23 апреля в концерном зале Бердянской музыкальной школы состоялся музыкально-литературный вечер, посвященный двухсотлетию со дня рождения гениального польского композитора Фредерика Шопена. Среди почетных гостей – Генеральный консул республики Польша в Украине пан Гжегож Серочинский. Такие ежегодные фестивали польской музыки – это давняя традиция музыкальной школы. И вот уже несколько лет подряд обязательным гостем фестиваля является господин Генеральный консул. Поскольку 2010 год обьявлен ЮНЕСКО годом Шопена то естественно, что темой фестиваля в 2010 году стали жизнь и творчество именно этого композитора.
Генеральный консул республики Польша в Украине пан Гжегож Серочинский вручает директору художественного музея Марии Бучакчийской и ректору БУМИБа, лидеру одноименного блока Лидии Антошкиной альбомы-каталоги работ выдающегося польского фотохудожника Альфреда Федецкого
Удачной находкой организаторов оказалась стилизация концерта под музыкальные вечера аристократических салонов 19 века. Сам Шопен много раз подчеркивал, что его музыка не предназначена для больших залов, а камерная по своей сути. В роли хозяйки салона выступила преподаватель школы по классу фортепьяно Майя Филон. Ее интересный рассказ о творчестве великого композитора и его трагически короткой (Шопен умер в возрасте чуть более тридцати лет) жизни был построен как композиция из нескольких литературных эссе. После каждого эссе звучали произведения Шопена в исполнении учеников, преподавателей и выпускников Бердянской музыкальной школы. Приятно отметить, что в зале собрались истинные ценители, и атмосфера вечера была изысканно-аристократичной, подстать музыке.
В завершение вечера перед собравшимися выступил Генеральный консул республики Польша господин Гжегож Серочинский. Он поблагодарил организаторов и зрителей за прекрасный концерт и вручил участникам фестиваля памятные дипломы и подарки.
На следующий день, 24 апреля, в помещении Бердянского художественного музея состоялось торжественное открытие фотовыставки одного из создателей и основоположников жанра игрового кинематографа, выдающегося польского фотохудожника Альфреда Федецкого. Организаторами выступили с польской стороны – Генеральное консульство республики Польша в Украине, а с украинской – польское общество «Возрождение» и Блок Лидии Антошкиной. Перед открытием выставки состоялась презентация альбома-каталога работ Альфреда Федецкого. Пан Гжегож Серочинский торжественно вручил экземпляры альбома директору художественного музея Марии Бучакчийской и ректору БУМИБа, лидеру одноименного блока Лидии Антошкиной.
На вечере музыки Шопена в музыкальной школе выступает юная скрипачка Юлия Шилько и преподаватель школы Майя Филон
На выставке в художественном музее
Альфред Федецкий жил и творил в Харькове в конце 19 – начале 20 веков. В это время уже появилась фототехника, позволяющая получать снимки очень высокого качества, однако среди специалистов все еще продолжались яростные споры о том, Искусство фотография или ремесло. И Федецкий был одним из тех выдающихся маэстро, которые доказали, что фотография – это все-таки искусство. Как и у всех мастеров того времени, в его работах очень сильно ощущается влияние живописи. Особенно оно чувствуется в жанре парадного портрета. Кстати, как мастер-портретист Федецкий был очень популярен в Российской империи. Известны его фотопортреты многих великих князей, императоров Александра Третьего и Николая Второго. В той экспозиции, которая представлена в Бердянске, имеется один малоизвестный, но очень удачный портрет композитора Петра Ильича Чайковского.
Старые фотографии, особенно в исполнении мастера, несут удивительное и ни с чем не сравнимое обаяние другого времени. Из-за специфики старинных фотокамер (выражаясь профессионально, старые мастера снимали на длинных выдержках при открытой диафрагме) снимки получались очень мягкого рисунка при великолепной передаче мельчайших деталей, полутонов и оттенков. Вообще, сегодняшним фотографам есть чему поучиться у именитых мэтров того времени. В первую очередь – это филигранная работа со светом. Все основные законы фотоосвещения (заполняющий свет, диагональный, контражурный свет) были открыты еще тогда, в конце 19 века. В отличие от художников-живописцев, мастера черно-белой фотографии не могли использовать такое мощное выразительное средство, как цвет, и поэтому добивались максимальной выразительности каждого кадра за счет виртуозного освещения объекта.
Кроме парадного портрета, на выставке представлены работы в жанре семейного и детского портрета, а также архитектурная фотосъемка Харьковских городских пейзажей начала прошлого века.
Нельзя обойти вниманием и огромный вклад Альфреда Федецкого в развитие мирового кинематографа. Он одним из первых в мире начал снимать игровые киносюжеты с привлечением профессиональных артистов. Именно Федецкий первым использовал при создании фильма такой прием, как «смена точки съемки», а это – в свою очередь – стало главным фактором для последующего открытия волшебного искусства киномонтажа, которое совершил другой выдающийся кинематографист (и тоже с польскими корнями) – Дзига Вертов.
Выставка фоторабот Альфреда Федецкого будет экспонироваться в Бердянском художественном музее до конца мая, и хочется порекомендовать всем неравнодушным к истории и высокому искусству фотографии всенепременно посетить экспозицию.