Эта летняя поездка, охватившая мою душу кольцом смутных прозрений и неуловимых чувств, случилась внезапно, нежданно, вдруг. Далекая от археологии, равнодушная к загадкам древней Хакасии, я брала с собой фотоаппарат и диктофон "на всякий случай", скорее, по профессиональной привычке, без цели зафиксировать факты или дать впечатлениям "перекрыть" сознание. Однако я недооценила ни собственную восприимчивость, ни величие тайн, сокрытых в хакасской степи.
Сплошные эмоции!
Это июльское утро началось для меня весьма нетрадиционно – утром. Выхожу во двор – ни души! Лишь дворник подметает у соседнего дома. Воздух – в теплом солнечном тумане, похоже, днем будет изрядное пекло. "Фома, поверила прогнозам погоды, – лениво думаю я, наряженная в джинсы. – Спасибо, хоть не в куртке вышла…".
Однако возвращаться – плохая примета, к тому же может быть всякое – вдруг "кратковременный дождь" сбудется? Главное – поскорей купить бутылку "Флэша" в дорогу (обедать мы будем в Аскизе, поэтому "о хлебе насущном" я не забочусь).
До археолого-этнографического музея-заповедника "Казановка", расположенного непосредственно в Аскизском районе, примерно 127 км от Абакана. машина у нас быстрая, домчит без проблем. Поприветствовав своих спутников, отстраняюсь и включаю плеер. Разговаривать или молча пялиться на мелькающие за окном до боли знакомые пейзажи не хочется. Закрываю глаза…
Мы проезжаем Хан-Куль, аалы Райков, Доможаково… Постепенно дорога обретает этнические черты – в сухой степи начинают встречаться менгиры, небольшие курганы. Мы минуем Аскиз, и до заповедника уже рукой подать, а мне не сидится на месте. Диапазон эмоций широк – от тихого восхищения до почти детского восторга. "Боже, как красиво! Потрясающе! Андрей, останови, пожалуйста!!!"
Под небом лета
Поскольку указатели по пути от села нам ни разу не встретились, наша маленькая экспедиция едет в некотором смысле по наитию. Такое положение вещей лишь добавляет загадочности царящей вокруг атмосфере. Пейзаж изменился разительно, мы словно спрятаны от суеты мира молчаливой и величественной стеной гор.
Я воодушевленно делаю кадры, солнце слепит глаза. Кажется, горы, неровные, надломленные, покрыты сизым бархатом и велюром всех оттенков зеленого. Невольно вспоминается истина хасидов о том, что время стоит на месте, уходим мы, люди…
Наш путь оказался верным – мы подъезжаем прямиком к большому щиту, до музея под открытым небом – несколько сотен метров. Просторная территория огорожена невысоким забором, уже издали заметны несколько юрт. Под открытым небом лета…
Когда видишь панораму – ярко-синяя река, огибающая выступ высокой скалы, текущая среди изумрудной зелени куда-то вдаль, к линиям гор, призрачных, темно-голубых – захватывает дух. И нет предела восхищению…
Хакасский республиканский национальный музей-заповедник "Казановка" был создан в феврале 1996-го. В 60-80-е годы XX века территория будущего музея-заповедника, которая составляет ни много ни мало 18,4 тысячи га, была исследована археологом Яковом Ивановичем Сунчугашевым. Здесь выявлено более двух тысяч памятников археологии. Самые ранние из них относятся к эпохе неолита, их "возраст" превышает 6 тысяч лет.
Атмосфера вечности
Юрты в долине Кюг, куда мы и стремились, появились лишь год назад. "Люди здесь бывают разные – от доцентов до студентов. Туристы приезжают со всего мира", – говорит заместитель директора "Казановки" Клара Артамоновна Сербигешева.
В штате музея работают пять женщин, их трудами юрты "обустраиваются". В самой главной (так я назвала ее для себя) – очень уютно. В центре – очаг, над ним в крыше – дымовое отверстие (тунук). Здесь же стоят железный треножник и казан, лежат поленья. На стенах – шкуры, национальная одежда. Много полок с разной домашней утварью, аккуратно расставлены ступа, самовар, туески, чашки, медная посуда.
– Откуда так много старинных вещей? – оглядываясь по сторонам, спрашиваю я Клару Артамоновну.
– Экспонаты мы собираем тщательно, – отвечает она. – Слева от вас, например, стоит сундук, которому больше ста лет. Бывает, люди из окрестных деревень приносят очередной раритет, дарят.
Полюбовавшись напоследок замечательным "альковом" и узорами на подушках, подумав: "Вот это да!" – я выхожу навстречу палящему солнцу (мои джинсы!!!). Манят небольшие чумы – конические шалаши из жердей, покрытые берестой и корой. Они смотрятся как отличная декорация для съемок исторического фильма о кочевом народе.
Чум из коры похож на увеличенную в десятки раз мутоновую шубу. Забавно. Какой чистый воздух! Невдалеке весело бурлит горная река Кюг. Среди травы у берега – прекрасный синий цветок. Впечатления и ощущения меняются, словно в калейдоскопе, и вдруг…
И вдруг меня накрывает атмосфера. Чувство невероятной защищенности и покоя. Кажется, все вокруг пронизано не только солнечным зноем и стрекотом кузнечиков, но и голосами вечности. Ты просто переполнен этим необъяснимым ощущением…
С того света...
По пути в историко-культурный комплекс "Улуг Хуртуях Тас" (день долог, мы успеем и туда) водитель то и дело жмет на тормоз, и мы, схватив фотоаппараты, снимаем изломы гор или менгиры, коих в "Казановке" – множество.
Мои спутники не преминули остановиться и у раскопанных могильников. "Иди, посмотри на это!" – повстанческий крик самого "дохожего" из нас нарушает тишину вокруг. "Я же не гот, мне кладбища неинтересны", – мотаю головой я. Однако после пары-тройки минут уговоров со вздохом повинуюсь и лезу на поросшую колючками возвышенность.
Могильное поле тянется сотни метров. Трудно себе представить, каким оно было в первозданном виде – от захоронений остались лишь выжженные солнцем участки с пучками степной травы, обложенные плитняком.
Эти вытянутые прямоугольники абсолютно разного размера вызывают чувство неясной тревоги и печаль. Мы спускаемся к дороге, наш фотограф щелкает очередной кадр и смеется: "Я назову эту фотографию "Они вышли с того света"! Неплохо?" Что тут скажешь – в десяточку!
Под дождем и снегом
Встреча с "большой каменной старухой" (так дословно переводится с хакасского название святыни) не могла не будоражить мое воображение. Я слышала немало историй о ее магическом воздействии на судьбу женщины. Ближе к сути, Улуг Хуртуях Тас – это "Мать всех матерей", или "Чрево земли". Уже несколько тысячелетий женщины из разных уголков мира молят ее о рождении ребенка. "И, ты знаешь, помогает!.." – что и говорить, такие слова не нуждаются в комментариях.
Согласно археологическим данным, стела из песчаника была вкопана в землю около 6 тысяч лет назад на месте геологического разлома, где отмечено мощное излучение особой энергетики. В древности на таких биоэнергетических участках проводили магические обряды.
Судьба степной богини непроста. До 1954 года Хуртуях стояла в Сагайской степи, под дождем и снегом. Опасаясь, что памятник древней культуры может разрушиться, археолог А.Н. Липский привез изваяние в Хакасский краеведческий музей. Полвека (до 2003 года) каменное божество находилось в Абакане.
Возвращение
В столице Хакасии паломничество к "матери матерей" не прекращалось. В память от городской жизни на стеле осталось большое жирное пятно. Женщины выполняли обряд – мазали высеченный на камне рот сметаной. Почему допускалась такая вольность – не понимаю.
В 90-х годах на съезде хакасского народа вопрос о возвращении древней богини в степь зазвучал очень настойчиво. Хуртуях стремительно теряла свое таинственное тепло. Возвратили памятник в родные места только после четырехкратного обращения Совета старейшин хакасского народа.
Чтобы защитить "каменную бабу" от разрушения, над ней построили стеклянную юрту, в которой поддерживается постоянная температура. Хакасы утверждают, что могучая энергия менгира только начинает пробуждаться после многолетнего отсутствия в степи.
Сейчас древняя святыня хакасского народа Улуг Хуртуях Тас причислена ЮНЕСКО к мировому культурному наследию и оценена в $1,5 млн. Историко-культурный комплекс, где расположена чудесная реликвия, входит в тройку самых посещаемых музеев Хакасии. Каменное изваяние находится в центре 35-километрового Аскизского могильника, самого длинного в Европе.
Мир ребенка
Я вхожу в прозрачную юрту с трепетом. Солнце уже не шпарит лучами, свет мягкий, теплый. Посреди "стеклянного дома" стоит Улуг Хуртуях Тас, взгляд ее обращен на восток, рот раскрыт в горестной песне, а на животе высечена личина…
У ног огромной степной богини (рост – 3 метра, вес – 2,6 тонны) лежат подношения: молочные продукты, талган, бусы, кольца. На ступеньках вдоль стен – цветы и мягкие игрушки. Сразу понятно, что ты очутился в маленьком мире матери и ребенка. У меня возникло неодолимое желание остаться один на один с божеством. "Прилюдно" не мечталось, мысли разлетались в разные стороны.
Сейчас, когда после поездки прошло больше месяца, хочется приблизиться к загадочному менгиру снова. Что меня манит – не знаю. Специалисты относят создание Хуртуях Тас ко времени возникновения шаманской космологии. Говорят, что "старуха" стоит и не слышит ничего, что происходит рядом. Однако как только женщина троекратно обходит вокруг нее, изваяние "оживает". Наука этому феномену объяснения не нашла, да и возможно ли раскрыть тайну священной силы?.. По материалам сайта http://vesvladivostok.ru