1 июня в Морском государственном университете имени адмирала Г. И. Невельского состоялось награждение лауреатов и призеров литературного конкурса «Крылатый парус», объявленного Морским университетом, Приморским отделением Союза российских писателей и Владивостокской центральной библиотечной системой к 120-летию морского образования и 150-летию Владивостока.
Наверное, случайных совпадений не бывает. То, что церемония награждения победителей конкурса проходила именно в первый день лета, в День защиты детей, тоже не было случайностью. И не только потому, что со словом «дети» мы неизменно связываем надежды на будущее. Речь идёт, прежде всего, о сохранении духовной связи поколений – именно в этом видели организаторы главную цель литературного конкурса.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что он удался. Было прислано более 150 работ в прозе, поэзии и публицистике. Активное участие в нём приняли 27 школ города. Несмотря на городской статус конкурса, работы шли из разных городов и регионов Дальнего Востока, Москвы и даже с Украины. Но главное то, что большинство конкурсных произведений было пронизано настоящим волнением и любовью, без которых не бывает истинных творческих удач. Любовью к морю и Владивостоку, любовью к дедам и прадедам, которые связали свои судьбы с морскими профессиями, любовью к родине, которая несмотря на все испытания остаётся великой.
Церемонию награждения вела Галина Якунина, председатель Приморского отделения Союза российских писателей и шеф-редактор управления информационного обеспечения Морского университета. Она возглавляла и жюри «Крылатого паруса». Призовой фонд конкурса стал, без преувеличения, народным. Партнером «Крылатого паруса» выступил магазин «Книгомир», подаривший серебряным и бронзовым лауреатам денежные сертификаты. Свою лепту внесли в призовой фонд библиотеки Владивостока и Центр детского творчества, а также выпускники и сотрудники Морского университета.
А самый первый взнос поступил от Марии Филипповны Косяк, учительницы начальных классов средней школы № 42.
– Это моя первая учительница, она стала моим Учителем на всю жизнь, – пояснила Галина Якунина.
Начиная конкурс, его организаторы даже не могли предположить, сколько специальных призов придется учредить по мере поступления работ. Специальный приз – «Самой юной участнице» – был присуждён восьмилетней ученице владивостокской школы № 38 Вике Хорольской.
Ещё один специальный приз – «За лучшее интервью» – Татьяна Бабошина, главный редактор университетской газеты «Меридиан», вручила ученице школы № 45. Центр патриотического воспитания МГУ учредил специальный приз «Наследники славы» для ребят, работы которых были посвящены участию моряков торгового флота в Отечественной войне.
Ещё один конкурс – на лучший компьютерный дизайн. Победила в этом конкурсе Анастасия Попкова, ученица школы № 57. Специальный приз ей вручила Наталья Левченко, автор эмблемы конкурса «Крылатый парус», которая украсила его дипломы: над легкой лодочкой, словно парус, изогнуто, «пушкинское» поэтическое перо – символ вдохновения и полёта.
И ещё один специальный приз – за лучшее художественное оформление – присудили выпускнице Находкинского филиала МГУ Оксане Волковой. Оксана прислала на конкурс поэтическую рукопись, которую дополнила тонкой лиричной графикой. Оксана стала призером и в номинации «Поэзия». На редкость гармоничное сочетание талантов…
Бронзовыми лауреатами конкурса «Крылатый парус» в номинации «Поэзия» стали Егор Ситников, ученик 8 класса школы № 35, и Александра Щеголева, девятиклассница школы № 61.
В номинации «Проза» третье место заняли девятиклассница Ирина Стеценко и аспирант института истории ДВО РАН Александр Рыбин.
В публицистике соответствующие дипломы вручили Дарье Дементьевой, ученице школы № 6, и Владимиру Шведову, лицеисту ДВГУ.
Серебро в поэзии было присуждено студентке Инне Атрощенко, в прозе – Наталье Титовой, дочери капитана, приславшей на конкурс интересный дневник, написанный во время рейса на Камчатку. Второе место с нею разделила студентка Владивостокского художественного училища Варвара Степанова. Её весёлой сказке «Как я стал моряком» можно было дать подзаголовок «Записки корабельного кота», она очень понравилась всем членам жюри.
Диплом второй степени в номинации «Публицистика» присудили 14-летней Наталье Мозговенко, которая прислала из Донецкой области (Украина) публицистическую статью «И всё-таки мы думаем по-русски». Отрывки из неё зачитала Татьяна Каширская, и во время чтения в переполненном зале стояла звенящая тишина. Ещё один серебряный диплом за публицистику вручили восьмикласснице Найденовой Марии за эссе «Море в моей судьбе или Невыдуманная история сухопутного человека». Эта документальная проза была написана таким ярким эмоциональным языком, что члены жюри даже заспорили: публицистика это или беллетристика?
В номинации «Поэзия» победила Валерия Федоренко, выпускница ДВГУ, молодой журналист, лауреат многих краевых и региональных конкурсов поэзии.
В номинации «Проза» победу присудили Алисе Ухань – студентке ДВГУ. Девушка прислала на конкурс целую серию маленьких сказок, озаглавив их «Сказки приморского города». В каждой из них полноправными героями выступают море и Владивосток. Диплом и приз Алисе вручила Светлана Капинос, заместитель председателя приморского отделения СРП, автор нескольких сказочно-фантастических книг. «Родная душа», – улыбаясь, обняла победительницу Светлана Николаевна.
Победителем конкурса в номинации «Публицистика» стал ученик школы № 57 Борис Тимофеенко. Его работа посвящена прадеду-моряку, Евгению Васильевичу Соколову. В 1943 году пароход «Ильмень», на котором шел Борин прадедушка, был торпедирован и затонул буквально в считанные минуты. Это было 17 февраля, в день рождения Евгения Соколова. Ему исполнилось тридцать лет… На его глазах ушел в морскую пучину лучший друг, начальник судовой рации. Но части экипажа удалось спастись и добраться на плотах до берега. «Ильмень» – это один из двадцати пяти пароходов ДВМП, которые погибли в огненных рейсах.
Конечно, низкий поклон семьям, учителям, и библиотекарям, которые занимаются с ребятами. Но немаловажно то, что сами школьники искренне интересуются прошлым своей страны, болеют за её настоящее и верят в её будущее.
Владивостоку очень нужен мост, который возводится сейчас над бухтой Золотой Рог. Но ещё более необходимы ему мосты духовные, которые связывают Приморье и Украину, Владивосток и Москву, восток и запад, прошлое и будущее, поколения и пространства. И пока эти мосты будут крепиться из поколения в поколение, Россия будет жить.
В этом – главный урок литературного конкурса «Крылатый парус».
Мы предлагаем вниманию читателей статью Наташи Мозговенко (в сокращении), занявшей второе место в номинации «Публицистика».
И всё-таки мы думаем по-русски…
Я живу в Украине, в Донецкой области. Жители нашей области разговаривают на русском языке, в отличие от других областей нашей страны. Мои родители, бабушки и дедушки всю жизнь говорили на русском языке. Многие мои родственники живут в Санкт-Петербурге, Москве, Владивостоке, на Сахалине. Я редко, но приезжаю к ним.
Владивосток – самый красивый город, в котором я была. И была-то всего один раз, когда мне было 10 лет. Когда этот город на воде спит под звёздами, на судах и причалах зажигаются огни…
Знаю, что за 150 лет своей истории Владивосток пережил пять войн и ряд вооруженных конфликтов, но его военные и торговые моряки всегда достойно выполняли свой долг перед Отечеством, проявляя мужество и массовый героизм. Здесь была завершена гражданская война в послереволюционной России. Из Владивостока координировали боевые действия в войне с милитаристской Японией в августе 1945 года.
НАШ народ помнит о великом военном прошлом Владивостока: это город воинской славы. Этот город не допустил захвата Великобританией русского Дальнего Востока. Именно Владивосток стал главной базой снабжения русской армии иностранным вооружением в годы первой мировой войны. Его уникальная крепость была главным фактором, который сдерживал агрессоров всех мастей на юге Дальнего Востока. Ведь крепости для того и строят, чтобы устрашить врага. За время существования Владивостокской крепости пало много фортификационных сооружений, начиная с русского Порт-Артура и заканчивая немецким Кенигсбергом. Были прорваны сверхмощные оборонительные линии Мажино, Маннергейма и т. д. Но, зная о высочайших военно-технических характеристиках системы обороны Владивостока, враги никогда не испытывали ее на прочность. Военная доблесть Владивостока воспета в многочисленных литературных произведениях, кинофильмах и песнях.
... Когда Советский Союз распался на 15 независимых государств, НАША Родина не стала меньше. Она осталась в сердцах украинцев и белорусов, молдаван и казахов, всех наших родителей, бабушек и дедушек.
Наше правительство издало закон о том, что украинцы должны разговаривать только на родном языке, и в школе у нас нет уроков русского языка, теперь русскую литературу мы изучаем как зарубежную. Английский у нас тоже в переводе на украинский, как и вся деловая документация. Но думаем мы всё-таки по-русски.
Хочу процитировать великого писателя: «Какая у меня душа – хохляцкая или русская – сам не знаю. Знаю только то, что никак не дал бы преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы щедро одарены Богом, и как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой – явный знак, что они должны пополнить одна другую» (Н. В. Гоголь).
Мне стыдно, что язык, который 83% населения считают родным, до сих пор не стал вторым государственным и продолжает ущемляться.
Мне стыдно, что в Украине самый большой запас чернозёма в мире, а уровень зарплаты – самый низкий в Европе, включая Беларусь и Молдову.
Я хотела бы жить в такой стране, где взаимоотношения между государством и гражданами построены на честности, порядочности, уважении друг к другу... Самое главное, чтобы ни один человек не был лишним в моей стране. Хочется, чтобы НАША Родина была великой и сильной державой, с которой считаются в мире, а не служанкой, которая вечно должна другим. Пусть сейчас в ней не так легко жить. Но разве Россия и Украина впервые находятся в трудном положении? И каждый раз русский народ вместе с другими народами, живущими здесь, возрождал её. Неужели на нас закончится великий народ, великая страна? Нет, не верю.
Просто пришла наша очередь поставить на ноги и возродить Великую Россию. Мы должны верить в неё, не покидать ее, а жить в ней и работать. Любить ее, ценить, воспевать. Ведь это НАША Родина! Я верю в то, что страна, о которой я мечтаю – это Россия в недалеком будущем. Я верю, что в НАШУ страну будут приезжать иностранцы, чтобы перенять опыт, а слова «Россия», «русский» в мире станут синонимом высоких достижений в науке, культуре, экономике...
И я буду стремиться к тому, чтобы мои потомки жили в мире с ВЕРОЮ НАДЕЖДОЙ И ЛЮБОВЬЮ, чтобы они сказали нам спасибо за то, что у них такая жизнь, и такая СТРАНА.
Память – это благодарность.
Память – это долг.
Память – это жизнь.
Я помню, значит, я живу…
Наталья МОЗГОВЕНКО, 14 лет, Украина, Донецкая область, г. Докучаевск, Дом детского и юношеского творчества, юнкоровский клуб «Блик».