Уж не знаю смеяться или плакать, но поделиться своими соображениями посчитала необходимым.
Я и мои друзья встретились первого июля в десять часов утра в Центре Досуга села Вольно-Надеждинское. Нам и нужен-то был всего лишь уголок, чтоб разложить рукописи, перечесть их, обсудить и определиться, что же может наша группа сдать в литературное объединение «У истока» для верстки новой книги самодеятельных поэтов Надеждинского района.
Наш руководитель, пообщавшись с нами, поспешила по неотложным делам. Не знаю, какими домыслами руководствовались работники ЦДК, но нас никто ни о чём не спросил. Нас просто выставили из клуба.
Возникают вопросы:
1. Если ЦДК частная лавочка, то на входе должна быть билетная касса и контролёр. И тогда зачем доить государственные деньги на содержание работников?
2. Если это общественное учреждение, то где условия или хотя бы соучастие в творческом развитии населения?
Районный Центр Досуга в погоне за дипломами и наградами Краевого уровня давно стал выездной филармонией и преуспел в достижениях массовой культуры. Награды и звания – дело хорошее. Однако массовая культура, если не имеет рядом альтернативы, разрушает самосознание молодого поколения, отрывает от истоков, выхолащивает патриотизм. Неужели оскудела талантами земля Надеждинская? Где народное наследие отцов и дедов? Где самодеятельность? Канули в лету «Народный хор», духовой оркестр, агитбригада, народные песни, характерные танцы. Бедность жанров на праздничных концертах удручает. За ведущих стыдно, они не владеют ни словом, ни аудиторией – не хватает речевой культуры, постановки голоса. Качество сценариев примитивно-однообразное. Человеку с улицы в клубе неинтересно, не за что зацепиться: ни спеть, ни сплясать, ни картинку нарисовать. Кадровая политика отсутствует. В головном Центре Досуга три завхоза, три средних специалиста, остальные с бору по сосенке. Спасибо Валентине Тимофеевне Карпенко. Она руками двух уборщиц и одного рабочего побелила, покрасила, подмела доступные углы и фасад здания. В своё время в качестве директора Дома Культуры посёлка «Новый» она была звездой. Но районный Центр Досуга – это другой масштаб. Здесь и стратегия и тактика требуют кардинального переосмысления и умений, и навыков руководства. Уровень подчинённых должен хотя бы на порядок превышать директора по профессионализму, таланту, организаторским способностям. Даже большим талантам требуется профессиональная подготовка в деле воспитания высокой духовности, нравственности и самобытности среди населения. Школа повышения квалификации в районе отсутствует. Родник народный – сельская самодеятельность – зачах. Из-за отсутствия специалиста в руководстве нет плана стратегического развития культуры на селе. Учителя учат детей в школе. Клубника обучают навыкам организации самодеятельности среди населения. Государство занимается этим на высшем уровне. В нашем районе достойные кадры есть, и там, где они на месте, проблемы решаются. Примером может служить Тавричанский Дворец Культуры и его кадры. Они не болеют самолюбованием и не страдают завышенной самооценкой. На гастроли вывозят не работников, а самодеятельность, берегут честь мундира центра досуга в поселении.
Впрочем, о чём это я? Однажды мне довелось стать свидетелем беседы начальницы управления культуры Надеждинской администрации со своими подчинёнными. Не факт, что перед ними был заслуженный работник культуры и почётный гражданин. Уровень громкости, ненормированной лексики и недвусмысленных жестов привёл меня в грустное состояние. Увы, рыба с головы тухнет.
Послесловие:
Уголок мы нашли за пределами клуба. Подборку работ произвели. Надеемся, что книга, с Божия благословения и спонсорской помощью, увидит свет. Поделились авторскими песнями, звучат неплохо, смысл в них есть. Подумаем, может, и песенник подготовим. А что? Талантам и на задворках неплохо, зачем им такой Центр Досуга? Кстати, наша местная газета «Трудовая слава» этот материал не опубликовала. Причины мне понятны. материал критичен, но если совем уж молчать... Кто, как не мы?
Надежда Алексеевна Лавровская,
организатор-методист клубной работы высшей квалификации, пенсионерка.