Фестиваль идет вот уже несколько дней, а те, кто приехал сюда работать, все вздыхают и вздыхают о том, что никаких сюрпризов Берлинале пока не преподнес. Хотя «некиношная» публика упорно стоит в змеевидных очередях за билетами, не задаваясь вопросом, сколько в этом году будет на Берлинале политкорректности, каково соотношение американского и немецкого кино и почему не приехал Клуни.
Политического привкуса здесь, как всегда, выше крыши, и в этом году миссию обеспечить этот привкус взяли на себя американцы. Дружелюбно принятый два года назад со своим «Солярисом» Стивен Содерберг на сей раз привез эстетский политический детектив «Хороший немец», действие которого разворачивается в июле 1945-го, а Джордж Клуни играет военного журналиста, приехавшего в Берлин освещать работу Потсдамской конференции и встретившего здесь свою давнюю любовь в виде Кейт Бланшетт. Содерберг, записанный почти что в классики современного кинематографа, не отказывает себе в удовольствии снять черно-белое кино с помощью кинотехники довоенного времени. Стремление к аутентичности при отсутствии более масштабных задач становится в последнее время любимым развлечением многих режиссеров. Кажется, «Хороший немец» – чуть ли не первый фильм знаменитого Содерберга, от которого российские дистрибьюторы отказались. Как показывает практика и как утверждают дистрибьюторы, публика неохотно принимает черно-белое кино, видя в этом ущемление визуального наслаждения.
Прямо вслед за Содербергом на берлинскую политическую арену поднялся другой знаменитый американец – Роберт Де Ниро, чей фильм «Добрый пастырь» (переведенный нашими пиратами по одним им понятным причинам как «Ложное искушение») показал нам рождение и становление ЦРУ. Главный герой фильма, Эдвард Уилсон (Мэтт Дэймон), стоявший у истоков этой организации, до того трепетно печется о безопасности страны, что под это дело готов пожертвовать всеми своими семейными ценностями. Правда, их прелестей он, собственно, не успел толком вкусить – работа на благо родины отнимала все время, и даже жену – красотку Анджелину Джоли он словно бы и не успевает рассмотреть. Фильм растянут почти на три часа и напоминает нескончаемое заунывное акынство о том, что есть иные ценности, кроме политики, другие радости, кроме Карибского кризиса, а разведчики любить не умеют.
Свои маленькие скандальчики на фестивале, конечно же, есть. Скажем, одна французская кинокомпания очень обиделась на Берлинале за то, что в последний момент руководство отказалось взять на фестиваль ее фильм «Мольер», сославшись на то, что в противном случае случится перебор биографических фильмов (или, как теперь принято говорить, байопиков). Представители компании арендовали фургоны, расставили их на улице и громогласно объявляли, что больше никогда не дадут своих лент на Берлинский фестиваль.
Впрочем, с байопиками и правда перебора не хочется. А то «Жизнь в розовом цвете» о жизни Эдит Пиаф заставила недоуменно пожать плечами. Представить себе, что ее смерть стала для Франции настоящей национальной трагедией, трудно. Впрочем, режиссер Оливье Даан, ничем доныне не прославившийся, признался, что не стал прибегать к консультациям людей, лично знавших певицу. Для чистоты эксперимента, мол. Вот так пролетают и мимо эксперимента. И мимо чистоты.