Недели три назад я торопился в Ржев и на выезде из Твери ловил попутку. Повезло, долго голосовать не пришлось, рядом остановилась легковушка, хозяин которой направлялся в Старицкий район. Как водится, разговорились. Выяснилось, что за баранкой сидел московский предприниматель Андрей Кольцов, родом из Старицы. Оказалось, что Андрей Борисович - староста прихода знаменитой Успенской церкви в селе Иваниши. Именно он несколько лет назад начал восстанавливать этот уникальный храм. А в 2004 году его стараниями была издана книга «Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Иваниши», написанная профессором МГУ Артуром Галашевичем и руководителем реставрационного предприятия «Симаргл» Александром Финогеновым.
А в конце минувшего года благочинный Ржевского округа Олег Чайкин назначил священника в Успенскую церковь, и вскоре отец Иоанн приступил к регулярным богослужениям. Так завершилась долголетняя череда невзгод и лихолетий, выпавшая на долю многострадального храма, одного из старейших на территории Тверской и Кашинской епархии. Церковь Успения Пресвятой Богородицы построили вскоре после присоединения Твери к Москве при великом князе Василии Ивановиче ІІІ. Это был монастырский собор Успенского Иванишского монастыря.
А.А. Галашевич и А.И. Финогенов сообщают нам, что самое раннее упоминание об Успенском монастыре обнаружено в одной из тверских писцовых книг. Архивисты предполагают, что запись сделана в 30-е годы XVІ века, и в ней еще нет сведений о каменной церкви. Название обители иногда связывают с именем строителя монастырского каменного храма - Ивана Юрьевича Поджогина по кличке Шигоня. Его прадед - боярин Поджогин - служил у Ивана ІІІ Васильевича. Именно при этом князе после присоединения Твери к Москве в 1485 году началась массовая раздача бывших тверских владений московским служилым людям.
Расцвет монашеской колонизации на Руси приходится на ХV столетие. Основание монастырей в западных землях стало частью колонизационной политики Москвы - новые обители устраивали вдоль северо-западных окраин, по верховьям Волги, Ламы, Тверцы. Так, к примеру, возникли Нилова пустынь на озере Селигер, Тверской Николо-Малицкий монастырь под Тверью и Троицкий в Селижарове, Николаевская Столпенская обитель под Вышним Волочком. В это же время возобновляется Старицкий Успенский монастырь, наступила пора расцвета и для Вознесенского Оршина монастыря под Тверью.
А имя Шигони упоминается в государственных документах с 1505 года. Свою карьеру при дворе он начал в числе «детей боярских» - в скромной должности без определенных занятий, но довольно рано возвысился. О близости Шигони к великокняжескому трону свидетельствует факт его участия в посольских переговорах с Литвой и шведами. Впрочем, среди современников Шигоня пользовался не слишком почтенной репутацией. Так, известно, что бездетный Василий ІІІ, проявляя заботу о престолонаследии, дал своему слуге весьма щекотливое поручение. Необходимо было добиться, чтобы «неплодная» великая княгиня Соломония Сабурова - жена Василия ІІІ - добровольно приняла монашеский сан, освободив князя от клятвы, данной пред алтарем при венчании. В супружестве с Соломонией великий князь прожил 21 год, и княгиня не соглашалась сменить царский венец на монашеский куколь. Развод собственной властью разрешил митрополит Даниил. Он обрезал Соломонии волосы; надели на нее монашескую мантию, или куколь, и постригли под именем Софьи. Но взбешенная княгиня сорвала с себя монашеское облачение и стала топтать его. Шигоня ударил ее плеткой, а затем спешно сопроводил в Суздаль, где Соломонию заточили в Рождественском монастыре. Об этих событиях упоминает немецкий посол Сигизмунд Герберштейн.
В 1526 году Василий ІІІ вступил в брак с юной красавицей Еленой из рода литовских князей Глинских, прямых потомков Мамая. В выборе невесты, возможно, участвовал и Шигоня. Но вскоре после свадьбы, дабы оправдаться в глазах боярства и духовенства, князь наложил опалу на своего верного слугу. Шигоню отлучили от двора и отправили в его владения под Старицу. Когда же Елена родила в 1530 году наследника, Василий ІІІ простил своего слугу и одарил по-царски. Шигоня стал дворецким - тверским, а по некоторым сведениям, и волоколамским, то есть наместником московского государя на землях двух бывших княжеств - Тверского и Волоколамского. Идея строительства храма в своем монастыре созрела у Шигони, скорее всего, именно в годы опалы.
Внешний облик возведенного Шигоней собора был достаточно традиционным для своего времени. Древнейшая часть собора - четырехстолпная, почти квадратная в плане - поставлена на глубокий подклет и завершена тремя главами. Образцом для его постройки могла стать кремлевская княжеская церковь Благовещения, а некоторые особенности храма напоминают Успенский собор в Старице, в частности пирамидальное размещение оконных проемов. Трехглавое завершение придает кубическому объему храма резкую зрительную асимметрию, редко встречающуюся в русских крестовокупольных храмах. Традиция устройства под храмами глубоких подклетов, для которых специально отрывали котлованы по периметру стен и под столбы, а в основание фундамента вбивали забивали толстые дубовые сваи, появилась на Руси вместе с итальянскими мастерами. В Иванишах использован именно такой «итальянский» прием, но ренессансные мотивы были опрощены и утратили неожиданность.
Дочь Поджогина Анна состояла в браке с боярином Петром Головиным, чьи владения граничили с монастырскими. Видимо, это она инициировала пристройку к храму придела во имя апостола Иоанна Богослова. Брачный союз был «весьма детообильным», род Петра Петровича не прервался и после его казни в 1565 году. Известно, что в годы опричнины Иван Грозный разрушил Тверь. Опричнина не миновала, наверное, и Успенский Иванишский монастырь, причем неприязнь царя к семейству Головиных вряд ли ограничилась только казнями - за ними, как правило, следовало разграбление имений. Монастырь не мог избежать разорения и в годы Смуты - «от богоотступников и разбойников и злых душегубцев и сквернителей».
Обновление храма в середине XVІІІ века связано, очевидно, с родом Головиных. Своих родственников они хоронили в Иванишах вплоть до революции 1917 года. Из рода Головиных вышло немало тех, кто оставил заметный след в российской истории. Среди них сподвижники Петра I генерал-фельдмаршал Федор Алексеевич и адмирал Иван Михайлович. Можно вспомнить председателя ІІ Госдумы Федора Александровича (1867 - 1937), генерала и военного педагога Николая Николаевича (1875 - 1944). Предпоследний владелец имения - полковник Сергей Николаевич, скончавшийся в 1915 году, избирался уездным, а затем губернским предводителем дворянства.
Большой и хлебосольный дом Головиных (усадьба «Архангельское») местные помещики долгое время не жаловали своим присутствием. Дело в том, что надворный советник Гаврила Петрович Головин, не посчитавшись с общественным мнением, женился во втором браке на своей крепостной Феодоре Михайловне (венчаны в 1805 году). Трое сыновей - Тимофей, Александр и Василий, которых Гаврила Петрович прижил «с дворовой девкой» задолго до вступления в брак, считались незаконнорожденными, подпадая под надзор полиции. Всю вторую половину жизни Гаврила Петрович провел в заботах о том, чтобы его жена и дети получили наследственное дворянство, в чем и преуспел.
Пушкин, к слову, был прекрасно осведомлен о трагедии, происшедшей в семье его прадеда Александра Петровича Пушкина. Тот в припадке безумия и ревности зарезал находившуюся на сносях свою еще совсем молодую жену Евдокию Ивановну Головину, меньшую дочь графа Головина, первого Андреевского кавалера. Для нас в данном случае важно то, что поэт не мог не знать о существовании своих старицких родственников, постоянных ктиторов Успенской церкви в Иванишах.
Храм и придел пережили множество ремонтов и перестроек. В основном объеме храма не сохранилось никаких следов древней живописи. Существующие росписи появились, по всей видимости, не ранее 30-х годов XІX столетия. Вероятно, здесь работала какая-то местная артель живописцев. Большинство изображений относится, естественно, к Богородичному циклу.
На рубеже ХIХ и ХХ веков местные краеведы проявляли к церкви большой интерес, но потом, когда изучение церковного зодчества перестало поощряться, редкие упоминания о ней появлялись лишь в академических изданиях. Тем не менее в 1928 году храм стараниями старосты Василия Григорьевича капитально отремонтировали. Художник Ксенофонт Ермаков, расписавший трапезную, был, судя по всему, хорошо знаком с религиозной живописью и строго придерживался академических традиций. Для передачи душевного состояния участников сцен Страшного суда и убиения Михаила Тверского в Орде художник иногда копировал фигуры из произведений Микеланджело и Рафаэля.
После ремонта службы в Иванишах длились одиннадцать лет, а в 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного. Имение Головиных местные власти начали разорять несколько раньше…
В войну церковь служила жителям укрытием при бомбежках и обстрелах. Полы и остатки иконостасов фашисты пустили на дрова. После освобождения местные жители разобрали церковную ограду и башни, складывая из кирпича печки в своих домах.
И вот лет сорок назад известный архитектор-реставратор Борис Львович Альтшуллер приступил к ремонту; частичная реставрация спасла храм от разрушения. Однако храм вновь оказался никому не нужным. О возвращении ему прежнего статуса не могло быть и речи. А совхоз, на балансе которого находилось неповторимое творение древнерусской архитектуры, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Средства на его достойное содержание не выделялись - так и стоял храм практически забытый, приходя в окончательное запустение из-за вандализма кладоискателей.
…Отец Иоанн Носков приехал на приход из Средней Азии. Бывает так, что на службе кроме него присутствует только матушка Нина и сын их Павел. Ценностей в храме нет, но приходится постоянно следить, чтобы вандалы не повадились в храм. Семья священника снимает квартиру в Старице на средства Андрея Кольцова. О себе Кольцов говорит мало. Инженер-электроник, он пришел к Богу, когда в конце 80-х началось «брожение умов». Сегодня Кольцов готовит ко второму изданию книгу об Успенской церкви, а также помогает завершению строительства храма Георгия Победоносца в селе Колталове Калининского района. Батюшка того храма - Федор Михайлович Грибов, в прошлом майор милиции, дежурный по райотделу внутренних дел. Когда мы с Андреем Кольцовым сделали остановку в Колталове, там начинали крыть шатер церкви оцинкованным железом. А теперь собираются золотить крест перед воздвижением.