Со смертью Леонида Николаевича Витвицкого завершился полувековой период русской общественной жизни в Латвии, совпавший в своих истоках с периодом «первого латышского Пробуждения» (после 1862 г.).
В газете «Воля» (1920, № 5) в связи с кончиной «старейшего из рижских журналистов» публикуется информация: «Покойный происходил из дворянской семьи, образование получил в Риге и во всех отношениях был коренной рижанин». Там же в заметке известного педагога и общественного деятеля Ф.А.Эрна говорится: «Старожилам-рижанам это имя напоминает о многом. В нём Рига потеряла крупную общественную силу. Совсем молодым человеком, ещё будучи студентом политехнического института, Л.Н.Витвицкий стал принимать участие в общественной жизни. В то время (середина 1880-х годов) в русском обществе в Риге только что начинало пробуждаться и развиваться национальное самосознание, и потребность в энергичных работниках в этом направлении была очень велика; одно за другим создавались различные русские общественные учреждения и всюду жизнь кипела ключом. Крупнейшей заслугой покойного является, несомненно, создание русской газеты в Риге; Л.Н. был главным сотрудником, а потом и редактором «Рижского вестника» (в марте 1888 г., после смерти Е.В.Чешихина – прим. ред.); впоследствии, когда он разошёлся с издателем этого старейшего русского органа, он создал новую, прогрессивную газету, на ведение которой ему приходилось тратить массу энергии и сил. В городской думе, в русском „Улье», в деле создания русского театра – везде главным защитником русского дела был Л.Н.Витвицкий. Особенно ярко выявилась деятельность покойного в годы освободительного движения (1905-1907 гг. – прим. ред.), когда всё русское общество было захвачено водоворотом политических событий».
В 1921 г. «Рижский курьер» (№ 44) извещал, что в годовщину смерти Л.Н.Витвицкого, 20 февраля, в Александро-Невской церкви будет отслужена панихида. О цельности личности, прогрессивных взглядах видного публициста, издателя-патриота даёт представление статья под псевдонимом «Бинокль» (за ним стояла спутница жизни покойного, журналистка Б.И.Витвицкая): «Л.Н. положил начало русскому театру в Риге (играя на сцене ремесленного общества, ещё будучи студентом). Редактировал первый в здешнем крае русский иллюстрированный журнал под заглавием „Свет в картинах». Просматривая теперь этот журнал, удивляешься, какая определённость плана и какой художественный вкус были у этого юноши, без опыта и без материальных средств выпускавшего в свет своё издание. В 22 года Витвицкий уже был редактором русской газеты. Он упрочил после ряда лет русское печатное слово в Прибалтике и довёл его до степени большой авторитетности. В своей публицистической деятельности Л.Н. всегда был поборником демократических начал и вёл борьбу с пережитками феодализма, которые тогда ещё были очень крепки в здешнем крае. Борьба была нелёгкая, ибо за правящим в Прибалтике классом стояли высшие власти в Петрограде. Были годы, когда Витвицкому приходилось выступать против сплочённости феодализма с рижской русской администрацией. Это требовало невероятной энергии и умения. Со свойственным ему забвением личных интересов Витвицкий выступал в столичной печати, воздействуя лично своим пламенным словом везде, где это слово находило широкий отголосок, – понемногу пробивал брешь в забронированном строе Прибалтийского края».
Блестяще написанная статья Б.И.Витвицкой – подлинный литературный памятник одному из первых русских публицистов и общественных деятелей Риги: «В первых годах этого столетия Л.Н. стал издавать свою собственную газету „Рижские Ведомости». Подоспела японская война, открывшая всё настроение русского государства. Витвицкий, конечно, стал в ряды тех, которые понимали, что возрождение России возможно лишь на новых началах. За манифестом 1905 г. для Л.Н. наступила страдная пора. Его газеты закрывали одну за другой, его самого привлекали к суду – раз, помню, за невнесение в тот же вечер – десятитысячного залога, посадили под арест, и, наконец, по совокупности своих „противогосударственных» преступлений Л.Н. отбывал в рижской центральной тюрьме 4-месячное заключение. Но всё это не лишало Витвицкого бодрости и увлечения в труде… Витвицкий был публицистом высшего порядка, его перо никогда не служило сенсации, не добивалось ничего, кроме общественной пользы. Он мог бросить деятельность в Риге и уйти в столичную печать, но вера в плодотворность и необходимость работы именно здесь прикрепила его к Прибалтийскому краю.
Ярко сказались все эти черты Витвицкого, когда он упорно, год за годом, добивался постройки в Риге здания для русского театра. И когда, наконец, городское управление приступило к этой постройке, Витвицкий все свободные часы пропадал возле строящегося здания. Он подготовил общество гарантов, под ответственность которого было отдано новое здание театра. Он лично отправился в Вильно, чтобы уговорить Незлобина взять рижскую антрепризу, что тогда составляло немалый риск.
Он был первым художественным директором русского городского театра. Л.Н. являлся председателем прогрессивного блока в первую Государственную Думу, председателем двух съездов прибалтийских журналистов. А когда Витвицкий был освобождён за отбытием наказания из тюрьмы, я помню, он особенно был растроган приветствием от латышских общественных деятелей…»
О литературной деятельности Л.Н.Витвицкого следует добавить, что в 1880-1881 гг. под его редакцией был издан двухтомный «Сборник иностранных повестей» (СПб. – Митава). Находясь в центре общественной жизни, встречался он и со многими прибывавшими в Ригу и на взморье писателями
— от И.А.Гончарова до Ф.Сологуба и В.Брюсова (в 1913 г. в Рижском латышском обществе Витвицкие беседовали с поэтом в ресторане Верманского парка). Увидели свет его воспоминания об авторе «Обломова» (РВ, 1891, 18 сент.). Возможно, под псевдонимами в изданиях Витвицкого помещены и его новеллы, рассказы, стихи.
Накануне Мировой войны он создал товарищество для выпуска своей газеты «Рижская мысль». Была приобретена типография, оборудовано помещение для редакции. В 1914 г. при его активном участии был зарегистрирован устав общества «Русский улей» для постройки нового Русского дома. Но началась эвакуация, старейший журналист оказался в Петрограде, очень тосковал по Риге. «В конце декабря 1918 г. он отправился (…) в Режицу (Резекне) к своим родственникам и тут был захвачен нашей армией при взятии Режицы, после чего вернулся в Ригу», – сообщала «Воля». О своей последней встрече с Витвицким в этой же газете рассказал поэт, прозаик и журналист Михаил Миронов (М.Цвик): «Мы сидели в кабинете редактора, курили. Он был в особенно угнетённом состоянии… Устало смыкались глаза… Он долго жаловался на „фатальное невезение в жизни» (его слова), вспоминал супругу, оставшуюся в Совдепии, вспоминал прошлое, вспомнил свою газету „Рижская мысль» и грустно улыбнулся. „Вот, с почерком беда; руки дрожат, старость, наборщицы жалуются на неразборчивость». Я переписал его статью, он отнес её в типографию, а я остался. Это было в субботу, а вчера я узнал, что нет больше Витвицкого…». Он скончался 20 февраля 1919 года.
«- Хотелось бы мне умереть в Риге, – сказал он зимой 1919 года, – вспоминала его вдова. – Желание его сбылось. Он похоронен в том городе, с которым он сроднился своей жизнью и своей творческой работой».
На мемориальной доске, которую стоило бы установить на бывшем «Улье», где теперь Русский театр (ул. Калькю, 16), или на здании, где до революции находился Русский городской театр (теперь Национальный театр), по праву должно значиться имя прибалтийского русского патриота Леонида Николаевича Витвицкого.