Бердянского краеведа и коллекционера Георгия Борисовича Сукача читателям нашей газеты представлять не нужно. Это наш постоянный автор, с которым мы сотрудничаем уже много лет. Его материалы о бердянцах, которые приобрели уважение и известность далеко за пределами города и даже страны, вызывают большой интерес. Отклики в газету поступают даже из других городов.
А приезжавшие в Бердянск жители Днепропетровска, Запорожья, Мариуполя и Донецка летом нередко заходят в редакцию и очень просят помочь им найти номера с теми или иными публикациями Георгия Борисовича. Жаль, помочь им не всегда удается, так как после выхода интересующих их материалов проходит два-три, а то и более месяцев.
Но и без публикаций в газете Георгия Сукача знают в Бердянске многие. Принципиальный, настойчивый, стремящийся докопаться до истины. Его каждый день можно встретить в городе, бодро идущим с дипломатом в руках. Жара, холод – у него всегда есть дела. Он всегда в движении, несмотря на почтенный возраст. Такой активности мог бы позавидовать любой молодой человек.
Вот и сейчас Георгий Борисович занимается не только сбором информации о прославившихся бердянцах, но и созданием новой в городе общественной организации, которая бы объединила местных краеведов. Вот на эту тему сегодня наш разговор с ним.
– Георгий Борисович, Вы краеведением занимаетесь давно. У Вас наверняка есть друзья и знакомые, которые интересуются этой темой. Но почему вдруг идея создания организации у Вас появилась только сейчас?
– Толчком послужил пример города Мелитополя. В прошлом месяце меня приглашали туда на международную (я подчеркиваю – международную) научную конференцию, посвященную 100-летию мелитопольского ученого, педагога и краеведа Н. Алексеева. Так вот одним из организаторов этой очень солидной конференции была городская общественная организация «Союз краеведов Мелитопольщины», по инициативе которой я и был приглашен. А поскольку мне в давние времена посчастливилось общаться с Н. А. Алексеевым, бывать у него дома, то мне было предложено еще и выступить на конференции.
Конференция была организованная и проведена на очень высоком уровне с участием докторов и кандидатов философских, географических, биологических, педагогических, медицинских и сельскохозяйственных наук – ко всем этим сферам деятельности был причастен Н. А. Алексеев. Я же в свое время с ним общался как коллекционер, а потому мое выступление о нем было дополнением ко всему тому, что рассказывали о Н. А. Алексееве выступавшие на конференции ученые.
Для сравнения: практически в это же время у нас в Бердянске отмечался юбилей нашего местного краеведа Огульчанского. Он прошел куда скромнее, я бы даже сказал – почти незаметно. Но в данном случае я бы хотел подчеркнуть не столько даже размах и уровень празднования, не привязку к личностям Алексеева и Огульчанского, сколько различие в подходах к краеведению у них и у нас. Там все по-другому. Вот почему помимо самой конференции меня в Мелитополе интересовал созданный там городской «Союз краеведов Мелитопольщины». Оказалось, что это довольно-таки серьезная и пользующаяся в городе авторитетом организация, выполняющая большой объем работы по изучению истории Мелитопольского края, пользующаяся серьезной поддержкой со стороны городских властей.
Такой организации в нашем городе нет. Года три тому назад была предпринята попытка создания в Бердянске общества краеведов, но со стороны руководителей города эта инициатива поддержки не получила. Однако моя поездка в Мелитополь убедила меня в необходимости снова вернуться к этой теме и все-таки создать подобную организацию в Бердянске.
– Но что дает такая организация? Какие, на Ваш взгляд, имеются отличия в деятельности краеведов Бердянска и Мелитополя?
– В Бердянске, по сравнению с Мелитополем, в последние годы произошло разделение занимающихся историей города на краеведов-профессионалов (в основном работников краеведческих музеев) и краеведов-любителей. Но читатели газеты могли убедиться, что именно любители более активны и дают больше новой информации по истории города, о жизни и деятельности знаменитых земляков. Именно от них бердянцы впервые узнали о известных художниках А. Ивахненко, А. Вороне, О. Сластионе; математиках Г. Вороном, Б. Левитане, А. Безиковиче; конструкторах Г. Мажеровском, Б. Луцком; ученых В. Кидалове, И. Семенченко, А. Галкине; литераторах С. Павлове, Рахель Блувштейн, Г. Горчакове; артистах Л. Чернышевой, Л. Галлисе, М. Синельниковой; разведчиках В. Вертипорохе, Е. Березняке; врачах Б. Милькове, Р. Синельникове, В. Жаботинском; композиторе Ю. Энгеле и многих других.
И это при том, что краеведы-любители не только не имеют никакой поддержки со стороны руководства города, но даже не имеют доступа к архивам городских краеведческих музеев.
Трудно объяснить, почему краеведы-профессионалы в таких вопросах уступают любителям. Ведь среди них имеются грамотные работники, и от них можно было бы ожидать большего. Но что-то им мешает. Что конкретно – пусть разбираются сами. Меня в данном случае волнует другое: не хотите сами работать с документами, не хотите делать историю города более известной и доступной горожанам, – уступите место любителям, я имею в виду: дайте доступ к архивам.
– Георгий Борисович, только не обижайтесь, но краеведы-профессионалы нередко говорят о том, что краеведы-любители не всегда используют проверенные факты, неизвестно, где берут они материалы и на основании чего делают те или иные выводы. Вспомните, по этому поводу была переписка и на страницах нашей газеты.
– И чем закончилась эта переписка? Хоть один серьезный аргумент мы услышали? Хоть один пример искаженного факта или неправильного вывода был приведен? Ничего, кроме эмоций. Не мне вам рассказывать, случаются опечатки в газете при наборе материалов. Помню курьезный случай. В вашей же газете выходил мой материал, посвященный композитору, талантливому человеку и организатору Зюзину. Я вычитывал материал, но как-то упустил: мы поставили год его рождения 1932, (на самом деле 1922), а рубрику к 90-летию со дня рождения – абсолютно правильно. То есть при наборе текста в годе рождения была допушена опечатка, о которой редакция газеты сообщила читателям уже в следующем номере. Мне прислали по этому поводу письмо, в редакцию прислали письмо. Но вот что интересно. Еще раньше в одной из городских газет вышел небольшой материал о Зюзине другого автора. И там речь шла о 80-летии композитора. Я специально сохранил эту газету. Никто на это не обратил внимание… А тут… переполох. Разве не смешно…
– Значит, Вас читают более внимательно, и нашу газету – тоже. Это ж хорошо. Но все-таки, откуда Вы черпаете информацию?
– За многие годы у каждого из краеведов-любителей создается свой личный архив. Имея одни и те же проблемы, мы поддерживаем друг друга и обмениваемся имеющейся информацией, ведем большую переписку как в пределах Украины, так и за ее пределами. Например, готовя материал о Р. Синельникове, пришлось не только ознакомиться с тем, что имеется в Интернете и в медицинской литературе, но и вести переписку с редакцией международного медицинского журнала, руководством Харьковского медицинского университета, искать адреса родственников, которые уже давно проживают в США, и т. д.
Материалы о людях, являющихся частью истории нашего города, вызывают большой интерес у бердянцев. Они обращаются в редакцию газеты или к автору публикаций со своими замечаниями, дополнительной информацией – за это им большое спасибо.
Естественно, я пользуюсь справочной литературой, обращаюсь за помощью в библиотеку. При этом я хочу обратить ваше внимание на то, что в разных источниках могут содержаться различные факты об одной и той же личности, и факты прямо противополжные. В таких случаях приходится обращать на это внимание.
Если же говорить о моих материалах, то пока, кроме благодарностей от тех людей, о которых я писал, либо же от их родственников, я никаких претензий по поводу искажения фактов ни от кого не получал. Уточнения, поправки – это было, и еще раз говорю, я очень благодарен за это нашим читателям. Ну а если возникали те или иные спорные моменты, не с родственниками, а здесь, на местном уровне, то изложенные в моих статьях факты я всегда могу подтвердить тем или иным источником.
– Георгий Борисович, Вы человек прямой, а потому можно и я спрошу напрямую: как Вы думаете, почему Вас, скажем так, не очень любят чиновники, почему некоторые весьма болезненно воспринимают Ваши публикации? Как Вы сами считаете?
– Так Вы сами на свой вопрос и ответили: потому что я прямой человек и стараюсь называть вещи своими именами. Я отношусь к категории тех краеведов, кто уже находится на пенсии. На нас уже отсутствуют рычаги административного влияния: нас нельзя сократить на работе, понизить в должности, ущемить интересы материально. Именно эта категория краеведов поднимала и поднимает вопросы об исчезновении из города скульптурной композиции «Взятие Азова» известного украинского скульптора А. Харечко, основу которой составляют 4-х тонный бронзовый бюст Петра I и покрытая медью скульптура богини Ники.
Именно эта категория краеведов подняла вопрос о непонятном исчезновении из городского художественного музея им. И. Бродского картин русских художников ХIХ века. И нам так и не удалось добиться четкого ответа, сколько же все-таки исчезло картин и когда это произошло.
Эти «непонятливые» пенсионеры не могут уяснить, почему в этом направлении ничего не делается. Мы не поймем: почему нет у нас должного внимания и уважения к известнейшим нашим землякам, прославившим себя в различных областях человеческой деятельности. Причем как к живым, так и к умершим. Вот такие «почему» предпочитают не слышать. Те, кто это делает, дистанциирует от себя краеведов-любителей. Вот и весь ответ.
– За свой труд краеведы-любители не получают никакого материального вознаграждения. Что можно было бы сделать такого, чтобы они почувствовали, что их деятельность городу нужна?
– О том, что публикуемые ими материалы интересны и нужны, говорят рядовые жители города. И это главное. А вот заставить нас уважать чиновников, музейных работников, добиться допуска к архивам в одиночку нам не удастся. Поэтому считаю, что по примеру мелитопольцев необходимо создать городское общество краеведов. Нужно вспомнить, что в нашем городе в первые годы советской власти уже создавалось Бердянское краеведческое общество, которое в то время вело активную деятельность. К сожалению, материалы об этом обществе пропали во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., но известна брошюра Г. Н. Кардаша о природе, культуре и хозяйстве города и района, которую это общество издало в 1928 году.
В наше время, когда общество краеведов будет создано, городские чиновники вынуждены будут с ним считаться, поскольку в этом случае краеведы будут находиться под защитой Закона Украины «Об общественных организациях» и будут иметь право на получение информации от любых городских организаций и служб.
Но самое главное, уверен, – подобного рода организация также активизирует краеведческую работу в Бердянске, будет способствовать обмену мнениями. Мы больше узнаем о прошлом нашего города, о людях, его прославляющих. Нам есть чем и кем гордиться. И нынешнее молодое поколение должно знать об этом, потому что через историю, краеведение воспитывается в том числе и любовь к родному городу, местный патриотизм. А люди, любящие свой город, гордящиеся именем бердянец, никогда не позволят себе мусорить на улицах, ломать памятники и лавочки. Это, согласитесь, тоже очень важно. Автор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru