Конец марта этого года запомнился финалом 13-го Регионального конкурса учащейся молодежи "Юные таланты в дизайне". Это красочное событие проходило в актовом зале ХГУ и проводилось по инициативе кафедры технологии швейного производства и методики профессионального обучения Института информационных технологий и инженерного образования и министерства образования и науки Республики Хакасия. Надо сказать, что принимали участие в этом конкурсе не только студенты вуза, но и школьники, и учащиеся учреждений начального профессионального образования со всего региона. А самыми юными участниками стали школьники абаканской школы №25 с коллекцией "Хохлома". Хоть и заняли они только третье место, но выступление ребят было невероятно красочным.
А начинали вышивать крестиком...
Наша встреча с руководителем школьного кружка театра мод "Нон-стоп" учительницей технологии Ольгой Дементьевой проходила уже после конкурса, во время школьных каникул, когда в кабинете технологии шел ремонт, а коридоры учебного корпуса были безлюдны. В это время учителя неторопливы и разговорчивы, оттого и беседа наша получилась весьма обстоятельной. Ольга Анатольевна рассказывала о том, чем занимается она последние одиннадцать лет в школе.
– В 25 школе работаю я с первого дня, и вот уже одиннадцать лет существует наш театр мод. Это второй набор по программе "Вышивка крестиком". Первый выпуск уже закончил школу, а на первое свое дефиле мы вышли в 2001 году. Коллекция называлась "Летние грезы". В 2002 году сделали коллекцию "Детки в клетку", которая была признана лучшей на конкурсе театров моды в Абакане. Потом были "Музыка льна", "Цветные сны", "Джинсовые фантазии". Всю одежду, которую мы сшили на занятиях, можно носить, она нарядна и эксклюзивна. А еще экономична. Например, джинсовую ткань для многих изделий мы не покупали, просто шили их из старых джинсов. Но посмотрите, какой необычный крой! В 2006 году на конкурс в Сочи мы повезли коллекцию в японском стиле "Тя-но-ю" – так называется чайная церемония, традиции которой насчитывают более 800 лет. На следующий год появилось "Черно-белое кино", потом "Гжель", и вот в этом году выступили в ХГУ с новым проектом "Хохлома".
Размышления
по поводу...
К детским конкурсам можно относиться по-разному. Лично я их не люблю. За детские обиды, бессмысленное соперничество и предвзятость в вопросе, кто из детей красивее, талантливей и креативней. Своими неокрепшими нервами расплачиваются они за наши взрослые амбиции, получая свой новый жизненный опыт и впечатления.
Тем не менее, так это по-девчачьи модничать, наряжаться, вышагивать по сцене и срывать свои первые аплодисменты...
Впрочем, все это не относится к дизайнерским конкурсам одежды. Тут все-таки очень важно выбрать лучшего. Это и есть самое первое признание и настоящий успех. Ведь здесь хорошенькие девчушки не просто дефилируют, а демонстрируют выполненные собственными руками наряды. Умение создавать – вот что приходит во время подготовки к конкурсу. А создается вся эта красотища еще задолго до выступления.
Про оптовые покупки
и совместное
творчество
Так, например, театр мод "Нон-стоп" создает новые коллекции прямо в своей школе, после уроков, в кабинете технологии. Там есть швейные машины, оверлоги, плоскошовка, недавно купили отпариватель. Одним словом, техническую базу для своего творчества создали благодаря участию школьной администрации.
– Ткань покупаем оптом, кружево – рулонами. Финансируют все это родители наших учащихся. Но надо сказать, что это вполне доступно. Ведь весь созданный в кружке наряд с аксессуарами обходится в пределах 500 рублей. Конечно, речь идет не о последней нашей коллекции "Девятнадцатый век", которую мы пока нигде не показывали. Тут девочки шили настоящие бальные платья – в стиле "ампир", c кринолинами и турнюрами. Видели, наверное, в старых фильмах – платья с таким валиком на попке. Тут, конечно, родителям пришлось потратиться. На один наряд пошло до семи метров ткани, да плюс еще шифон, бусы, перья, китайские вееры, которые мы украшали в тон платьям, – продолжает свой рассказ Ольга Анатольевна и показывает фото с тургеневскими барышнями.
Только спустя какое-то время понимаешь – это никакие не барышни! Старшеклассницы, школьницы на сцене в воздушных нарядах!
В городе Сочи
– Такую красоту необходимо показывать. Где довелось выступать?
– Выступали несколько раз в абаканском Центре детского творчества на конкурсах, на Дне города. Вот в ХГУ отличились. Две коллекции возили в Сочи. Стали дипломантами, увезли оттуда все первые награды. В Сочи побывали японская коллекция и "Гжель".
– Поездки осуществлялись тоже на родительские деньги?
– На чьи же еще? Это другие группы сопровождали руководитель дефиле, хореограф, парикмахер – по пять педагогов на группу. А мы всех своих детей сами организовывали – я и хореограф Ольга Кремлякова. Как стильно заплетать косички, показала знакомый парикмахер, и поехали. Все равно было здорово. Для японской коллекции единственный наш мальчик Рома Полищук на уроках труда смастерил участницам настоящие японские сабо из дерева. Эти наши деревянные сандалии с яркими лентами и ремешками потрясли всех конкурсантов. А "Гжель" мы вышивали всю дорогу в поезде – не успели закончить работу. Тоже выступили замечательно. Жаль, что сейчас это направление потихоньку гаснет. В последние годы номинации "Театр мод" нет в городском марафоне. Некуда поехать показать, негде участвовать. Возить коллекции и детей в Москву или Санкт-Петербург, где еще проводятся такие конкурсы – очень дорого.
Вырастают
не только из платьев
Между тем школьный театр мод уже выпустил своих первых участников. Многие из них поступили в вузы, уехали в другие города. И, наверное, вспоминают свои творческие посиделки за рукоделием и дефиле в самодельных нарядах с улыбкой и грустью.
Закончили школу брат с сестрой Лиля и Рома Полищук. О них говорят как об очень творческих и талантливых ребятах. В кружке они с самого начала, на старых фотографиях их место в центре. Улыбающиеся, зажигательные, в самовязаных туниках и рубашках из льна, в японских кимоно, в черно-белых щегольских брючках, стилизованных под начало века, они не менее органичны, чем актеры немого кино.
Сейчас брат с сестрой учатся на хореографов, а рукодельничать в кружке осталась их сестренка Эля. На фотоснимках новой коллекции она, конечно, не так обворожительна, как старшеклассницы Юля Дмитриева, Лиза Торгашина и Кристина Проскурина, но ее воздушный наряд мало чем уступает старшим девочкам – сложный крой, множество деталей и торжественный стиль минувшей эпохи.
Девочки растут, преподаватель сетует, что перед каждым показом платья приходится подгонять по подрастающим фигуркам. Все стремительно становится мало.
Все устаревает и требует все новых и новых художественных решений. К созданию своей "Хохломы" школьницы привлекли учителя изобразительного искусства Светлану Власову. Потому что придумали новую технику – роспись по ткани. Без специалиста – никак! Эксперимент удался. А может, и не время меняется, а они сами. Меняются и придумывают что-то новое, не забывая старого. В обычной школе обычные дети с обычными учителями в обычном кабинете технологии создают необыкновенную красоту.