«Патриотическое чувство воспитывается в обществе не одною устною и письменною литературою, но и видом исторических памятников ? этих безмолвных свидетелей былой славы и былых страданий отечества. Это не мертвые руины: они живут и как бы хранят в себе частицу души предков наших, которая таинственно передается живущим поколениям. И никакие дворцы и дома в самоновейшем декадентском стиле не скажут народной душе того, что говорят ей эти немые развалины...». Эти мудрые слова были произнесены 85 лет тому назад на одном из заседаний ПАО замечательным человеком ? исследователем псковской старины Николаем Фомичом Окуличем-Казариным, автором удивительной книги ? путеводителя «Спутник по древнему Пскову. (Любителям родной старины)». «Спутник» за короткое время приобрел большую популярность. Во-первых, он открыл псковичам древний Псков, в котором они жили, но плохо его знали, а во-вторых, популяризовал Псков далеко за его пределами и много сделал для привлечения в Псков художников и туристов.
История же создания «Спутника» такова. Начиная со второй половины XIX в. в разных городах России проходили археологические съезды. Местные археологические общества тщательно готовились к ним и посылали на съезды своих делегатов. XV археологический съезд намечено было провести в 1911 г. в Новгороде. На нем предполагалось рассмотреть вопросы исследования Северо-Запада России, в том числе и Пскова. Среди членов ПАО возникла идея: к открытию этого представительного собрания издать подробный путеводитель по Пскову, который охватывал бы историю города, его архитектурные памятники, древности псковской земли.
Необходимо отметить, что Пскову везло на замечательных исследователей его истории, древностей и архитектуры (Н.С.Ильинский, митрополит Евгений (Болховитинов), А.С.Князев, И.Ф.Годовиков, К.Г.Евлентьев, И.И.Василёв, Ф.А.Ушаков и др.). Однако труды их ко времени подготовки к XV археологическому съезду стали библиографической редкостью.
Н.Ф. Окулич-Казарин берется за труд создания всеобъемлющего путеводителя по Пскову и блестяще завершает его. «Спутник» вышел в свет в 1911 г. с подзаголовком «Любителям родной старины», с 61 фотографией, выполненной замечательным псковским фотографом О.И.Парли, и четырьмя планами. Один из этих планов, а именно подробный «План губернского города Пскова», особенно ценен для исследователей и историков Пскова. В 1914 г. XVI археологический съезд должен был состояться уже в Пскове, и поскольку «Спутник» в силу своей популярности весь разошелся, ПАО выпустило второе издание «Спутника» в 1913 г. XVI съезд из-за разразившейся первой мировой войны не состоялся.
«Спутник по древнему Пскову» не потерял актуальности и в наше время. Им пользуются как любители краеведы, так и научные работники. Если посмотреть библиографию любого научного труда по истории Пскова, там можно обнаружить ссылку на «Спутник». К великому сожалению, эта книга уже давно стала библиографической редкостью.
Николай Фомич Окулич-Казарин родился 19 ноября 1849 г. (ст. ст.) в семье потомственных дворян Витебской губернии. Отец служил в армии и был уволен в 1860-х гг. в отставку в чине подполковника. Образование Николай Фомич получил в Новгородском графа Аракчеева кадетском корпусе. Сохранилась его записная книжка этого периода, в которой, кроме пометок, связанных с учебным процессом в кадетском корпусе, как-то: расписание занятий, фамилии преподавателей, нетвердой детской рукой на двадцати восьми страницах записаны песни того времени. Это характеризует его как разностороннего, увлекающегося юношу. Образование продолжалось в Первом военном Павловском училище. 17 июня 1867 г. он заканчивает училище и назначается прапорщиком в 8-й гренадерский Московский Великого герцога Фридриха Мекленбургского полк. Начало военной карьеры Н.Ф.Окулича-Казарина связано с военной артиллерией. В 1872 г. он служил в Кронштадской береговой артиллерии, затем в управлении Кронштадской крепостной артиллерии. В 1875 г. его производят в штабс-капитаны. 1876 г. ? его переводят на юг, служба в Николаевской крепостной артиллерии ? назначен командиром роты. Рота была направлена в Одесские береговые батареи. 18 декабря 1878 г. произведен в капитаны и назначен командиром полубатареи. Н.Ф.Окулич-Казарин вместе со своей батареей принимал участие в освобождении Болгарии от турецкого владычества. Правда, в боевых действиях быть не пришлось. В Болгарии он находился с марта по июнь 1879 г., а затем их подразделение разместилось на постоянные квартиры в г.Королевиц Черниговской губернии. Николай Фомич стремился продолжить свое образование. 26 августа 1880 г. его командируют в С.-Петербург для сдачи экзаменов в Военно-Юридическую академию, 12 сентября он зачислен штатным слушателем. В этом же, 1880 г., Николай Фомич произведен в подполковники. В 1884 г. он успешно заканчивает полный курс академии по первому разряду с награждением за отличные успехи. Направляется в распоряжение Главного Военно-Судного управления 1 июня 1884 г. сроком на один год. Началась служба в Прокурорском надзоре Петербургского военно-окружного суда. 1 июня 1885 г. Высочайшим приказом назначен военным следователем Петербургского военного округа, а в феврале 1886 г. ? помощником военного прокурора Петербургского военно-окружного суда. В мае 1890 г. приказом по военному ведомству произведен за выслугу лет в полковники. Николай Фомич был женат на дочери надворного советника Елене Степановне Космовской. В конце августа и в сентябре 1891 г. Н.Ф.Окулич-Казарин во время отпуска совершает поездку вместе с супругою в Италию. Сохранилась часть дневника (стр. 161-326), который он вел во время путешествия. В нем много живописных описаний и впечатлений от пребывания в Венеции, Болонье, Флоренции, Риме.
За отличную усердную и ревностную службу Николай Фомич был Всемилостивейше пожалован орденами Станислава 2 и 3 степени, св. Анны 2 и 3 степени и бронзовой медалью в память войны 1877-1878 гг. Затем служба в Финляндии в должности следователя Финляндского военного округа, затем в Грузии.
Выйдя в отставку в чине генерал-лейтенанта, Николай Фомич поселился в Пскове. Это произошло весной 1906 г. В этом же году он стал членом ПАО. А.К.Янсон так вспоминает рассказ Окулича-Казарина: «Сразу же полюбил этот своеобразный город с его белыми, изящными церковками, самобытными звонницами и крыльцами, импозантной броней древних стен, Поганкиными палатами и другими старинными зданиями, тихими, идиллистическими уголками, в которых кажется еще веет XVII веком». Он стремился познать этот новый мир, погрузившись в его изучение. Недаром он в шутку говорил, что целый день на него смотрит укоризненно XVII век, подразумевая под этим двухъярусную звонницу Никольской церкви, которая находилась рядом с его домиком на Губернаторской улице (ныне ул. Некрасова, 37). Николай Фомич с головой ушел в изучение псковской истории, архитектурных памятников. В своих работах он им дает высочайшую оценку, а ведь Николай Фомич был хорошо знаком с шедеврами архитектуры эпохи Возрождения, современной европейской архитектурой. Он работал в архивах, разыскивал документы, расспрашивал старожилов. «К счастью для меня, ? рассказывал он, ? мне явились помощники из местной молодежи, которые помогали мне в работе с рвением, присущим только молодым. После обхода стен или старинных зданий мы нередко в саду устраивали целые ученые заседания, спорили, галдели и всегда проверяли добытые нами знания по имеющимся уже сведениям.» Так накапливались все новые и новые материалы, которые тщательно обрабатывались.
В Пскове ярко раскрылся талант Н.Ф.Окулича-Казарина как исследователя и популяризатора псковских древностей. Он ? активный и деятельный член ПАО, его секретарь, хранитель музея и товарищ председателя общества. Им написаны и опубликованы более 15 работ по истории Пскова. Среди них уже упоминаемый «Спутник», «Путеводитель по музею ПАО», «Новые данные по топографии и истории Пскова», «Материалы для археологической карты Псковской губернии» и другие. Помимо этого, им были открыты и опубликованы несколько сотен документов XVII, XVIII и начала XIX вв. Вклад его в историческую науку, безусловно, велик, однако сам он свой труд оценивал весьма скромно. Не получив специального исторического образования, он считал себя только чернорабочим, никогда не позволяя считать себя историком «большой руки».
Известно, что Николай Фомич писал мемуары. Все, знавшие его, вспоминали его толстые, переплетенные в брезент тетради, содержавшие его воспоминания о людях и событиях, свидетелем которых он являлся. К сожалению, неизвестно, где эти тетради.
При Советской власти в 1918 г., после того как немецкие войска покинули Псков, Н.Ф.Окулич-Казарин оставался хранителем музея Поганкиных палат. Как пишет А.К.Янсон, благодаря его самоотверженности, музей обогатился большим количеством ценных вещей, картин и книг, оставшихся в усадьбах и особняках, брошенных на произвол судьбы после ухода их владельцев. Несчастье на фронте в мае 1919 г., повлекшее за собой временное оставление Пскова частями Красной Армии, подорвало жизненные силы Николая Фомича, так как он остался без всяких средств. Больной и безвольный, он был увезен в Юрьев (Тарту) на лечение. Пролежал там долго в больнице и после выздоровления уже не мог вернуться в Псков, так как фронт и граница пролегли между Псковом и Юрьевом. Не будучи революционером, Николай Фомич глубоко презирал Булак-Булаховича, полагая что со старой дворянско-помещичьей Россией покончено навеки. Н.Ф.Окулич-Казарин поселился в захолустном городке Эстонии ? Обер-Палене, где, по некоторым сведениям, работал в школе, жил в бедности, получая небольшую благотворительную помощь от английских благотворительных организаций, принимал участие в работе комитета русских эмигрантов.
Скончался Николай Фомич 26 апреля 1923 года и похоронен на кладбище Обер-Палена.
Медников М.М. Хранитель псковских древностей Николай Фомич Окулич-Казарин // Земля Псковская, древняя и современная. Тезисы докладов к научно-практическим конференциям 1998/99 гг. Псков, 1999.