризме есть еще масса и других организационных нюансов. Особую опасность летом на Ширинской транспортной развязке представляют из себя водители – пьяные и просто не знающие проселочных дорог лихачи. Аварии здесь случаются регулярно и отличаются травматичностью.
Опять же спасение утопающих, по большому счету, продолжает оставаться делом рук самих утопающих. Спасаться на многочисленных озерах Хакасии принято самостоятельно, при помощи подручных спасательных средств и находящихся поблизости отважных собратьев по отдыху. И здесь уже – кому как повезет. Так, например, только по официальным сообщениям служб ГО МЧС, с начала купального сезона в Хакасии погибло около четырех десятков отдыхающих. И новые данные поступают едва ли не каждый день.
Ну и торговля. Оставим в покое санитарные требования, сейчас – про цены. В курортном поселке Жемчужный, который расположен на берегу озера Шира, от местного рынка к воде ведет старинная лестница. Местами она разрушена, местами – с сохранившейся лепниной. Вдоль нее расположились многочисленные торговцы сувенирами. Медвежий коготь на шнурке стоит около 2 тысяч рублей, за 500 рублей предлагают браслетики из ракушек. Стоимость фруктов в Жемчужном превышает цены абаканского рынка процентов на 50. Покупают! Тут же делает кассу незатейливый местный фастфуд. Сосиски и бутерброды, соки и коктейли из мороженого непривычно дороги по сравнению с абаканскими ценами. Стоимость койко-мест, аренды щитовых домиков без коммуникаций, квартир в многоэтажках и номеров в частных гостиницах Жемчужного зашкаливает. Вся скромная и очень скромная недвижимость поселка в скоротечное сибирское лето работает исключительно на извлечение прибыли.
Альтернатива
отдыху в Хакасии
Между тем многие абаканцы предпочли в этом году отдыхать в соседнем регионе – Красноярском крае. Очень нравится Жуков пруд за Минусинском. Говорят, порядка там куда больше, чем на наших хакасских озерах. Арендаторы берегового участка за те деньги, которые берут с посетителей, предоставляют удобную беседку для отдыха, несколько раз за день собирают мусор на пляже и за отдыхающими прибирают. Правда, есть мнение, что вся эта комфортабельность оттого, что пруд – сооружение гидротехническое, а не природный водоем. Поэтому, мол, и хозяйственная деятельность на нем совершенно иначе протекает. Однако речь, в первую очередь, про культуру обслуживания, тем более, что на пруду и бесплатный пляж имеется.
Открытием сезона можно считать профилакторий "Солнечный", что в Теси. Здесь спокойный, почти деревенский отдых, только размещают отдыхающих в комфортабельной гостинице. Из услуг – соляная пещера, настоящие медицинские процедуры, ухоженный речной пляжик на Тубе. При этом имейте в виду, ничего уникального вроде соленых озер ни в Теси, ни в Малой Минусе нет – обычное сибирское лето и речка. Оказывается, и их можно облагородить. В Хакасии так отчего-то не всегда получается.
Продолжаем развивать
Развиваться туризму "по-хакасски" и дальше есть куда, уверяют знающие люди, с умилением рассказывая об агротуризме, который активно практикуется в Республике Алтай. Мол, деревенские жители размещают желающих отдохнуть на личном подворье, угощают их натуральными и экологически чистыми продуктами, а вечерами с песнями катают на лодочке по местному водоему. Так в идеале должен выглядеть подобный отдых. Но, боюсь, у нас получится "как всегда"!
Эта остроумная инициатива правительственного уровня – развивать местный туризм, не строя никаких объектов туристической инфраструктуры, развивая его на базе частного имущества и вовлекая в процесс незанятые слои населения, формируя из этих слоев полноценных налогоплательщиков – могла бы сработать в других, более благоприятных экономических условиях и при надлежащем контроле качества услуг. Но сейчас мы имеем то, что имеем.
Определить рамки и перспективы такого туризма вполне по силам местным властям. Для этого необходимо не просто разрешить брать деньги любому желающему и на каждом углу, радуясь, что бизнес, так сказать, развивается. Этот Бизнес необходимо в первую очередь контролировать и сделать максимально безопасным для отдыхающих.
Да, что-то запретить, где-то ограничить доступ к особо опасным "достопримечательностям". Что-то проконтролировать с особой тщательностью. Выделить дополнительные средства на медицинское обслуживание в местах этого самого отдыха.
Следующим этапом развития туристического бизнеса в Хакасии могло бы стать непосредственно развитие инфраструктуры. Разумному потребителю туристических услуг требуется определенный набор удобств и услуг. Что немыслимо без приспособленных для отдыха помещений и без персонала, способного работать с туристами. Это должны быть не деревенские бабушки, еле передвигающие ноги, ухаживая за своей живностью, а совершенно работоспособный обученный персонал в возрасте от 20 до 40 лет. И образованный к тому же. Чтобы, если уж организовывается, скажем, экскурсия на Сулекскую писаницу или Салбыкский курган, экскурсовод мог рассказать что-то интересно-историческое отдыхающим. Поставленным голосом, грамотным языком, на вопросы ответить благожелательно и убедительно. Имеется такой сервис в Хакасии? А возможность организовать его существует?