В нескольких регионах страны в этом году школьники, имеющие проблемы со зрением, впервые сдавали ЕГЭ и ГИА (государственную итоговую аттестацию). Без конфузов, к сожалению, не обошлось. Так, некоторых плоховидящих ребят посадили на последние парты. Взрослые, сами того не подозревая, создали для детей стрессовую ситуацию, из которой те выбрались не совсем успешно. Но сейчас не об этом.
В целом, как отмечают организаторы, почин прошел довольно удачно: некоторые незрячие дети справились с заданиями даже лучше своих здоровых "коллег". Чтобы узнать и разобраться в тонкостях того, как слабовидящие и слепые ученики из республики справились с ГИА, как планируют "расквитаться" с ЕГЭ и другими экзаменами, наш спецкорр отправился в единственную в республике специальную (коррекционную) образовательную школу-интернат третьего и четвертого вида (для слепых и слабовидящих детей).
Брайль недоступен
В тот день, когда мы наведались в учреждение, внутри царила непривычная тишина. Сотрудники разговаривали полушепотом и просили рабочих, делающих ремонт в кабинетах. Причину тому долго искать не пришлось – на одной из дверей висела табличка: "Тихо, идет экзамен". Это предупреждение выглядело немного нелепо, если учесть, что ГИА и все остальные испытания уже позади.
– Сегодня показывает свои знания девочка из поселка Майна, – пояснила заместитель директора по учебной работе Оксана Давлячина. – Обучается она дистанционно. В день, когда все сдавали экзамен, девочка была в реанимации. Вот сегодня в щадящем режиме пишет математику.
В коррекционной школе в этом году ЕГЭ, в отличие от итоговой аттестации, никто не сдавал. Но, несмотря на это, министерство образования и науки Хакасии ежегодно интересуется – осмелится ли кто-нибудь из выпускников отправиться на госэкзамен. Ответ в последние несколько лет был всегда отрицателен.
Даже единственный выпускник-2012, подающий большие надежды, предпочел государственным испытаниям экзамены в традиционной форме. Причина такого выбора проста: мальчик совершенно незрячий, а в республике пока нет возможности для того, чтобы готовиться в течение года по сборникам, переведенным на шрифт Брайля – рельефно-точечное тактильное "начертание", предназначенное для письма и чтения незрячими людьми. Стоит заметить, приобрести такие пособия в нашем регионе практически невозможно. Единственный выход – заказывать в Москве. А это по кошельку далеко не каждой семье.
– Школьник учился у нас 12 лет. Позже объясню, почему. Он сдал изложение с элементами сочинения на "отлично" и математику на "хорошо", – перечисляет Оксана Владимировна. – Его работы учитель-тифлопереводчик перевел на плоскопечатный вариант. Так и сдали два варианта. У нас все педагоги, которые прошли переподготовку, являются тифлопереводчиками. Они переносят на бумагу ответы незрячих ребят, полностью копируя их орфографию и пунктуацию.
По мнению сотрудников школы-интерната, уже на следующий год три слабовидящих школьника республики будут сдавать ЕГЭ. К этому их с начала учебного года начнут усиленно готовить. Многие планируют поступать в средние и высшие учебные заведения, поэтому без главного тестирования страны в любом случае не обойтись.
– Как это будет выглядеть, пока сказать сложно, – признается завуч. – Но, скорее всего, к ребенку будет представлен ассистент. При затруднениях у него будет возможность спросить, уточнить. Ведь даже текст на экзаменационных листах бывает напечатан не слишком качественно. Они задание могут просто-напросто не увидеть. По правде говоря, даже в обычных сборниках для подготовки есть описки. Не исключено, что они будут и в вариантах для слабовидящих. К тому же тут много других тонкостей.
Если по русскому языку алфавит остается прежним, то с царицей всех наук придется помучиться. Так, например, дроби по Брайлю пишутся совершенно по-другому, и, если их показать обычным ученикам, те никогда не смогут справиться с простейшими заданиями. Да и, честно говоря, не каждому школьному педагогу это будет по зубам.
А вообще учиться детям с проблемным зрением намного труднее, в отличие от здоровых. Им мало того, что нужно все всегда помнить, так еще и знать назубок. И тут ни шпаргалки, ни даже списывание у сидящей впереди соседки не помогут. Потому, наверное, и говорят, что незрячие – совершенно особая каста людей.
Массовая школа – не всегда вариант
Учебный процесс в коррекционной школе протекает несколько иначе, чем в обычной. Во-первых, первый аттестат выдают не в девятом классе, как принято, а в 10. Во-вторых (хотя это скорее как следствие), учебный процесс продолжается на год дольше. И вместо 11-классников из учреждения выпускаются 12-классники.
- Те ученики, которые являются инвалидами, имеют право сдавать щадящий экзамен, – продолжила Оксана Давлячина. – Так, в 10 классе у нас сейчас учатся 10 человек, из них семь – инвалиды. По закону, они могут выбрать два экзамена, а не четыре, и сдавать их в традиционной форме: изложение по сборнику и контрольную работу. Но двое детей отказались от этого. Они решили посмотреть, узнать, что такое ГИА. Все же остальные планируют в будущем продолжать обучение, поэтому администрация настояла на том, чтобы и они отправились на итоговую аттестацию.
И, как оказалось, не напрасно. Теперь учащиеся школы-интерната не понаслышке знают, что такое экзамены в форме тестов и какие неприятные неожиданности их могут ждать.
– Первый экзамен – математику – дети написали чуть хуже, – объясняет Оксана Владимировна. – Они попали в новую школу, непривычную обстановку, их разъединили по разным аудиториям, они растерялись, да и стресс, в конце концов, никто не отменял.
Все эти нюансы сказались на результатах. Но, к счастью, обошлось без "двоек". На второе испытание ребята пришли уже более подготовленные, не столько в умственном плане, сколько в морально-психологическом.
По мнению наблюдателей, много времени у детей из специальной школы уходит на прочтение задания, на его осознание. А зрение у каждого из них особое – у кого-то трубчатое, у кого-то сумеречное... На "пальцах" этого, к сожалению, не объяснишь. Весь смысл в том, что в зависимости от типа патологии человек видит совершенно по-разному. Чаще всего – это лишь малая часть от всей картинки. А нередко эта малая часть и вовсе расплывается. Потому многие попросту не замечают какие-то мелкие детали и маленькие клетки, куда нужно ставить галочки или вписывать варианты ответа.
– Наших детей на первый экзамен посадили в один класс вместе со здоровыми, – говорит Оксана Владимировна. – И когда они приступили к заданиям, они боялись достать лупу. Им стыдно было. Ведь на них все смотрят! Хотя об этом мы предупреждаем заранее. Объясняем им: это ваши знания, ваш сертификат. Одна девочка вообще в истерике билась, не могла сосредоточиться. И ничего не поделаешь с этим. Хотелось, чтобы на государственной итоговой аттестации, как и на госэкзамене, инвалидам давали дополнительное время. Им нужно больше минут на осознание материала. Вот именно поэтому обучение в коррекционной школе так долго длится.
Вообще в этом специализированном учреждении обучается 113 детей, 13 из них – по Брайлю. Среди них есть и совсем слепые дети, и те, у кого от зрения остались только светоощущения.
– Вот смотрите, пришли родители девочки, которую переводят в этом году в 12 школу, – неожиданно обратила внимание завуч на женщину, стоящую на пороге учительской. – Нет, детей забирают из нашей школы нечасто. Некоторые выздоравливают, и мы их переводим в массовую школу, некоторые считают, что в других учреждениях условия лучше. Вот, например, в этом году второклассник ушел и в течение четверти вернулся.
Как говорят те, кто успел поучиться в нескольких школах, коррекционная – лучшая, потому, что в ней совершенно другой подход к ученикам. Но для тех, кто все-таки хочет ее покинуть, лучше сделать это как можно скорее, до седьмого класса. Причина проста: до этого времени программа почти не расходится с программой обычных школ. Другое дело – средние и старшие классы, где из-за сложности предметов занятия начинают растягиваться на долгие месяцы.