История древнейшего на территории Латвии города и княжества Ерсика (Герцике) восходит к X столетию, если не к более раннему периоду.
Легендарное и ныне почти забытое древнерусское княжество на Двине являлось уделом Полоцка. Обширна была его территория, к которой относились земли на левом берегу Даугавы, дюжина замков с прилегающими к ним деревнями. Большая часть этих малых крепостей принадлежала русским «мужам» – дружинникам, о которых говорится не только в хрониках, но и в исторических актах. Они платили подати князю Ерсики, оказывали ему помощь на войне. Кроме Генриха Латвийского, Герцике (Герцикэ) упоминается у Германна фон Вартбергэ в, у Дитлеба фон Альнпекэ в Рифмованной Хронике и по многих актах Х II !-Х IV вв. Позднейшие упоминания относятся к 1359 году.
Известно, что город Герцике был и велик, и богат. Во время своих грабительских набегов тевтоны не раз брали там множество ценной добычи. Город был населён не только русскими, но и латгальско-селским населением. Находился он на правом берегу Даугавы. С трёх сторон городище имело крутые склоны, а с напольной стороны было защищено дугообразным валом и деревянными стенами. Площадь укреплённого поселения составляла 7 500 кв.м. За валами города находилась обширная неукреплённая часть. В начале XIII в. здесь стояли две православные церкви.
Само название Герцикэ сближается со старославянским град, польским дгоб, русским город. В качестве аналогии можно вспомнить Городище – наименование рюри-кова замка близ Новгорода, на правом берегу Волхова, называвшегося у норманнов островной город или Согдаг. Словом Сегсеке, как и словом Городище, обозначалась часть Новгорода. Вывод в отношении двинского города напрашивается сам собою: если Городище на Волхове по-немецки Сегсеке, то и Сегаке на Двине, вероятно, не что иное, как Городище. Викинги Х-Х I вв. прекрасно знали Двину, в сагах упоминают они и Полоцк и Смоленск. Знали они и русское поселение на Двине (Даугаве). Скорее всего, оно было первым на пути вверх по реке, ставшее им известным, как русское.
Исходя из норманнского происхождения названия Герцике, можно судить и о древности города. Уже около 990 г. на нижней Двине было много укреплённых мест (Кокнесе, Герцике и другие). Все они были укреплены русскими для обеспечения плавания по Двинскому торговому пути.
В начале XIII века правил в Ерсике князь Всеволод, которого латышские историки любят называть «Висвалдисом». Но даже если, отрицая русское происхождение этого правителя, признать его православным латгалом, несомненно то, что он к тому времени полностью обрусел, а подданные его представляли собой многоязыкое и многоплеменное сообщество. Князь был женат на дочери знатного литвина Даугерута. На этом основании некоторые делают вывод, что правитель Ерсики находился во враждебных отношениях с Полоцком, поскольку состоял в родственной связи со злейшими врагами полочан, литвинами. Однако средневековая история знает немало случаев, когда правители заключали династические браки, и это не мешало им в дальнейшем воевать друг с другом. Зять нападал на тестя, дядя на племянника, а брат мог резаться с братом. Всеволод пытался вести тонкую политику и, сохраняя вассальные отношения с Полоцком, налаживал дружбу с опасными соседями-литвинами, что в его обстоятельствах было весьма разумным шагом.
По словам Генриха Латвийского, князь был ожесточённым врагом латинян (т.е. католиков) и постоянно враждовал с немцами. Осенью 1209 года епископ двинул свои силы на владения Всеволода. Войско тевтонов ворвалось в город и, как пишет хронист: «...собрало по всем его углом большую добычу, захватило одежду, серебро и пурпур, много ското, а из церквей колокола, иконы, прочее убранство, деньги и много добра...». В числе пленных оказалась и княжеская семья. Разграбив Ерсику и забрав е плен жителей, «благочестивые пилигримы» сожгли город дотла. Показательно, что ставя перед собой святую цель распространить среди язычников веру Христову, немцы без тени сомнения разграбили православные храмы Ерсики. Вспомним, что никто из древнерусских князей даже не пытался насильно навязывать христианство местному населению. У тевтонов такой подход вызывал презрительное недоумение. Как заявил один из епископов: «Кто не желает креститься, тот должен умереть».
После разгрома, чтобы спасти семью, Всеволод был вынужден признать своё подчинённое положение от епископа Альберта. Историк Карамзин в одном из примечаний о нём в соответствующем месте «Истории Государства Российского» приводит свидетельство немецкого источника. Клянясь епископу Альберту в верности, Всеволод называет его «пачка», что немецкий источник, а вслед за ним и Карамзин расшифровывают как «батюшка» (следовательно, Всеволод говорил по-русски!).
В 1212 году в Ерсике прошла встреча полоцкого князя Владимира и епископа, при участии вождей латгалов и ливов. Тогда и состоялась окончательная передача ливских земель Альберту, в обмен на его помощь в отражении литовских набегов.
В отношении судьбы Всеволода сведения скудны и противоречивы. Казалось бы, след утерян, тем более, что масса родовых архивов дворянских семей России безвозвратно сгинула в огне Гражданской и Мировых войн. Но, к счастью, нашёлся историк, который ещё в предреволюционные годы провёл колоссальную исследовательскую работу, буквально по крупицам разматывая генеалогические клубки и сверяя родовые предания, восстанавливал историческую правду. Его звали Михаил Александрович Таубе.
К сожалению, эмиграция вычеркнула имя этого выдающегося учёного из анналов советской исторической науки. Он и его исследования оказались под запретом. Любопытно, что и сегодня открытия М.Таубе не приветствуются в современной Латвии.
Основываясь на своих кропотливых научных изысканиях, Таубе сделал однозначный вывод, что правитель Ерсики, упоминаемый в Хронике Генриха Латвийского, есть никто иной, как Всеволод Мстиславич, сын Мстислава Романовича смоленского. Учёный доказал, что после 1215 г. Всеволод, «князь Герцике», на целых 10 лет, до августа 1225 года исчезает из поля зрения автора Хроники. В это же время в Пскове появляется князь Всеволод Мстиславич, участвовавший в дальнейшем в двух походах на Ливонию, а также в Липицкой битве 1216 г. После изгнания его новгородцами в 1221 году Всеволод Мстиславич упомянут в перечислении князей, бывших при Калке. Потом он в 1224 г. появляется на съезде князей в Киеве, а затем исчезает из русских летописей как раз к тому времени, когда в Хронике Генриха вновь появляется описание деятельности «князя Герцике» в Ливонии! Таким образом, один из авторитетнейших в Европе специалистов по генеалогии, Михаил Таубе, ещё в начале XX века однозначно относил «князя Герцике», к русским князьям древнего рода.
Исследователь допускал, что князь Всеволод Мстиславич мог быть родственником Бориса Полоцкого, и формулировал своё определение так: «Происходивший от Рюрика в 11 поколении, женатый на дочери литовского вождя, Всеволод Мстиславич, из рода князей смоленских, был около 1200 г. призван стать удельным князем великого княжества Полоцкого (бывшего в то время под сильным влиянием Смоленска), может быть, как родственник великого князя Полоцкого и, вероятно, как двойная гарантия против Смоленска и литовцев». Последнее известие о нём относится к 1239 г., когда согласно Лаврентьевской летописи Всеволод Мстиславич стал смоленским князем. Когда и при каких обстоятельствах скончался последний правитель Ерсики, нам не известно...