Размышление о смысле жизни Имя преподобного Исаака Сирина, который жил во второй половине VII века, хорошо известно каждому христианину. Личность и миросозерцание преподобного Исаака всегда были дороги православному человеку. И теперь даже, когда прошло 13 веков после смерти преподобного, его сочинения актуальны и глубоко поучительны. Святой Исаак – великий психолог и философ, он – удивительный знаток Священного Писания Нового и Ветхого Завета и обширной аскетической литературы, греческой и своей родной сирийской. Он, наконец, - мудрый и опытный наставник, и руководитель в христианской духовной жизни.
Преподобный Исаак был хорошо известен на всем православном Востоке. Современный исследователь творений преподобного Исаака Илия Калифе – Хашем, пишет: “благодаря греческому переводу, сделанному в IX веке монахами Лавры святого Савватия в Палестине Авраамием и Патрикием, труды преподобного Исаака пользовались большим авторитетом у византийского монашества. Преподобный Симеон Новый Богослов и Никита Стифат часто его цитировали. Преподобный Григорий Синаит рекомендовал читать его наряду с преподобным Максимом Исповедником и другими великими отцами”. Наибольшим же почитанием пользовался преподобный Исаак в славянском мире. В 1787 году преподобный Паисий Величковский издал в Москве славянский перевод трудов святого Исаака. С этого времени для славян, в частности для русских, преподобный Исаак является величайшим из святых, глубочайшим из философов, всемирным учителем, православнейшим, наряду с другими отцами Церкви. В XIX веке святитель Феофан Затворник перевел творения преподобного Исаака на русский язык.
Западные патрологи, основываясь на букве рациональных исследований, причисляют святого Исаака к несторианам. Действительно, судя по жизнеописанию, возможно, что преподобный Исаак, подвизался в среде последователей Нестория, однако из этого еще не следует, что он был несторианином. Известный русский патролог А. И. Сидоров пишет: “краткий исторический анализ показывает, что мир персидской Церкви, в котором жил преподобный Исаак, был не “однополярным” и даже не “двухполярным” (несторианство - монофизитство), а “трехполярным” (несторианство – монофизитство - Православие)”. Несторианство вытекало, как известно, из так называемой “антиохийской” традиции, оно делало акцент на человеческой природе Иисуса Христа, на его личном человеческом подвиге. Это была, так сказать, христология “снизу”, в отличие от александрийской христологии “сверху”, где о Христе всегда говорилось как о Воплотившемся Слове. В плане экзегетики несториане, также следуя “антиохийской” традиции, отвергали всякий аллегоризм в толковании Священного Писания. “Святой Исаак в своих сочинениях 4 раза цитирует святителя Василия Великого, 1 раз – преподобного Ефрема Сирина, 1 раз – священномученика Дионисия, епископа Афинского, 16 раз – преподобного Евагрия Понтийского,” а также других отцов Церкви, умело сочетавших в своих трудах как антиохийскую так и александрийскую традиции богословия. Всё это еще раз свидетельствует о православном миросозерцании преподобного Исаака. Необходимо также указать на то, что никто из святых отцов, живших после святого Исаака, не сомневался в его православности.
Целью данной работы является:
1. по возможности, адекватно, без примеси плотского мудрования, в сравнении с другими отцами Церкви, раскрыть учение преподобного Исаака об основополагающих для нашего спасения добродетелях смирения, покаяния, молитвы, поста, милосердия, целомудрия, любви к Богу и ближнему, а также других необходимых для каждого человека качествах души;
2. показать, что труды преподобного Исаака нисколько не противоречат православной церковной традиции и очень органично вписываются в неё.
Святой Исаак, в основном, писал для монашествующих. Больше всего он говорил о последних ступенях духовного подвига, о пределах духовного пути, о созерцании. Но чтение “Подвижнических слов” приносит благодатное утешение и вдохновляет на подвиги каждого христианина. В своих мистических переживаниях святой Исаак очень схож с такими аскетами – созерцателями, как преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Максим Исповедник, преподобный Макарий Великий. Эти святые отцы много говорили о конечной цели аскетических подвигов, об обожении человека, о стяжании Святого Духа. Одной из постоянных тем богословия святых отцов является тема молитвенного созерцания Бога. Поэтому целесообразно было, в этой дипломной работе, выделить особую главу для освещения этой тематики.
В отличие от западных католических и протестантских патрологов, для которых творения святых отцов являются лишь древними, не применимыми к современной жизни, памятниками христианской письменности на примере нравственно – аскетических воззрений преподобного Исаака Сирина можно убедиться, что святоотеческие творения никогда не устаревают. Берущие свое начало от источника Божественной премудрости, они вне времени, а потому никогда не теряют своей жизненности и актуальности.