В предыдущем номере мы начали знакомство с религиозными общинами Бердянска. Первыми были общины Украинской Православной Церкви Московского патриархата, Римо-католической Церкви и Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви.
Сегодня мы продолжаем рассказ о христианских направлениях в религии, которые имеют своих прихожан в нашем городе.
Украинская Православная Церковь Киевского патриархата
Украинская Православная Церковь Киевского патриархата возникла во многом в результате политических событий, связанных с распадом СССР и приобретением Украиной независимости. Официальным рождением Украинской Православной Церкви Киевского патриархата считается слияние двух церковных групп: части представителей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) и Украинской Автокефальной Православной Церкви. Объединительный собор состоялся 25-26 июня 1992 в Киеве.
Так выглядит бердянская украинская православная церковь Киевского патриархата
Согласно данным, приводимым на сайте УПЦ КП, в Украине эта церковь имеет «свыше 4 тысяч приходов, объединённых в 29 епархий». Ей отдают предпочтение 10 миллионов взрослых приверженцев. За 17 лет независимости Киевский патриархат вырос втрое.
В Бердянске тоже есть прихожане этой церкви. Вот что рассказал протоиерей Степан Вылущак.
Протоиерей Степан ВЫЛУЩАК
– Украинская Православная Церковь Киевского патриархата была зарегистрирована в Бердянске в 1998 году по просьбам людей. С момента регистрации начались поиски подходящего места для проведения богослужений. И место было найдено. Помещение в доме по бул. Гайдара изначально мы арендовали, позже нам передали его в полноправное пользование.
В 2002 году по нашей просьбе нам была выделена земля под постройку храма в районе улица Орджоникидзе. На данный момент мы работаем над проектом будущего здания.
Пока же мы проводим богослужения по адресу: бул. Гайдара, 12. В церкви проводятся службы по уставу Православной Церкви. В субботу мы проводим вечернюю службу в 16.00, а по воскресеньям литургию в 8.30.
Количество прихожан не велико, однако и не мало. В будни человек 5-7 исповедуются и причащаются. По воскресеньям собирается 30-40 человек, а в праздники – в несколько раз больше.
За последние шесть лет количество прихожан увеличилось. То есть это говорит о том, что церковь развивается.
За годы функционирования Украинской Православной Церкви Киевского патриархата в нашем городе уже выучились три ставленника, и ныне они служат священниками в приходах Запорожской Епархии.
Стоит отметить, что мы хорошо сотрудничаем с другими религиозными общинами нашего города. И с Римо-католической Церковью, и с Евангельскими христианами – баптистами.
Греко-католическая церковь
Греко-католическая церковь родилась в результате церковной унии (союз, объединение) 1596 года, заключенной в Бресте. Отсюда эта церковь еще называется униатской. Суть случившегося состоит в том, что киевская православная церковь переживала в то время серьезный кризис. Этот кризис был опять же обусловлен чисто светскими и политическими проблемами. Земли Украины в то время находились в составе Речи Посполитой. Наряду с экономическим господством поляки стремились навязать и господство духовное. А в то время духовная жизнь во многом была обусловлена вероисповеданием человека. Жители земель бывшей Киевской Руси, входивших в Речь Посполитую, были православными. Поляки – католиками. Вот и противоречие. Тем более, что патриарший престол находился в то время уже в Москве. А ведь именно патриарх является религиозным главой всех православных. В условиях противостояния Москвы и Речи Посполитой в Польше родилась идея церковного объединения католиков и православных. Но под эгидой, естественно, Римского папы. Это и было воплощено в жизнь в результате церковной унии, заключенной в Бресте. Суть ее сводилась к тому, что православные русских земель в составе Речи Посполитой сохраняли свои традиционные восточные обряды, но переходили под юрисдикцию Римского престола.
Внутреннее убранство греко-католического храма
Так появилась на свет Греко-католическая Церковь. Наибольшее количество прихожан она имеет в Западной Украине.
Нельзя с точностью утверждать, в каком году греко-католики появились в Бердянске. Возможно, более точную дату назовут историки. Нам же известно, что существует документальная информация о том, что греко-католики жили на территории нашего города как минимум с 1918 года. Есть они и сейчас.
За более подробной информацией мы обратились к отцу Сергею.
Отец СЕРГЕЙ
– Еще в 1918 году священник В. Кулик делал отчет о греко-католической общине города Мариуполя. На тот момент их община была довольно мощная. Также в отчете было упомянуто, что он заезжал в Бердянск и общался в нашем городе с греко-католиками, проживавшими на тот момент здесь.
Наша религиозная община появилась в Бердянске в 2000 году, и в тот же год она была официально зарегистрирована.
На первых порах по просьбе прихожан к нам приезжал священник из Запорожья отец Андрей Бухвак. Случалось это приблизительно раз в месяц. Проводил богослужения в различных местах: и в доме культуры, и в офисах, и просто на квартирах. Продолжалось это до 2004 года.
В 2004 году римо-католическая церковь переехала в костел по улица 12 декабря, и мы перебрались в дом № 37-А по улица Чапаева, который она ранее занимала. Произошло это по договоренности наших епископов. Епископа Римо-католической Церкви и епископа Греко-католической Церкви.
А далее епископ Греко-католической Церкви Степан Меньок пригласил представителей ордена Редемптористи в Бердянск. И мы занялись опекой греко-католиков нашего города.
С 2004 года при храме служит священник. А в 2005 году эту должность занял я, и с тех пор работаю на благо общины греко-католиков Бердянска. А в 2008 году в город приехал еще один священник – отец Иван.
В прошлом году мы открыли парафию в Мариуполе по просьбе тамошних жителей, проводим богослужения и причастия.
Количество прихожан в нашей церкви составляет около 50 человек. На службу приходят порядка 25-35 прихожан. В основном это жители города, однако летом с приездом в наш город отдыхающих ряды прихожан пополняют приезжие из Западной Украины.
Местные прихожане в своей основе также имеют корни из Западной Украины, где Греко-католическая Церковь имеет большее влияние. Также стоит отметить, что среди прихожан есть несколько семей, которые не имеют корней на Западной Украине и пришли к нам, почувствовав Божью Благодать.
Служба в церкви проходит по будням в 8.00 – богослужения, а по воскресным дням читаем Святую Литургию в 10.00.
Евангельские христиане-баптисты
Баптизм – одно из направлений протестантского христианства.
Конфессия, вышедшая из среды английских пуритан, баптисты отвергают крещение младенцев, признавая сознательное крещение взрослых людей по личной вере при наличии твёрдых христианских убеждений и отказа от греховного образа жизни. Подобно иным протестантам, баптисты признают Библию в составе 66 книг Ветхого и Нового Завета Священным Писанием, обладающим исключительным авторитетом в повседневной и религиозной жизни. В практике церковной жизни баптисты придерживаются принципа всеобщего священства, а также самостоятельности и независимости каждой отдельной церковной общины (конгрегационализм). Пастор общины не обладает абсолютной властью, наиболее важные вопросы решаются на церковных советах, общих собраниях верующих.
Интерьер Молитвенного дома
Согласно историческим данным, общины Евангельских христиан-баптистов появились на территории Южной Украины в середине ХІХ века.
Если говорить исключительно о развитии общины Евангельских христиан-баптистов в нашем городе, то следует отметить что в позапрошлом году она «отметила» свое столетие, а это уже говорит о многом.
Более детально пастор Александр Иванович Молибог.
Пастор Александр МОЛИБОГ
– Община Евангельских христиан-баптистов была официально зарегистрирована в Бердянске в 1907 году, и вот в 2007 году мы отпраздновали столетие со дня нашей регистрации.
История развития общины сопряжена с различными испытаниями и трудностями, через которые мы прошли. Не стоит и говорить о том, что нашей церкви, как и всем религиозным общинам, пришлось несладко в годы существования СССР. Однако, невзирая на все преграды, которые случались на нашем пути, мы с Божьей помощью развивались и двигались вперед.
Со времен регистрации общины мы 7 раз меняли место пребывания нашей церкви. Мы проводили богослужения в микрорайоне Колония, по улица Карла Маркса, в микрорайоне Лиски и т.п. Пока наконец-то в 1988 году нами не был построен Молитвенный дом, который располагается по адресу: улица 17 Сентября, 100. Построен Молитвенный дом был за счет добровольных пожертвований прихожан, в весьма сжатые сроки. На строительство церкви ушло около 5 месяцев.
Если говорить о количестве прихожан, то стоит отметить, что в 20-е годы прошлого столетия наш приход составлял приблизительно 250 человек. На сегодняшний же день мы имеем уже три церкви в Бердянске. Церковь по улица 17 Сентября, в микрорайоне Колония и микрорайоне АКЗ. Приход нашей церкви составляет приблизительно около 300 человек. Приход церкви на АКЗ – 130 человек, а в Колонии – 50 человек.
Помимо трех церквей на территории Бердянска, также функционируют церкви в ряде близлежащих сел (Осипенко, Дмитровка, Карла Маркса, Андровка, Шевченко, Андреевка и др.).
Считаю необходимым объяснить происхождение слова «баптизм». Оно происходит от греческого слова Βάπτισμα – крещение, погружение в воду.
Это обуславливается особенностью нашей веры – мы производим обряд крещения лишь взрослым людям. Крещение должно быть принято человеком, имеющим веру. Что касается детей, то мы совершаем над ними молитвы, а крестим уже во взрослом возрасте.
Также мы ведем религиозную работу с военнослужащими различных военных частей. В структуре нашей церкви работают военные в отставке, которые ездят по различным воинским частям Украины и проводят культурно-религиозные мероприятия с солдатами. Наряду с этим мы посещаем тюрьму и пансионат ветеранов.
При церкви существует воскресная школа и центр «Будущее Украины», где мы проводим занятия с детьми всех возрастов.
Каждую неделю у нас в церкви проходят службы, на которые собирается порядка 200-250 прихожан.
Служба в нашей церкви проходит в следующем распорядке. Четверг и суббота – с 17.00 до 19.00, воскресенье – с 19.00 до 11.00 и с 17.00 до 19.00.
Старообрядцы
Старообрядчество, староверие, древлеправославие – совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции. Они отвергли предпринятую в 1650-х – 1660-х годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу. Целью реформы была унификация богослужебного чина Русской Церкви с Греческой Церковью и прежде всего – с Церковью Константинопольской.
Ярая защитница древнего благочестия боярыня Морозова
Старообрядчество в нашем городе представлено религиозной общиной христиан-старообрядцев Поморского согласия. Дабы раскрыть все исторические вехи развития религии в нашем городе, мы и обратились к настоятелю церкви Кузьминову Павлу Михайловичу.
Настоятель старообрядческой церкви Поморского согласия города Бердянска П. М. Кузьминов
– Я хотел бы изначально указать на то что «у каждого Правда своя, и только Истина одна».
Более трехсот сорока лет назад Россия исповедовала одну христианскую православную веру и составляла одну истинную православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни ересей, ни расколов, ни раздоров. Более шести веков, начиная с крещения Руси (988 год) Русская Церковь наслаждалась внутренним миром и покоем. И даже страшное татарское иго, под которым Русское государство находилось более двухсот лет, не нарушило и не поколебало православной веры русского народа. Татары не вмешивались в церковную жизнь русских людей. Русским митрополитам и епископам татарские ханы предоставляли полную свободу управлять Церковью и всеми ее делами по своему пастырскому долгу.
На протяжении веков все православные русичи крестились двуперстно, таинство крещения совершалось через полное погружение в воду, молились по книгам древней печати, а на службах пели знаменным пением.
В середине 15 столетия вследствие определенных церковных исторических событий Русская Православная Церковь достигла наибольшего величия. Поэтому как снег на голову русский народ узнал о церковных нововведениях патриарха Никона и бывшего в тот период у власти царя Алексея Михайловича Романова. Царь и патриарх, Алексей и Никон, их преемники и последователи стали вводить в Русскую Церковь новые реформы: «вместо двуперстия повелевалось креститься «тремя перстами», при крещении вводилось обливание а не полное трехкратное погружение, вместо знаменного вводилось партерное итальянское пение, богослужебные книги повелевали печатать, а иконы писать по греческим образцам. Переменили имя Христово Исус на Иисус с двумя «и»…
Сегодня, в начале 21 века, многим, тем более не религиозным людям, это может показаться несущественным. Однако в 17 веке значительная часть православных жителей Московского государства отказалась принять подобные нововведения. Так произошел раскол Русской Православной Церкви. (1666 год). Тот, кто последовал за реформами Никона, принял новые обряды и чины, усвоил новую веру – тех народ стал называть «никонианами» или «нововерцами».
«Староверами» или «старообрядцами» начали называться люди, оставшиеся верными древней православной старине, не признавшие никаких новшеств и желавшие без каких-либо реформ сохранить свою родную и исконную православную веру Христову.
Гонения и преследования православных русских людей, отвергших новые обряды, обрели жесточайший правовой характер.
Указ 1699 года – «ловить раскольников в волостях и лесах, разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву» Конец 17 столетия был самым тяжелым во всей истории старообрядчества. Старообрядцы были объявлены вне закона и не имели никаких прав. Тогда вследствие таких жестоких преследований и мучительства (казнь протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и сотен тысяч других сторонников древнего благочестия) началось массовое бегство. Уходили в непроходимые леса, в труднодоступные места России, в Поморье, на вольный Дон, Азов, Урал, в Сибирь. Преследование староверов привело их к бегству и в наши края. Одним из первых поселенцев прибыл инок Даниил, получивший свое благословение в Соловецком монастыре. От него идет благословение Бердянских старообрядческих настоятелей (духовных отцов).
Первые старообрядцы города Бердянска занимались рыболовством, садоводством, виноградарством в районе Колонии. Бердянские староверы приняли активное участие, в том числе и финансовое, в строительстве порта и города в целом. Старообрядческие семьи всегда и везде отличались особым трудолюбием, высокой моралью, богобоязненностью и честностью. Но построить свою церковь им по-прежнему не разрешалось властями. И только в 1905 году после многочисленных просьб по инстанциям дали добро на строительство церкви, но без куполов. Строительство началось на собранные деньги горожан-старообрядцев 24 января 1906 года. Активными участниками в строительстве церкви были не только богатые старообрядцы города – Поветкин, Бессонов, Авилов – но и все общество в целом. Церковь строилась на углу улиц Вознесенской и Мещанской (ныне угол улицы Шевченко и Петровского).
На сегодняшний день среди прихожан бердянской старообрядческой церкви есть такие, чьи предки отдавали последние сбережения на строительство храма. Торжественное освещение храма состоялось в 1912 году, в праздник святого Вознесения. Это единственный храм, уцелевший в нашем городе в годы советской власти.
В 1938 году власти забрали его, но не разрушили, а сделали в нем склад. В 1941 году старообрядцы вернули себе свой храм, построенный их отцами. Однако в 1944 году его вновь отбирают и передают Христорождественнской церкви, которая находится там и поныне. Так бердянские старообрядцы были лишены своего исконно исторического храма…
Община древлеправославных христиан Поморского согласия существует в Бердянске и по сей день. Века гонений и притеснений не сломили духа наших отцов и матерей. Мы, их потомки, по-прежнему верны и поддерживаем православные традиции и обряды Русского Древнего благочестия. Автор: Вячеслав СОЛОВЬЕВ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru