Государственная программа "Доступная среда на 2011-2015 г.г." одной из основных задач называет "повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования". Наряду с этой в документе озвучиваются и другие важные задачи: "…Увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы; внедрения новых технологий, …доступность информационных каналов и коммуникаций…".
Еще раньше это направление предусмотрено национальным проектом "Образование", реализуемым в нашей стране в течение нескольких лет.
О решении вопросов, связанных с созданием доступной среды для детей с ограниченными возможностями, как в получении образования, организации досуговой занятости, так и других, рассказывает Н. Л. ХЛЮПТА, муниципальный координатор дистанционного обучения детей-инвалидов в Торопецком районе.
- В настоящее время в общеобразовательных школах Торопецкого района обучается 69 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 37 детей-инвалидов. В обычных классах общеобразовательных учреждений обучается 20 детей, в коррекционных классах общеобразовательных учреждений - 13 чел. По индивидуальным программам на дому обучается 39 детей, 17 из которых - дети-инвалиды. Дети, обучающиеся на дому, занимаются по программам, соответствующим федеральному базисному учебному плану и осваивают образовательные программы в полном объёме. Семь воспитанников с ограниченными возможностями здоровья посещают дошкольные образовательные учреждения. Эти дети занимаются по обычной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, но время занятий для них сокращено, также для них применяется щадящий режим и ограничение нагрузок. Кроме того, в МОУ ДОД "Торопецкий ДДТ" также ведётся работа с детьми с ограниченными возможностями, для непосредственной доступности в данном учреждении обустроен пандус. В последний год набирает обороты инклюзивное обучение, что означает создание равных условий для всех категорий обучающихся.
В Тверской области с 2009 года реализуется направление Приоритетного национального проекта "Образование" - развитие дистанционного образования детей-инвалидов. За годы реализации проекта из средств федерального бюджета и бюджета Тверской области выделено 107,7 млн. руб. Для этого в Торопецком районе в 2010 году создан муниципальный центр дистанционного образования детей-инвалидов. Целью центра является обеспечение государственных гарантий прав детей-инвалидов на получение начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования. Одной из задач центра является создание образовательной среды, обеспечивающей обучение детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья с использованием дистанционных технологий, оказание научно-методической помощи и сопровождение дистанционного обучения детей-инвалидов. Муниципальным центром дистанционного образования детей-инвалидов является МОУ СОШ № 2 г. Торопца. Это - базовая школа, имеет информационный центр, ширина канала доступа к сети Интернет составляет от 256 кБит до 10 Мбит, имеется система Поликом. В настоящее время отделом образования совместно с МОУ СОШ № 2 сформирован реестр детей-инвалидов, проведена работа с родителями по изучению возможностей обучения с использованием сети Интернет. Координирует работу дистанционного центра З. А. Бочкарёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Финансирование организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется за счёт государственных средств.
Для осуществления дистанционного обучения семь учителей МОУ СОШ № 2 прошли курсовую подготовку, и сегодня первые шаги в этом направлении уже делают И. Е. Черткова, учитель истории и обществознания, И. И. Фицнер, учитель математики, Ю. В. Малышева, учитель математики. Получено восемь комплектов оборудования. До конца 2012 года ожидается поставка ещё трех комплектов. Трём детям-инвалидам и 2 педагогам это оборудование установлено. Также установлено рабочее место учителя в информационном центре средней школы № 2. Однако есть проблема с подключением части оборудования к сети Интернет. Министерством образования Тверской области данная проблема решается. Создана и активно наполняется цифровыми образовательными ресурсами "Виртуальная школа Тверской области", на базе которой педагоги, психологи, родители могут поделиться опытом организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, обменяться мнениями, изучить и практически освоить новые методики и программы, а учащиеся - активно обучаться по выбранным общеобразовательным предметам. Региональным ресурсным центром дистанционного обучения детей-инвалидов проводятся различные конкурсы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши дети - постоянные участники этих конкурсов. Их работы размещены на сайте "Виртуальной школы".
Также наши дети пользуются услугами Консультационного кабинета, созданного на базе ГБОУ "Центр диагностики и консультирования" для детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Консультации в дистанционной форме проводят специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Невзирая на определённые трудности, реализация программы дистанционного обучения детей-инвалидов в Торопецком районе продолжается. В дальнейшем планируется установить такое оборудование учителям дома, чтобы они могли поддерживать связь с учеником в любое удобное время.
По вопросам, касающимся обучения детей-инвалидов, можно обращаться в отдел образования администрации Торопецкого района к главному специалисту, телефон 2-18-05. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru