Тема очередной нашей встречи – КЛАССИЦИЗМ. Это художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому и этическому эталону.
Классицизм, развивавшийся в острополемическом взаимодействии с барокко, в целостную стилевую систему сложился во французской художественной культуре XVII в. Лежащие в его основе принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классицизма на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. Ориентация на разумное начало, на непреходящие образцы определила твердую нормативность этических требований (подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу, законам мироздания) и эстетических запросов классицизма, регламентацию художественных правил. Закреплению теоретических доктрин классицизма способствовала деятельность основанных в Париже Королевских академий – живописи и скульптуры (1648) и архитектуры (1671). В архитектуре классицизма, которую отличают логичность планировки и ясность объемной формы, главную роль играет ордер, тонко и сдержанно оттеняющий общую структуру сооружения (постройки Ф. Мансара,
К. Перро, Л. Лево, Ф. Блонделя).
Со второй половины XVII в. французский классицизм вбирает в себя пространственный размах архитектуры барокко (работы
Ж. Ардуэн-Мансара и А. Ленотра в Версале). В XVII – начале XVIII вв. классицизм сформировался в архитектуре Голландии, Англии, где он органично сочетался с палладианством (И. Джонс, К. Рен), Швеции (Н. Тессин Младший).
В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень. Локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины (отмеченные возвышенностью философско-этического содержания, общей гармонией произведения Н. Пуссена, основоположника и крупнейшего мастера классицизма XVII в.; «идеальные пейзажи» К. Лоррена).
Классицизм XVIII – начала XIX вв. (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), ставший общеевропейским стилем, также формировался преимущественно в лоне французской культуры, под сильнейшим влиянием идей Просвещения. В архитектуре определились новые типы изысканного особняка, парадного общественного здания, открытой городской площади (Ж. А. Габриель,
Ж. Ж. Суфло). Поиски новых, безордерных форм архитектуры, стремление к суровой простоте в творчестве К. Н. Леду предвосхищали зодчество поздней стадии классицизма – амлира. Гражданский пафос и лиричность соединились в пластике Ж. Б. Пигаля и Ж. А. Гудона, декоративных пейзажах Ю. Робера. Мужественный драматизм исторических и портретных образов присущ произведениям главы французского классицизма, живописца Ж. Л. Давида.
В XIX в. живопись классицизма, несмотря на деятельность отдельных крупных мастеров
(Ж. О. Д. Энгр), вырождается в официально-апологетическое или претенциозно-эротическое салонное искусство. Интернациональным центром европейского классицизма XVIII – начала XIX вв. стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации (немецкий живописец
А. Р. Менгс, пластика итальянца
А. Кановы и датчанина Б. Торвальдсена). Для архитектуры немецкого классицизма характерна суровая монументальность построек К. Ф. Шинкеля, для созерцательно-элегичной по настроению живописи и пластики – портреты А. и В. Тишбейнов, скульптура
И. Г. Шадова. В английском классицизме выделяются антикизирующие сооружения Р. Адама, палладианские по духу парковые усадьбы У. Чеймберса, изысканно-строгие рисунки Дж. Флаксмена и керамика Дж. Уэджвуда. Собственные варианты классицизма развивались в художественной культуре Италии, Испании, Бельгии, Скандинавских странах, США.
Выдающееся место в истории мирового искусства занимает русский классицизм 1760-1840-х гг. Ранний русский архитектурный классицизм (до конца 1770-х гг.; постройки Ж. Б. Валлен-Деламота, А. Ф. Кокоринова,
Ю. М. Фельтена, К. И. Бланка, А. Ринальди) сохраняет еще особую пластичность форм, восходящую к барокко и рококо, зрелый (до 1790-х гг.; произведения В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, И. Е. Старова, Н. А. Львова,
Ч. Камерона, Дж. Кваренги и др.) отличается отточенной ясностью формы, благородной лаконичностью декора.
Рубеж XVIII и XIX вв., а затем и вся первая треть XIX в. ознаменованы крупнейшими градостроительными мероприятиями, изменившими облик Петербурга (работы А. Н. Воронихина,
А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона, К. И. Росси) и Москвы (постройки Д. И. Жилярди,
О. И. Бове, А. Г. Григорьева). Скульптура русского классицизма представлена «героической» монументально-декоративной пластикой, органично связанной с архитектурой, станковой пластикой, элегически-просветленными надгробиями (произведения И. П. Прокофьева, Ф. Г. Гордеева, М. И. Козловского,
И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. И. Демут-Малиновского,
С. С. Пименова, И. И. Теребенева), живопись – произведениями исторического и мифологического жанров (полотна А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева).
К концу первой трети XIX в. ведущая роль классицизма почти повсеместно сходит на нет, он вытесняется разнообразными формами архитектурного эклектизма. Оживает художественная традиция классицизма в неоклассицизме конца XIX – начала ХХ вв.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль европейского искусства XVII – XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения.