Всего 50 километров на север от столицы – и они выныривают, встают во всей красе, голубые и сверкающие на солнце купола знаменитой Троице-Сергиевой лавры. Дорога идет под уклон, и на холме возникает чудесное видение – белокаменные стены древней духовной обители. Тысячи людей со всех концов страны совершают паломничество в Лавру, в толпе звучит иностранная речь. С трудом припарковавшись и купив входной билет, иду к древним монастырским воротам.
У входа в монастырь останавливаюсь перед памятником Сергию Радонежскому, основателю обители.
По древнему преданию мы знаем, что Великий Светоч Земли Русской родился в 1314 году в семье именитых бояр. После смерти родителей он оставил имущество брату Петру и отправился к овдовевшему брату Стефану, убедив его отправиться на трудный подвиг, на «изыскание места пустынного»; этим было им положено начало необычного подвига.
Стефан недолго выдержал тяготы пустынного жития и ушёл в Московский Богоявленский монастырь. Варфоломей (так звали юношу в миру) остался один. Вначале изредка заходил для совершения богослужения старец Митрофан, который и постриг его в иноческий чин с именем Сергий. Много тяжёлых испытаний пришлось пережить подвижнику в борьбе с холодом, голодом, искушениями, это было труднейшее время, требовавшее громадного напряжения духовных и телесных сил.
Слухи о его подвижническом житии скоро разнеслись по окрестностям, и стали навещать его люди, прося назидания и совета во всех делах своих; и никого не отпускал юный подвижник без утешения, без слова ободрения и вразумления. Наконец, пришли к нему и желающие подражать ему в подвиге. Постепенно вокруг одинокой церквушки, срубленной монахом, образовались новые строения, и с годами возник монастырь, обнесённый высокой стеной.
Дух захватывает, когда осознаёшь, что это и есть те самые ворота, из которых уходил на битву с Мамаем Дмитрий Донской с войском. Вот и табличка на монастырской стене, повествующая о том, что отсюда ушел инок Александр-Пересвет на поединок с «татарским воином».
Благословение русского воинства на великую битву было самым ответственным и героическим временем в жизни Преподобного. Время для Руси было грозное, и самый мирный подвижник без колебания благословил князя и воинство на подвиг за правое дело.
Своды арки, под которой проходишь внутрь монастыря, расписаны библейскими сюжетами, часть из них в реставрационных лесах, как и церковь Иоанна Предтечи, и трапезная, которые находятся слева от входа. А вот направо прекрасный действующий храм Успения Пресвятой Богородицы. Несомненно, у Сергия было глубокое почитание Богоматери, видения которой он удостоился на закате дней. Это событие относят к времени рождественского поста 1387 года. Видимо, не случайно самый красивый собор Лавры назван в честь Богоматери. Внутри его торжественно и тихо. Паломники молча ставят свечи и молятся.
Вполголоса рассказывает экскурсовод об истории лавры. Здесь много картин портретного типа, изображающих лики подвижников и святых, здесь же находится одна из старинных реликвий – гроб, сделанный Сергием для самого себя. Несмотря на прошедшие века он неплохо сохранился. Когда всем желающим посетить монастырь не хватает места в недорогой гостинице, паломникам разрешают оставаться на всенощное бдение. Для этого внутри собора расстилают длинные паласы. Вблизи собора находится усыпальница царей Годуновых, а на ступенях храма – тумба с предложениями пожертвовать на восстановление монастырского комплекса.
Несмотря на реставрационные работы монастырь производит впечатление ухоженного и любовно обустроенного места. Особенное впечатление производит живописный купол в центре монастырского двора. Внутри бьёт живой источник, и желающие набрать святой воды могут купить красивую пластиковую бутылочку с тиснением Сергиева Посада. По преданию, источник с живой водой возник по молитве Преподобного, когда монастырской братии, увеличившейся со временем, стало не хватать воды.
И самый волнующий момент – это посещение усыпальницы, где находится рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского. Вход в неё предваряет просторное помещение, где паломники приобретают свечи, пишут свои имена и имена близких, за которых просят. Чтобы попасть к усыпальнице, необходимо отстоять длинную очередь.
Сама усыпальница отделана под чернёное серебро, перед ней изображение Сергия и множество лампад из цветного стекла. Несмотря на обилие народа – тихо. Люди молча подходят, склоняются в глубоком поклоне, перед Великим Святым, некоторые благоговейно прикладываются губами к усыпальнице, ставят свечи и так же молча уходят. Не иссякает людская река, не уменьшается поток духовно страждущих, желающих приобщиться к великому русскому святому, посвятившему жизнь служению Руси.
Из истории мы знаем, что московские цари совершали богомольные походы к Троице, восточные Патриархи, приезжавшие на Русь, также посещали знаменитую обитель и поклонялись её святыне. Русский народ – от сильных мира сего до последнего нищего – на протяжении столетий непрерывной вереницей шёл на поклонение гробу Чудотворца Сергия, и чистые сердца находили ответ на моления свои, получая духовную радость и исцеление.
Мне остаётся добавить, что Троице-Сергиева лавра считается главной святыней страны. Стремительный век информационных технологий и инновационных прорывов не поколебал её древнейших устоев. Здесь так же, как и века назад, горят золотом купола, раздаются мелодичные удары колокола, и возносятся молитвы. Покидая это место, уносишь в сердце благоговейные минуты прикосновения к великому.