Современная эпоха принесла кардинальный пересмотр событий и личностей, оставивших значительный след в истории. Что знали мы, к примеру, о Петре Николаевиче Краснове (1869 - 1947 гг.) по советским источникам? Только одну сторону его деятельности - военно-политическую, причем, конечно, изрядно измазанную дегтем, тенденциозно и грубо спрямленную. «Краснов П.Н., один из главных организаторов контрреволюции в Гражданскую войну. В октябре 1917 года вместе с А.Ф. Керенским возглавил антисоветский мятеж. В 1918 году атаман Войска Донского и командующий белоказачьей армией. В 1919 году эмигрировал в Германию. Во время Великой Отечественной войны сотрудничал с гитлеровцами. По приговору советского суда казнен» (Советский энциклопедический словарь. М., 1982 г. С. 653). Больше ни строчки. В других словарях и справочниках аналогичная картина.
Между тем судьба П.Н. Краснова в высшей степени трагична и олицетворяет судьбу русской военной интеллигенции в переломное революционное лихолетье. Это была личность, оставившая яркий след в истории и литературе: полководец и талантливый писатель, преисполненный чувства высокого патриотизма и неизбывной любви к России.
П.Н. Краснов родился 10 (22) сентября 1869 года в Санкт-Петербурге. Его отец, казак станицы Каргиновской, служил в Главном управлении казачьих войск, имел чин генерал-лейтенанта. И после окончания Александровского кадетского корпуса сын тоже навсегда связал свою жизнь с военной казачьей службой.
В двенадцатилетнем возрасте он начал писать рассказы, касающиеся в основном славных страниц русской истории.
Уже в ранних произведениях П. Краснова определилось его творческое кредо - офицер и литератор идут в них рука об руку, - а также стилевая манера: непременная опора на действительные факты и документальные источники, исследовательский характер исторической прозы. У автора всегда с собой блокнот, в который он заносит свои наблюдения и размышления о войне и мире. Все чаще обращающаяся к творчеству этого самобытного автора отечественная критика отмечает: «Главными чертами писательского стиля П. Краснова следует считать прежде всего достоверность и объективность, отсутствие какой бы то ни было предвзятости. Эти качества прозы Краснова выгодно отличали его от множества поверхностных, прямолинейно-агитационных и назойливо пропагандистских вещей пролеткультовских авторов, выходивших в 20-х годах. Именно этим, вероятно, объясняется то обстоятельство, что его очерки гражданской войны «На внутреннем фронте. Очерки боевых действий» выдержали впоследствии два советских издания - в 1926-м и переиздание в 1928 году. Его мемуары о гражданской войне (Деникин - Краснов - Врангель. Мемуары. М. - Л., Госиздат, 1928. Они же: гражданская война глазами белогвардейцев. Т. 5. М. - Л., Госиздат, 1928. - В.Ю.) были также одним из немногих оппозиционных режиму произведений. Секрет здесь, пожалуй, один: Краснов всегда предельно точен, обстоятелен, достоверен и объективен, он всюду демонстрирует огромное знание военной жизни и поднимает большие пласты жизненного материала» (Очирова Т. Писатель и воин / Байкал. 1994. №2. С. 26).
В годы русско-японской войны за участие в боевых действиях П. Краснов был удостоен ордена Святой Анны IV степени и ордена Святого Владимира с мечами и бантом. В трудные для России времена Первой мировой войны он командует 10-м Донским казачьим полком. За храбрость и отличие в боях ему присваивается звание генерал-майора, он награждается Георгиевским оружием и орденом Святого Георгия Победоносца IV степени.
Начиная с Первой мировой войны, включая войну гражданскую и период эмиграции, атаман Краснов создает следующие романы и повести: «От Двуглавого орла к Красному знамени», «Амазонка пустыни», «За чертополохом», «Все проходит», «Опавшие листья», «Понять - простить», «Единая - неделимая», «Ларго», «Выпаши», «Подвиг», «Домой», «Белая свитка», «Царевна», «Екатерина Великая», «С нами Бог», «Цареубийцы», «Ненависть» и другие. В рукописях остались его романы «Погибельный Кавказ», «В житейском море» (изданный после смерти), «Между жизнью и искусством».
В эмиграции все больше занимает П. Краснова отечественная история. В ней он видит истоки многих драм и трагедий, обрушившихся на родную землю. По отношению к истории Краснов был ретроспективным, как мы бы сказали, оптимистом. Он писал: «Глядя в прошлое, не могу не верить, что будущее России окажется прекрасным. Пройдут тяжелые годы лихолетья, как проходили и раньше, Россия воскреснет и станет еще краше, нежели была, потому что русский народ полон героев». И далее: «Нам все тычут пьянством, развратом, грязью нашего народа, вбивают в голову, что мы никчемные люди, дикари, навоз для более культурных народов, выродки, которым одно осталось - умереть. За мной много лет жизни с этим народом, претворенным в солдата, казака… Горжусь, что я русский».
…Подлинной эпопеей революции и гражданской войны в России критики называют роман П. Краснова «От Двуглавого орла к Красному знамени» (Берлин, Медный всадник, 1922, в 4-х кн), выдержавший за рубежом несколько изданий. По свидетельству П.Б. Струве, книги П. Краснова, и в особенности роман-эпопея «От Двуглавого орла к Красному знамени», были для эмигрантов главным источником чтения, их зачитывали буквально до дыр. Наиболее значительный и грандиозный по замыслу (около ста авторских листов, то есть почти две с половиной тысячи страниц), этот роман писался 27 лет. Примечательно: не успело это произведение обрести право на прочтение в нашей стране и стряхнуть с себя пыль спецхрана, как А. Стреляный в «Литературной газете» (№32, 8.08.90 г.) окрестил его трилогией, разоблачающей мировой масонский заговор… Впрочем, кого нынче удивишь галопированным навешиванием ярлыков?.. Между тем блистательный успех этого романа превзошел все ожидания: он переведен уже на семнадцать иностранных языков и только у себя на родине с превеликим трудом пробивает путь к читателю…
Эта эпопея воплотила в себе масштабные исторические и нравственно-психологические конфликты, огромное число действующих лиц - как реальных, так и вымышленных. Не случайно западные критики сопоставляют это произведение с «Тихим Доном» М. Шолохова, определяя его как взгляд на русскую революцию «с белой стороны». Следует иметь в виду, что роман «От Двуглавого орла к Красному знамени» - один из целой серии его произведений о русской Смуте: «Единая - неделимая», «Понять - простить», «С нами Бог», «Выпаши», «Ненависть», «Долой!», «Подвиг», «Опавшие листья», «Ларго». В них по горячим следам событий, основанных на документальных свидетельствах, воскрешается жуткая правда гражданской братоубийственной междоусобицы, в которую вовлечены были народы разных наций, вероисповеданий, но принадлежащие к единому отечеству - России, обманутые фальшивыми лозунгами интернационального «всемирного братства».
«От Двуглавого орла к Красному знамени» нередко сравнивают с «Войной и миром» Л. Толстого - прежде всего по удачному художественному исполнению батальных картин. Скромнее оценивает это произведение П. Струве, у которого читаем: «Но все остальное в романе - и особенно психология лиц - было крайне слабо».
Думается, нет нужды спорить с П. Струве: ставить рядом с толстовским шедевром роман П. Краснова, может быть, и не стоит, но от этого его художественное значение нисколько не меркнет. Больше того, роман «От Двуглавого орла к Красному знамени» оказал определенное воздействие на советскую прозу о революции и гражданской войне. Не лишено, пожалуй, в этой связи замечание Т. Очировой: «Следует заметить, отношения Краснова-писателя с советской литературой не лишены парадоксальности. Но, признавая Краснова как личность и как общественного деятеля, яростно обличая то историческое дело, которому служил генерал Краснов, советская литература тем не менее охотно брала на вооружение его сюжеты, образные приемы, а подчас даже названия. Так, «Картины былого Тихого Дона» и «Степь» стали «Тихим Доном» и «Лазоревой степью» у Шолохова, «Восьмидесятый» - «Сорок первым» у Лавренева. Композиционное построение «Тихого Дона» - роман в четырех книгах - также перекликается в сюжетно-композиционном отношении и характере распределения исторического материала с четырехчастным делением романа «От Двуглавого орла к Красному знамени».
Построенный на богатейшей документально-исторической фактуре, роман «От Двуглавого орла к Красному знамени» обладает признаками художественности высокой пробы. Его серьезная фактологическая оснащенность работает на раскрытие концепции произведения, отнюдь не мешая художественности, напротив, углубляя ее: документализм является важнейшим структурообразующим центром жанровых характеристик этого произведения. Сюжет романа обусловлен исторической судьбой России на переломе ее глобальных драматических испытаний, с одной стороны, и личной судьбой автора, органически причастной к общей участи русского народа, - с другой. В историческом романе хроникально-биографического типа, каким является «От Двуглавого орла к Красному знамени», художественная емкость документальности увеличивается за счет подчинения последней концептуальному замыслу, писатель расширяет функции документов путем свободно контаминированных исторических обстоятельств.
П. Краснов стремится к максимальной правдивости изображения жизни, но вместе с тем решительно избегает натуралистических подробностей и смакования ужасов. Трагические стороны бытия у него действительно ужасны (вспомним страшные пытки, которым подвергся в подвалах ЧК генерал Саблин), но ужасны не натуралистическим правдоподобием - их попросту нет в произведении, как нет и стремления автора запугать читателя: ужасно то, что в мрачных условиях революционной катастрофы человек распался как человек - создание Божье на святой земле… Это действительно не может не ужасать.
Однако трагические картины в романе не подавляют своей безысходностью, напротив, вселяют оптимизм, веру в светлый час России. Не случайно торжественно-патетический пафос освещает сцену гибели героя: гордо, не склонив головы, идет на свою голгофу бесстрашный генерал-патриот Саблин.
Автор задается вопросом: что двигало белым воинством - от рядового до генерала, когда они шли на смерть? Желание защитить свои богатства? Свое общественное положение? Наверное, и это тоже. Но что бы делал каждый из нас, когда грабят ваш дом, убивают ваших близких, растаптывают православную веру, патриотические идеалы, глумятся над святынями?..
В 1918 году, произнося речь на Кубанской краевой Раде, главнокомандующий Добровольческой армией генерал А.И. Деникин подчеркивал: «Добровольческая армия, ведя борьбу за самое бытие России, не преследует никаких реакционных целей и не предрешает ни форм будущего правления, ни даже путей, коими русский народ объявит свою волю». Единственный путь, который был изначально противопоказан России, по логике генерала, - путь большевистских экспериментов по созданию из России плацдарма для мировой революции. Генерал Краснов, как и Деникин, был убежден в пагубности подобного кровавого экспериментаторства и отдал все силы борьбе с большевизмом.
…Что сказать о сотрудничестве П. Краснова с гитлеровцами и трагической гибели генерала? Это черная страница его скорбной биографии. Борясь в эмиграции за автономию Дона, Краснов совершает роковой шаг: наивно поверив, что фашисты отдадут ему «независимый», «освобожденный» от коммунистов Дон, он попытался взаимодействовать с ними, но жестоко просчитался. «Хоть с чертом, но против большевиков» - так сформулировал свою позицию генерал.
В 1945 году вместе с тысячами русских генерал П.Н. Краснов был выдан англичанам, которые таким же образом передали частям НКВД десятки тысяч казаков и 35-тысячный обоз «Казачий стан». В момент сдачи англичанам ему шел уже 77-й год. Как пишет в книге «Жертвы Ялты» Н. Толстой-Милославский, опасности Советскому Союзу он уже не представлял и перед лицом мировой общественности лидерам победившего СССР достойнее было бы проявить гуманизм, помиловать и генерала, и тысячи других несчастных соотечественников. Не следует забывать, что П.Н. Краснов в годы Великой Отечественной войны дал казацкому движению свое престижное имя, посещал немецкие лагеря для русских военнопленных, писал воззвания в русской эмигрантской прессе, то есть вовсе не воевал с русским народом на фронтах, напротив - демонстрировал гуманность. К армии Доманова Краснов присоединился примерно за месяц до ее сдачи в плен советским войскам. Увы, старика генерала не пощадили… Ясно, что он был приговорен к смерти на самом деле за непримиримую борьбу с троцкистско-чекистским режимом в годы гражданской войны, за постоянное «фанатичное» разоблачение связей первого поколения большевистских хозяев России с Интернационалом. Не случайно А. Солженицын не без горькой иронии пишет в романе «Архипелаг ГУЛАГ», что среди выданных генералов большинство были эмигранты, союзники этих самых англичан по Первой мировой войне. В гражданскую войну англичане не успели их отблагодарить, возвращали долг теперь… так же обманно, пишет А. Солженицын, англичане передавали и рядовых - поездами…
17 января 1947 года П.Н. Краснов был повешен в Москве во дворе Лефортовской тюрьмы. Яркая личность П.Н. Краснова ждет своего правдивого биографа, а его замечательное творчество - объективного анализа. Многое в истории революции и гражданской войны требует кардинального пересмотра, в частности и пресловутые «три похода Антанты» - одна из многих идеологических фальшивок.
Владимир ЮДИН, доктор филологии, профессор Тверского университета