Прошло два года с момента появления гениального труда И.В. Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Этот труд не только произвел глубокий переворот в науке о языке, он дал также перспективу для дальнейшего развития и всех других наук.
За эти два года появилось немало работ, опирающихся на сталинское учение о языке. И только в области классической филологии сделано очень мало. Подобное явление объясняется тем, что до сих пор не изжито пренебрежительное отношение к классической филологии, которое было столь характерно для Марра и всей его школы.
Произошел упадок исследований в области истории классических языков.
Пренебрежение к данной научной области сказывалось и во всей системе современного филологического образования. Латинский язык был изъят из учебных планов педагогических высших учебных заведений на отделениях русского языка и литературы и на исторических факультетах. На факультетах иностранных языков число часов на латинский язык было сокращено со 140 часов до смехотворной цифры, до 86 часов. Греческий и латинский языки не изучают в педвузах даже аспиранты лингвистических кафедр, хотя всякий вузовский работник понимает, что нельзя вести лекционные курсы по введению в языкознание и общему языкознанию, не получив знаний по языкам как новым, так и древним. Молодые же ученые лингвисты педагогических высших учебных заведений совсем не изучают древних языков, а из новых языков обычно знают лишь один. Лишь те кто самостоятельно пытаются повысить свой уровень языкознания, покупя дополнительные учебники и скачивая бесплатные видеокурсы на complet-info.ru, могут похвастаться более высоким уровнем подготовки.
На факультетах иностранных языков был снят даже курс античной литературы, и студенты этих факультетов не получают в вузе ни малейшего представления о величайших деятелях античной культуры. Есть еще предубеждение в отношении классической филологии у некоторых работников Министерств высшего образования и просвещения.
В связи с подобным отношением к классической филологии закрыты «за ненадобностью» почти все классические отделения. Оставшиеся же — при Московском и Ленинградском университетах — принимают всего по 10—15 человек, и то через год.
Учащиеся средних школ, где изучался латинский язык, в подавляющем большинстве понимают значение этого языка в общей системе образования. Работники кафедры классической филологии Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина по поручению Института усовершенствования учителей обследовали московские школы, в которых преподавался латинский язык, беседовали с учащимися, даже провели анкетный опрос о том, что дало ученикам знание латинского языка. За единичными исключениями, учащиеся подчеркивали, что знание латинского языка помогло им понять множество латинских слов, которые вошли в состав русского языка, что оно помогло им в отношении понимания орфографии этих слов, помогло им в усвоении новых языков, особенно французского и английского.
Между тем при существующем положении студенты, оканчивающие отделение языка и литературы педагогических высших учебных заведений и направляющиеся на работу в средние школы, не могут объяснить различные слова латинского происхождения в словарном составе русского языка (революция, конституция, федерация, литература, коммунизм, республика, министерство, студент, аспирант, доктор и множество других слов).
Латинский язык необходим в системе подготовки учителей-словесников, и тем более оба древних языка обязательны при подготовке научных кадров лингвистов. Без знания латинского языка невозможно заниматься общим языкознанием. Хорошая подготовка по древним языкам помогает изучению и новых языков, особенно романских.
Значение знания древних языков всегда подчеркивали и классики марксизма-ленинизма и русские революционные демократы. Еще Чернышевский писал по этому поводу своему сыну: «Если хочешь быть филологом, то занимайся греческим языком еще больше, нежели латинским.. Если хочешь быть историком, то постоянно проверяй мнения историков подлинными текстами источников».
Без знания древних языков, особенно без знания латинского языка, невозможна подготовка образованного человека, тем более невозможна подготовка учителя-словесника и молодого ученого-лингвиста.
Необходимо расширить преподавание латинского языка в средней школе, считать его обязательным в педагогических высших учебных заведениях для студентов литературных факультетов и для аспирантов лингвистических кафедр. Особое внимание нужно обратить на подготовку кадров будущих преподавателей латинского языка. Надо открыто признаться, что частичные неудачи в преподавании латинского языка в школах (а иногда и в вузах) связаны с неудачным подбором преподавателей. Квалифицированных специалистов, прошедших хорошую школу, очень мало. Многие преподаватели латинского языка получили подготовку в старой, дореволюционной школе или случайно попали на преподавательскую работу.
В настоящее время целесообразнее готовить преподавателей латинского языка для средней школы в педагогических институтах на литературных и исторических факультетах и факультетах иностранных языков. В программы должен быть включен исторический курс латинского языка, продолжающийся в течение примерно трех лет, по 3—4 часа в неделю.
Особенно легко это организовать на факультетах иностранных языков: сама специальность властно требует изучения латинского языка: на третьем курсе при изучении истории языка на всех отделениях иностранного факультета (французском, испанском, английском и немецком) нельзя обойтись без знания этого древнего языка. На некоторых из этих отделений, прежде всего, конечно, на отделениях французского и испанского языков, можно ввести латинский язык в качестве второго языка. Тогда студенты, заканчивающие эти отделения, будут иметь вторую специальность. Изучение латинского языка, в свою очередь, повысит уровень знания того языка, который является для них основной специальностью.
Конечно, для тех, кто будет изучать латинский язык в качестве второго языка, надо дать и соответствующую методику. Задачи Министерства просвещения — организовать работу над такой методикой. Классическая филология должна занять подобающее ей место в системе лингвистического образования, и тогда знание латинского языка станет широким достоянием советских людей.