В прошлом номере мы начали рассказ об удивительном крае нашей страны – Республике Бурятия. наш журналист провел там несколько незабываемых дней, побывал на премьере национальной оперы "Энхэ-Булат-Батор", поставленной молодым и уже знакомым Хакасии режиссером Олегом Юмовым. Приуроченная к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России премьера продемонстрировала редкие приемы национального пения, уникальную в своем роде хореографию и ослепительной красоты костюмы, которые отвечали всем этническим канонам, не уходя при этом в архаику. Художник-постановщик из Москвы Мария Вольская, не один год изучающая традиции бурято-монгольских костюмов, использовала в спектакле лучшие национальные элементы. Золотой парчой на роскошных нарядах легли красивые бурятские орнаменты, царственно возвышались конусы и "рога" головных уборов, объемы которых стремились вширь или вверх подобно шапкам буддистских лам, не одно столетие проповедующих в этих местах древнейшую мировую религию.
Театр-замок
Театр, одаривший публику новой оперой, находится в самом центре бурятской столицы и расположен в галерее красивейших достопримечательностей. По красоте этот храм искусства сравним разве что с рыцарским замком. Не зря он признан архитектурным памятником федерального значения и имеет статус особо ценного объекта культурного наследия народов России.
Неподалеку от главного входа вы увидите бронзовых артистов балета, застывших в изящном танце. А если поднимите к небу глаза, то в правой части над фронтоном здания заметите скульптурную группу из двух вздыбленных коней, исполненную народным художником РСФСР Александром Тиминым. Может показаться, что центральная часть театра именно там. И это не ошибка. Местные жители рассказывают, что архитектор задумывал парадный подъезд в противоположной стороне, но не встретил понимания чиновников, которых возмутило, что театр "повернулся" к зданию правительства "спиной". В результате крыльцо построили сбоку, а шикарные, величественные колонны служат украшением черного входа.
В скором времени театральная красота заиграет новыми красками, причем в буквальном смысле этого слова. Прилегающая территория здания прячет за забором будущий светомузыкальный фонтан размером в 12 метров.
Назад в СССР
Еще в прошлом номере мы обратили внимание на обилие советской символики внутри театра, но и вне его этой символики хватает. "Улан-Удэ – город серпов и молотов", – пошутила одна девушка, когда в разговоре с ней я указала на главные орудия труда коммунистической эпохи, венчающие одно из центральных зданий. У Дома правительства до сих пор смотрит в "светлое будущее" огромная голова Ленина – главная визитная карточка бурятской столицы.
"Ты только голову Ленина не забудь сфотографировать", – посоветовал редактор, отправляя меня в дальний путь. Я это сделала в первую очередь. Надо сказать, Ленин – это не только "лицо" города и правительства, но и излюбленное место отдыха горожан. Своей головой вождь венчает обширную центральную площадь – Площадь Советов, где можно кататься на роликах, сидеть на лавочках и неспешно разглядывать красоты города.
Ну а те, кто жаждет приключений, пожалуйте направо – к загсу, кинотеатру и припаркованным у дороги такси. В этом месте вечером особенно оживленно, и шансы пообщаться с раскованными аборигенами увеличиваются в разы. Здесь, в ожидании такси, я прогуливалась после премьеры. Не прошло и пяти минут, как ко мне подошли знакомиться. В машине с шашечками общение с местными продолжилось. Узнав, что я приезжая, водитель начал тут же рассказывать о городе и советовать, что лучше в Бурятии посмотреть. Я опять услышала "Остров Ольхон", о котором мне поведали еще в поезде, и с интересом начала внимать байкам таксиста о том, как люди в палатках по ночам слышат звон бубенчиков невидимых шаманов и от страха если не цепенеют, то непременно чувствуют дискомфорт. О том, что Байкал, оказывается, бывает разный – дикий и цивилизованный. И дикий в сравнении с тем, что я видела из окна поезда, представляет собой гораздо более впечатляющее зрелище. Когда мы прибыли на место и пришла пора прощаться, рассказчик широко улыбнулся: "Я могу показать вам город, если хотите!" Но такого гостеприимства для меня уже было много, и я вежливо отказалась.
Экзотические изыски
Гулять по городу я отправилась уже на следующий день. Мою экскурсию открыли "Царские ворота" (по бурят-монгольски "Красные ворота"), на которых выгравирована надпись: "20-21 iюня 1891 года город Верхнеудинскъ". Триумфальная арка, построенная в честь приезда цесаревича Николая Александровича, была снесена в 1936 году, и восстановили ее лишь в 2006 году. С тех пор она дополняет архитектуру соседнего оперного театра и ежедневно пропускает через себя сотни автомобилей.
Слева от арки старый деревянный дом – не удивлюсь, что построен без единого гвоздя. А чуть дальше распахнул объятия улан-удинский "Арбат" – народное прозвище улицы Ленина. Едва ли не каждая деталь названной пешеходной площади "хвастается" хорошим вкусом. Ступая по кирпичикам брусчатки, мимо фонарей и цветочных клумб, устремившись в сторону православного храма, я слушала джаз из уличных динамиков, любовалась фонтаном и изучала "плывущие" по разные стороны здания, одно из которых было украшено античными скульптурами, а другое – настоящими деревянными ставнями, принадлежащими, как позже выяснилось, Музею истории города. Самым популярным арбато-экспонатом можно считать "Рог изобилия" – скульптуру, обвитую двумя бронзовыми змеями и увенчанную "соембо" – традиционным бурятским символом вечной жизни в виде солнца, луны и очага. Каждый проходящий, даже мимо, должен подойти к этой композиции, бросить в длинный витиеватый рог монетку и загадать желание. Здесь побывала не одна сотня "мечтателей", а рог до сих пор не забит до краев. Возникает вопрос: "Куда же улетучиваются "волшебные" монетки?" Может, их уносят сидящие неподалеку бронзовые птицы?
Прогуливаясь по городу, я очутилась на улице, которую в народе прозвали "Буузной". Национальное бурятское блюдо "Буузы" (или по-другому "позы") здесь готовят едва ли не в каждом доме. И едва ли не каждый дом слывет "буузной" (распространенное название бурятских кафе и забегаловок). Вкусные, сочные и при этом доступные комочки из теста с мясной начинкой внешне напоминают манты, но ничего общего с ними не имеют. В Абакане настоящие позы вы не попробуете, даже если в меню их будут называть таковыми. Житель Бурятии, побывавший в хакасской столице, долго смеялся, когда ему под видом "бурятских поз" принесли маленькие и невразумительные по вкусу "полупельмени". Настоящие позы – гораздо более крупные и, самое главное, сочные. Пробуя это блюдо впервые, я была удивлена, что вилки с ножом к нему не прилагается.
– Это блюдо едят руками! – со знанием дела говорили мне в кафе.
– Вы меня разыгрываете?
– Ничего подобного! Берете в руку позу, надкусываете, выпиваете сок, а потом съедаете все остальное.
Столь нехитрое дело я освоила лишь с третьей попытки, но это того стоило. Ничего вкуснее я, наверное, в жизни не ела. Сочные позы, наваристая лапша шулэп на бульоне из баранины и черный чай с молоком гарантируют хорошее настроение как минимум часа на два.
Кстати, чаю с молоком отдают предпочтение не только буряты, но и многие русские, живущие как в Бурятии, так и в соседствующей Иркутской области. Неожиданно полюбила его и я, проникаясь в этом городе все больше и больше восточной культурой. Позже бурятскую кухню дополнили японские и китайские блюда. И экзотичные названия снеди, вроде "Каприза монгольской принцессы", усилили восприятие.
Шедевры сомнительные
и дорогие
Увидев улицу Буузную, я случайно забрела в новый бизнес-центр, который в шутку, из-за его формы, называют унитазом. Зеркальный фасад – не единственное его достоинство. Внутри все, начиная от лифта и заканчивая офисными помещениями, сделано по последнему слову техники. От изумления некоторое время я находилась в прострации, пока не увидела на лавочке "железного человека". Оказалось, этот сидячий памятник – не единственный в своем роде. Кроме задумчивого, интеллигентного пенсионера в шляпе в этом городе можно увидеть еще и беззаботного студента, скучающего в компании собаки.
Времени на шатания по улицам уже не оставалось, и я решила завершить их посещением мемориала Победы. Располагаясь в парковой зоне, он слывет довольно популярным местом как для прогулок мамочек с колясками, так и для отдыха представителей нового поколения. Наверное, кто-то из них и сотворил на пустой каменной плите памятник "Бугага" – шедевр из шести графических портретов, венчающих одноименную подпись. Раньше мемориал окружал пустырь, и только несколько лет назад прилегающую к нему территорию облагородили: разбили цветники, привели в порядок кустарники, выложили тротуарные дорожки, установили скамейки и торшеры. Завершением благоустройства стал новый светодинамический фонтан "Звезда" стоимостью 14,9 млн. рублей. Его запуск на площади был приурочен к 65-летию Великой Победы. Фонтан не ахти какой красивый, но если учесть количество созерцателей этого пятиконечного "зверя", то многим он очень даже по вкусу.