Валерий Редькин — доктор филологических наук, профессор ТвГУ, автор многих книг литературной критики и поэзии. Заведует кафедрой филологических основ издательского дела и документоведения. Окончил историко-филологический факультет Калининского пединститута, аспирантуру на кафедре русского языка в Московском пединституте им. Н.К. Крупской. Преподавал историю и литературу в средней школе. Работая в университетах Польши, внес определенный вклад в укрепление дружбы двух стран, за что был награжден «Золотым знаком чести» общества польско-советской дружбы. Редькин —член Союза писателей России, дважды лауреат литературной премии им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автор более 150 научных работ, в том числе пяти монографий и четырех учебных пособий. Подготовил пятнадцать кандидатов и двух докторов филологических наук.
Маленький индивидуалист
У него вполне трезвый взгляд на мир, реальная самооценка, всегда и на все он имеет собственный, зачастую критический взгляд. Никогда не умел лебезить перед начальством и заигрывать с общественным мнением, отчего часто оказывался в оппозиции — как к власти, так и к коллективу, в котором работал. Признается, что неспособность к компромиссу очень мешала общению с окружающими, поэтому друзей нажил немного, зато настоящих.
— Такой характер дал себя знать еще в школе — в своем классе я всегда был лидером, — рассказывает мой герой. — Но где-то лет в одиннадцать мы вслед за отцом-военным переехали, я пошел в другую школу, где был сложившийся коллектив, со своими правилами и отношениями. И я со своими лидерскими замашками не очень пришелся ко двору. К тому же рос принципиальным ребенком — не давал списывать, потому что считал, что это неправильно. Конечно, я вызвал неприятие в коллективе, меня даже пытались бить. С тех пор я против коллективизма, так как в этом случае большинство решает и давит на человека, заставляя его подстраиваться. Конечно, жизнь, в конце концов, научила меня договариваться с людьми, но все-таки характер не изменить, и мне до сих пор дается это иногда с трудом.
Валерий Александрович явился миру в сорок первом, он так называемый ребенок войны. Самые первые, смутные воспоминания связаны с эвакуацией в Новосибирскую область, куда он отправился вместе с матерью. А самые яркие, конечно, с Победой. В деревне на Дальнем Востоке, куда семья вернулась из эвакуации, имелся допотопный радиоприемник, по которому сквозь треск и неполадки местный радист услышал весть о победе.
— Сказать, что все были безумно рады, значит, ничего не сказать — этого не передать словами. Той же ночью солдат послали строить помост для митинга. Как сейчас помню: все уселись прямо на траве вокруг трибуны, а отец — он был командиром полка — выступал с нее, говорил о мужестве наших бойцов и счастье победы.
Молодежь во все времена одинаковая
Всю трудовую жизнь профессор Редькин занимается общественной и воспитательной работой с молодежью и считает, что во все времена она одинакова. Время наносит свой отпечаток на образ жизни и мысли, появляются новые приоритеты, но молодость, считает Валерий Александрович, всегда прекрасна. Единственное, чему нужно бы поучиться нынешним молодым у старшего поколения, по мнению профессора, так это уважению к опыту своих учителей. «Слишком много гордыни в них, они уверены в своей бесспорной гениальности и не желают учиться у тех, кто уже прошел школу жизни». Конечно, и у моего героя была возможность вполне вкусить всех прелестей молодости — не сразу же он стал профессором! Редькин был молодым во времена так называемых шестидесятников, уже в студенческие годы работал в «Смене», «Калининце», «Учительской газете». «Молодой да ранний, выскочка» — такие эпитеты присваивались моему герою в ту пору за то, что критиковал порядки в пединституте, где сам же и учился — ну, мы помним, каков у него был характер.
— Журналистика меня привлекала с самого начала. Были попытки заняться и литературной деятельностью. Как-то в «Калининце» опубликовал рассказ, в котором буквально предсказал свою судьбу. Как буду работать в вечерней школе и встречу хрупкую девушку по имени Катя. Именно такой и оказалась моя избранница, и по окончании вуза мы вместе с ней два года отработали в школе — преподавали историю и литературу. Хотел продолжить писательствовать, но жена сказала, что этим семью не прокормишь и лучше идти в науку, зарабатывать деньги проверенным способом.
В науку Редькин пошел, но и литературу не оставил. Как председатель правления местного отделения Союза писателей, Редькин оценивает деятельность юных дарований и на литературной ниве, отмечая безусловное присутствие таланта, но и некоторую распущенность молодых писателей.
— Сегодня у нас в достатке различных литературных клубов, и для публикации также масса возможностей — были бы деньги. Некоторые критики говорят: сейчас больше пишут, чем читают. И оттого ли, что пишут нынче слишком много, или по какой другой причине редактура зачастую находится на очень низком уровне, а то и отсутствует вовсе — что принесли, то и опубликовали.
Я не могла удержаться, чтобы не спросить мнения моего собеседника о тверской журналистике. Ответ оказался не слишком утешительным, но, признаюсь, ожидаемым.
— Должен отметить, подготовка журналистов в нашем университете находится на не очень хорошем уровне. Мне кажется, не хватает чисто организационных моментов — у нас недостаточно профессионалов в этом деле. Можно, конечно, склоняться к распространенному мнению, что классным журналистом можно стать и окончив, скажем, медицинский вуз, но я не совсем согласен с этим. Все-таки базовое профессиональное образование должно быть. Ну и, конечно, опыт, талант и способность владения словом. Все это действительно можно приобрести самостоятельно, если очень захотеть.
Духовность и национальное самосознание
Во все времена духовность для профессора Редькина была превыше всего — этим термином определяется практически все его существование. Именно в духовности берут начало человеческие взаимоотношения, самое главное в которых — это справедливость, а ее попирание вызывает в нем бурю эмоций.
— Не люблю бессовестных и лживых, — делится мой собеседник. — И со временем ничего не поменялось — всегда делил людей на честных и подлецов. Самое интересное, что меняется строй, цели, приоритеты, а люди — никогда. Все самые низменные и возвышенные чувства остаются в нас жить во все времена. С этим знанием я соответствующим образом общался с людьми, и за подобные взгляды меня, бывало, увольняли с работы, а однажды чуть не исключили из партии.
— Зачем же вы вступали в нее, будучи заведомо несогласным с ее политикой?
— Как сказал герой одного из романов Нудара Думбадзе: «Я вступил в партию для того, чтобы в ней было больше честных людей». Вот и я надеялся, что может тогда в нашей партии можно будет навести порядок. Но, как случалось со мной всегда, я со своими благими намерениями оказался там белой вороной.
Обычно, когда дела обстоят таким образом, ничто не мешает человеку продолжать шокировать окружающих, и в 1987 году при первой возможности Валерий Александрович окрестился. Будучи в душе всегда глубоко верующим, он не понимал — каким образом борьба за справедливое общество противоречит христианским ценностям? И зачем большевики потратили столько энергии на борьбу с религией?
— Здоровое государство не может существовать без национального самосознания, которое воспитывается культурой и историей страны, которые, в свою очередь, основаны на религии. Вот и выходило, что на протяжении всего XX века сознание нации планомерно разрушали, если не считать всплеска, пришедшегося на годы войны — но без этого просто нельзя было бы победить. А потом народу начали навязывать интернационализм. Даже слово «русский» заменило безликое «советский».
Во время бесед с героями моих материалов я не слишком часто встречаю характерные жесты рук, используемые ими, поэтому сразу обратила внимание на руки Валерия Александровича. Я не слишком разбираюсь в значении жестов, но сцепленные пальцы в начале разговора мало походили на приветствие. Действительно, заглянув в толкование, я прочла: жест обозначает недоверие и желание человека скрыть свое отрицательное отношение. Эх, хорошо, что я тогда этого не знала! Все исправили кисти рук, ставшие в процессе разговора «шпилем» — эдаким ромбом. Знатоки утверждают: так складывает руки человек, внимательно слушающий собеседника. Кроме того, это человек уверенный в себе, соблюдающий четкую субординацию, много знающий и не старающийся это скрывать. Ну что ж, подписываюсь. Мы говорили о разном и ни о чем конкретно, но само течение разговора помогло мне составить представление о моем собеседнике. Профессор Редькин в какой-то мере остался загадкой для меня, вполне общительным, но все же человеком в себе и немного философом.
— Я прожил довольно интересную жизнь и могу прямо сказать — иногда те или иные явления жизни настолько удивляют, что подумываю заняться написанием мемуаров. Очень хочется поделиться ими с потомками. Никак не хватает времени сесть наконец за этот труд, но я обязательно займусь — вот только выгонят меня с кафедры на пенсию, и займусь, — смеется Валерий Александрович.