В первые дни нового 2011 года на канале СТБ был показан фильм украинского режиссера Оксаны Байрак «Зимний сон». Оксана, которую называют королевой мелодрамы, и в этот раз осталась верной себе. «Зимний сон» – это фильм о любви и чудесах под Новый год, которые непременно сбываются. Всего на счету этой неординарной, безусловно талантливой и необычайно энергичной молодой женщины где-то два десятка кинолент. Одну из них, «Кардиограмма любви», Оксана представляла на 13-м Бердянском международном кинофестивале, который состоялся минувшим летом. Демонстрировался фильм в кинотеатре «Космос».
2010 год. Оксана Байрак в Бердянске во время кинофестиваля
Бердянцы и гости города тепло встречали Оксану и исполнительницу одной из ролей актрису Елену Кондулайнен. Из-за пробок на косе у организаторов возникли определенные сложности с доставкой фильма в кинотеатр. И практически полчаса Оксана общалась со зрителями, отвечала на их вопросы, рассказывала о себе, и даже читала стихи. Она просто покорила всех своим бурным темпераментом, доброжелательностью и открытостью. Именно тогда и мне удалось пообщаться с нашей киевской гостьей.
– Оксана, вы родились в Симферополе, и поэтому вам хорошо знакомо Черное море. А наше море вам понравилось?
– Вы знаете, я ко всем морям отношусь очень лояльно, к самым глубоким, самым мелким, самым чистым, самым грязным, потому что я Дельфина. Но мое самое любимое море – это Черное. Для меня оно эталон. А все остальные моря – они как производное от Черного моря. Ваше море очень мелкое. Я заплывала очень далеко, все искала, где же мои ноги оторвутся от дна. Мне кажется, я проплыла где-то половину Азова. Плаваю я очень хорошо, потому что в воде с полутора лет. А в четыре года я уже заплывала с папой практически за кромку горизонта.
– Вы смелая женщина ?
– Да, я смелая. Когда папа, который боролся с моими страхами, заставлял меня писать на бумажке, чего я боюсь, я писала: «Пьяниц и тараканов». Такая фобия у меня осталась до сих пор. А еще я боюсь маленьких пространств.
– А вы амбициозный человек?
– А что, не видно? Мне кажется, что между словами «Байрак» и «амбиции» можно поставить знак равенства. Но у меня абсолютно здоровые амбиции, и я думаю, что они у меня достаточно обоснованные.
– У вас свой кинематографический почерк, свой стиль. И мне кажется, что если бы я включила какой-то ваш фильм, скажем, где-то на средине, то сразу бы догадалась, кто его поставил. И кроме того, у вас есть какая-та обойма актеров, которых вы постоянно снимаете.
– Что касается стиля, то я с вами согласна, а вот что касается актеров, то это было только какое-то время, лет шесть-семь. Тогда я действительно снимала практически одних и тех же актеров, небольшими порциями вливая какую-то свежую кровь. Этому есть свое объясненние. Я очень моногамна, очень. И на площадке я должна ощущать себя, как в семье. Впрочем, это вторично. А первично то, что актеры, с которыми я работала и работаю, это абсолютно талантливые люди, и мне очень интересно без костюмов, без каких-то исторических предполагаемых обстоятельств показывать их абсолютно разными. Я вообще ценю единомышленников, именно поэтому из фильма в фильм со мной работают люди, которые понимают меня с полувзгляда, полуслова.
– А вы на съемочной площадке любите диктовать, или вам нравится, когда актеры импровизируют, привносят в роль что-то свое?
– Я очень авторитарна, потому что вижу концепцию роли, выхожу на площадку со снятым и смонтированным фильмом в голове. Но если актер предлагает что-то очень классное, я пробую, смотрю, может быть, что-то дополняю, и принимаю предложение.
– Вы снимаете очень много фильмов, и один из них, «Аврора», посвященный чернобыльской теме, даже был номинирован на «Оскар». Скажите, вы хотели получить награду, надеялись на это?
– Плох тот режиссер, который не мечтает получить «Оскар», но вы знаете, для меня фильм «Аврора» – это был крик души и абсолютная демонстрация моей гражданской позиции. Поэтому здесь речь об «Оскаре» в первых рядах не шла, как многие циники и критики написали, что вот, она коньюктурщица, она сняла кино, которое претендует на «Оскар». Но почему тогда больше никто не снимает такое кино, которое претендует на «Оскар»? Конечно, было бы приятно получить такую высокую награду, но «Оскар» – это такая абсолютно политизированная премиия. Если мы говорим об иностранных фильмах, то на американцев очень сильно влияет то, что происходит в мире, кто и как относится к американцам. Меня не поддержало в тот момент правительство, не до меня было. Хотя я уже счастлива. Ведь по большому счету «Оскар» я получила. В чем? А в том, что я опоздала на месяц, и впервые за 78 лет, и это был единственный раз, американская киноакадемия все-таки взяла наш фильм.
– В последнее время вы стали более публичной в связи с передачей «Давай одружимося».
– Почему? Публичной я всегда была, просто благодаря передаче начала больше появляться на экране, и экран стал моим вторым домом.
– Многих зрителей интересует такой вопрос: «Давай одружимося» – это 100-процентное шоу, или там все «взаправду»?
– Могу вам сказать, что Оксана Байрак ненавидит вранье. Я всегда говорю правду, какая бы она ни была – приятная или неприятная. Если бы это было игровое шоу, я бы не согласилась. И то, что видят телезрители, и то, что видят зрители в студии, – это абсолютно то, что происходит в жизни. Две свадьбы у нас уже были. Третья сейчас снимается в Таиланде. Восемь пар у нас живут гражданским браком и 15 пар встречаются. Но вы знаете, даже если бы были только те две пары, которые уже сочетались браком, это уже огромное счастье, что мы помогли этим людям найти друг друга.
– А чем «Давай одружимося» отличается от российского варианта «Давай поженимся»?
– А вы знаете, всем отличается. Составом ведущих, поведением, настроением. Мы же совершенно разные. Мне приятно слышать, что я абсолютно индивидуальна.
– Вас даже называют всеукраинской свахой.
– Скорее, это относится к моей коллеге по программе Анне Свиридовой. Я же главная всеукраинская Фея для влюбленных.
– Себе не хотите найти пару?
– Нет, вы что, дай Бог найти силы всем сказать нет.
– И тем не менее, каждая женщина хочет видеть рядом с собой настоящего мужчину.
– Тот мужчина, который нужен мне, я не знаю, существует ли он. Планка моих требований так высока, что, к сожалению, ни один мужчина, который был рядом со мной, до нее не дотягивал. Мне нужен такой мужчина, рядом с которым бы сильная женщина Оксана Байрак чувствовала себя слабой. А вообще, я женщина с планеты Любовь, и мне просто необходимо находиться в состоянии влюбленности и драйва. Это помогает мне творить. Автор: Людмила ШАТАЛОВА По материалам сайта http://vesvladivostok.ru