«Золотой век» Тверского княжества пришелся на время Михаила Ярославича Тверского. Он родился осенью 1271 года. В Святцах ближайшим небесным заступником всем новорожденным мужчинам был архангел Михаил, отсюда и имя тверского князя.
К слову, в «Энциклопедии ангелов», составленной Розмари Эллен Гуили, рассказывается о главнокомандующем армии Бога — Михаиле, самом знаменитом и великом ангеле в христианском, иудейском и исламском предании. Это еврейское имя означает «кто как Бог»; он выполняет многочисленные обязанности — воин, священник, защитник, целитель и хранитель. На небе он занимает много должностей: глава сил и архангелов, один из ангелов присутствия, Князь Света, Ангел Истины, Ангел Покаяния, Праведности, Милосердия и Спасения. Кроме того, он исполняет обязанности Ангела Смерти. В христианском предании архангел Михаил является святым покровителем бакалейщиков, моряков, парашютистов и полицейских.
ПОДЪЕМ КНЯЖЕСТВА
Отцом князя Михаила был брат Александра Невского - первый тверской князь Ярослав Ярославич, умерший за шесть недель до рождения сына. Матерью - Ксения Юрьевна, по некоторым данным, внучка князя Михаила Всеволодовича Черниговского, убитого в Орде и причисленного к лику святых.
Сотрудница областного музея Надежда Козлова в книге «Тверская область», лучшем местном издании нынешнего года, отмечает, что в тверской политике еще в 1270 -1290 годы проявились важнейшие инициативы: попытки собрать воедино русские земли и оказать сопротивление Золотой Орде. Так, при подходе к Твери Дюденевой рати в 1293 году знать и горожане дали клятву не сдаваться. Весть о прибытии из Орды князя Михаила предотвратила нападение на Тверь ордынского войска, уже разрушившего 14 русских городов.
В то время Тверь была многолюдным торговым городом, центром сбыта хлеба и других товаров в Новгород, Псков, Смоленск, Литву. Свидетельство экономической мощи: именно в Твери спустя полвека после Батыева нашествия возродилось каменное строительство — в 1285 году заложен величественный Спасо-Преображенский собор. Тверь стала ведущим культурным центром Северо-Восточной Руси: здесь сложилась своя школа живописи, множились уникальные рукописные книги, в том числе иллюстрированный список «Хроники» византийского писателя Георгия Амартола, содержащий в тексте 127 миниатюр. После в 1280-х годах возобновилось летописание, а в 1305 году составлен общерусский летописный свод. «Особенно усилилась Тверь при князе Михаиле Ярославиче (1271 — 1318 гг.)», - подтверждает Н.Р. Козлова.
ВЕЛИКОКНЯЖЕСКИЙ СТОЛ
В 1304 году умер сын Невского Андрей, великий князь Владимирский, и по древнему «лествичному» праву великокняжеский стол достался Михаилу, отправившемуся в Орду за подтверждением своих прав. Ярлык он получил и в 1305 году стал по старшинству великим князем Владимирским. В то время на Руси не было силы, которая превосходила бы Тверь. Не случайно в своем послании к Михаилу Тверскому Константинопольский патриарх Нифонт назвал его «великим князем всея Руси».
Однако на великое княжение претендовал и племянник Михаила - Юрий Данилович Московский, не имевший прав на великокняжеский титул. Завязался большой спор, в результате которого Москва и Тверь надолго стали врагами. Началось почти двухвековое противостояние Твери и Москвы, но не по вине тверичей.
МЕЖДОУСОБИЦА
Нет, тверичи не всегда были благороднее и лучше коварных москвичей. Немецкий историк Эккехард Клюг в монографии «Княжество Тверское (1247-1485)», изданной в серии Антэк под редакцией П.Д. Малыгина и П.Г. Гайдукова, описал распри между Тверью и Новгородом. К примеру, весной 1312 года Михаил Тверской организовал блокаду Великого Новгорода. Для того чтобы возобновился подвоз зерна, новгородцы заплатили 1500 гривен серебра и приняли обратно наместников Михаила.
После вступления на престол хана Узбека Михаилу пришлось отправиться в Орду. В его отсутствие князь Федор Ржевский в качестве доверенного лица Юрия Московского довел новгородское войско до Волги, где оно опустошало тверские деревни. Великий князь Михаил вернулся в Тверь осенью 1315 года и вскоре рассчитался с неверными новгородцами, потерпевшими тяжелое поражение 10 февраля 1316 года под Торжком. Против новгородцев выступили войско Михаила, татарский отряд под предводительством Тайтемира, Мархожа и Индуя и призванный Михаилом отряд суздальских князей. В последовавших мирных переговорах Михаил Ярославич добился выдачи князя Федора Ржевского и выплаты значительной суммы денег. Кроме того, он приказал срыть укрепления Торжка и заставил новгородцев принять своих доверенных людей. После столь серьезного вмешательства в дела новгородской автономии вряд ли стоило ожидать скорого улучшения в отношениях между великим князем и торговым городом. Доподлинно известно, что Михаил Тверской стал первым великим князем, перенявшим у баскаков взимание податей для Орды. Он получил хороший шанс укрепить великокняжескую власть.
Но усиление Тверского княжества настораживало администрацию Золотой Орды. Ярлык на Владимирское княжение в качестве приданого получил после двухлетнего пребывания в Орде Юрий Московский, женившийся на сестре хана Узбека — Кончаке. Ожидая сопротивления, Юрий с новой женой в 1317 году вернулся на Русь в сопровождении большого отрядя под началом Кавгадыя, состоявшего из татар, мордвы и бесермян Поволжья.
БОРТЕНЕВО
Михаил с войском встретил соперника у Костромы. Между князьями начались длительные переговоры, которые искушенный Михаил Ярославич использовал для того, чтобы собрать с еще подвластного ему населения различные подати. После этого, воздерживаясь от открытого неповиновения ханской воле и не вступая в вооруженный конфликт с Кавгадыем, Михаил без боя уступил владимирский стол московскому князю. «На все воля Божия», - решил он, а вернувшись в Тверь, укрепил город, понимая, что его не оставят в покое.
«Юрию оказалось мало стать великим князем Владимирским, - пишет краевед Валерий Годовицын в одной из своих книг для семейного чтения. - Он захотел уничтожить Михаила Ярославича и выступил в поход против него, начав разорять тверские земли, подходя все ближе к Твери. Москвичи и ордынцы жгли деревни и поля, брали много пленных. Чтобы верней была победа, Юрий послал за новгородцами, которые стали угрожать тверским землям с севера. Смелым ударом Михаил Ярославич разгромил под Торжком новгородское войско, а затем развернул полки навстречу Юрию».
22 декабря 1317 года Михаил Тверской дал решительный бой объединенным московско-ордынским силам у села Бортенева. Московские войска бежали в страхе и панике. Вместе с ними поле боя покинула и ханская рать. Тверичи вынудили отступить непобедимых доселе ордынских воинов. Эта победа, одержанная за 63 года до Куликовской битвы, стала первым подробно описанным в источниках сражением, когда Русь одолела ордынскую конницу.
Михаил понимал, что хан не простит ему разгрома, поэтому сделал тонкий ход. Он объявил дорогими гостями Твери взятых в плен красавицу Кончаку и брата Юрия. Пригласил в гости Кавгадыя. Этим он показал, что воевал не с ханским войском, а с Юрием, который не по праву напал на тверскую землю.
В начале 1318 года Михаил встретился с Юрием и новгородским архиепископом Давидом и заключил с ними мирный договор. Войну продолжать Юрий не стал, а вызвал соперника на суд в Орду.
СМЕРТЬ КОНЧАКИ
Примерно в то же время при загадочных обстоятельствах умерла Кончака. Юрий известил хана Узбека, что сестра его, в супружестве великая княгиня владимирская (в крещении Агафья), злодейски отравлена по приказу Михаила.
Михаил пытался урегулировать отношения с Москвой, отправляя туда посольства «о любви». Юрий, однако же, приказал умертвить послов «лютой смертью». В Житиях всех святых, опубликованных в 2007 году священником Иоанном Бухаревым, сказано, что «Юрий оклеветал святого князя перед ханом, будто он уморил жену его. Хан потребовал к себе князя».
У Михаила росло пятеро детей — Дмитрий, Феодора, Александр, Константин, Василий. Князь выслал в Орду Константина, а затем поехал сам.
ОБВИНЕНИЕ И КАЗНЬ
В Орде Михаилу поставили в вину три проступка: «царевы дани не дал еси, противу посла бился еси, а княгиню Юрьеву повелел еси уморить».
По первому пункту обвинения Михаил представил доказательства своей правоты, ибо «он записывал все». Необходимость составления подобных справок, возможно, и повлекла за собой задержку с отъездом в Орду, считает Э. Клюг. По второму пункту князь отвечал, что он спас Кавгадыя в бою и принял у себя с честью. В ответ на третье обвинение Михаил призвал в свидетели Бога: «яко ни на мысли ми того сътворити».
Против Михаила свидетельствовали люди, собранные Кавгадыем и Юрием. Среди них был и некий Романец, громадного роста и свирепой наружности. Автор исторического романа «Великий стол» Дмитрий Балашов сообщает, что это был тверской мытник (сборщик налогов), сбежавший от справедливой расправы.
Решающее слово оставалось за Узбеком, который, по всей видимости, не был уверен в вине Михаила и обоснованности смертного приговора. По всей вероятности, приговор был вынесен под воздействием политических мотивов, главным из которых была военная мощь Твери, продемонстрированная при Бортеневе и представляющая собой угрозу ордынскому господству.
Князь, находясь в заключении, благодарил Бога за страдания и просил докончить страдальческий подвиг, проводя время в молитве и чтении псалмов Давидовых. Однажды слуги хана приготовили ему проводников и лошадей для побега; но он сказал: «Избави меня Бог бежать. Если я сам и спасусь, а мои люди останутся в беде, - то какая же мне слава? Нет, лучше да будет воля Божия!»
22 ноября 1318 года Романец пронзил кинжалом грудь князя Михаила …
Тело Михаила погрузили на телегу и отправили в далекий путь. Его довезли до Москвы, где несколько месяцев продержали в церкви Спаса на Бору в Кремле. Только после длительных переговоров вернувшийся из Орды князь Юрий выдал за большие деньги тверичам тело их князя. Вдова и дети перевезли его тело в Тверь, в выстроенный им при жизни Спасский храм.
ЮРИЙ ДАНИЛЫЧ
Столичные краеведы рисуют Юрия более теплыми красками. На стороне Юрия был владимирский митрополит Петр. Юрий вел борьбу с Тверью для того, чтобы расширить пределы Московского княжества, не гнушаясь при этом различных интриг. Как и Михаил, он подкупал золотоордынских сановников, пользовался поддержкой войск Орды. К владениям Москвы были присоединены Можайск и Коломна, в результате чего Москва стала контролировать все течение Москвы-реки, что было очень выгодно для торговли.
В 1311 году Юрий захватил Нижний Новгород, где посадил на княжение своего брата Бориса. По рекомендации Юрия его брат Афанасий стал князем Новгородским.
В 1320 году Юрий ходил войной на рязанского князя Ивана Ярославича, укрепляя положение Коломны. Юрий не спешил делиться с Ордой данью, полученной от тверского князя Дмитрия Грозные Очи (сына Михаила Тверского), чем вызвал гнев хана Узбека.
Впрочем, Юрию не удалось толком воспользоваться властью князя, приобретенной с таким трудом. В 1322 году тверской князь Дмитрий Грозные Очи вернулся из Орды с грамотой на великое Владимирское княжение, и Юрий уступил. Некоторое время он провел, занимаясь делами в основном на Новгородчине, На одном из островов Невы он основал крепость Орешек, переименованную Петром I в Шлиссельбург. В том же 1323 году Юрий заключил Ореховский мир между Новгородом и Швецией и участвовал в походе на Устюг.
А в 1324 году отправился в Орду в надежде вернуть себе великокняжеский титул. Туда же выехал и Дмитрий Грозные Очи. Они встретились лицом к лицу 21 ноября 1325 года. Не сходя с места, Дмитрий собственноручно убил Юрия.
Тело Юрия было привезено на Русь и похоронено в Москве. У него осталась дочь Софья.
Крайне честолюбивый Юрий запомнился современникам как человек храбрый, но жестокого и сурового нрава.
Еще несколько десятилетий сыновья и внуки Михаила вели борьбу с московскими князьями за главенство над русскими княжествами. В Орде погиб не только Дмитрий Грозные Очи, но и другой сын Михаила - Александр, а также внук Федор. Их гибель ослабила тверское могущество.
ЗА ДРУГИ СВОЯ
Главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Кучкин подчеркивает, что трагическая гибель Михаила, злоключения с его прахом были настолько ярки и необычны, что заслонили в памяти тверичей все плохое в деятельности их князя: и кровавые междоусобные войны, которые развязывал Михаил, и ограбление и избиение мирных жителей Торжка в 1316 году, и привод на Русь татарских ратей, и страдания самих тверичей, пухших и умиравших от голода при возвращении из похода на Новгород осенью 1316 года, когда проводники завели тверское войско в глухие и непроходимые места.
Похороны князя в тверском кафедральном Спасо-Преображенском соборе 6 сентября 1319 года собрали огромную массу людей. Прошли годы. В Твери Михаил Ярославич стал почитаться как святой. Минули века. В 1549 году на II Московском соборе он был причислен к лику святых, хотя о нем и сейчас еще спорят историки. Житие святого благоверного князя Михаила, положившего душу свою за други своя, вошло во все русские летописи. К лику святых были причислены его жена Анна Кашинская и мать Ксения Юрьевна.