Денис Приходько В каждой провинции есть мировые музыканты
Денис Приходько В каждой провинции есть мировые музыканты
2 марта в Хакасской республиканской филармонии прошел очередной концерт классической музыки — "В гостях у симфонического оркестра". И солировал на этом концерте красноярский пианист — лауреат всероссийских и международных конкурсов и стипендиат президента Денис Приходько.
33-летний маэстро играл в Хакасии трижды. В его гастрольном списке – произведения Шостаковича, Гершвина, а теперь еще и Ференца Листа, 200-летие которого в этом году празднует весь мир. Пианист выбрал два его произведения — "Пляску смерти" и "Фантазию на венгерские темы", исполненную, к слову сказать, впервые в Сибири. Эта сложное и красивое сочинение звучит на сцене довольно редко, и единственная его грамзапись принадлежит выдающемуся Рихтеру. Хакасия стала отправной точкой гастрольного тура Приходько, предваряющей юбилейные концерты в Томске, Иркутске и Красноярске. Произведения Листа у нас были дополнены "Трагической симфонией" Брамса и "Симфонией №1" Калинникова — по инициативе директора и главного дирижера симфонического оркестра Вячеслава Инкижекова. С молодым интересным пианистом, которому аплодируют в Сибири и на Дальнем Востоке и посвящают современные музыкальные произведения, удалось побеседовать.
Школа Нейгаузе
священна
– Денис, в концертном репертуаре есть такие мрачные произведения, как "Пляска смерти" и "Трагическая увертюра"? Чем можно объяснить такой выбор?
– Все произведения контрастируют друг с другом. "Пляска смерти" относится к тому периоду творчества Листа, когда он был аббатом. А "Фантазия на венгерские темы" – уже веселая и бравурная. Потому здесь все в меру.
– А что вы больше любите играть – джаз или классику?
– Я все люблю. В каждом направлении музыки есть произведения, которые нравятся больше или меньше. Это может быть и классика, и джаз, романтика, современная музыка.
– В одном из интервью вы говорили о музыке интеллектуального жанра. Интересно, какая музыка может быть интеллектуальной? И насколько она вам близка?
– В интеллектуальной музыке рациональное начало преобладает над эмоциональным. К этому жанру можно отнести и музыку Баха, и многих современных композиторов. Но мне ближе музыка эмоциональная, романтическая.
– В этом же интервью вы сказали, что на вас оказал определенное влияние баянист и заслуженный артист России Сергей Найко, с которым вы вместе не раз играли на концертах. Может, есть еще какие-то мэтры, музыканты?
– Каждый концерт, каждый партнер, каждый оркестр в какой-то степени влияет, причем влияет положительно. Я уже неоднократно играю с Хакасским симфоническим оркестром, и хотелось бы выразить музыкантам глубокую признательность за ту работоспособность, за ту активность, за то ансамблевое ощущение, которыми они владеют и которые совершенствуют. Я также играл с Красноярским, Томским и Тихоокеанским оркестрами. И каждое совместное выступление поучительно, с каждым успешным концертом профессионализм повышается.
– Вас называют пианистом нового поколения российской школы. А что это значит?
– Вообще, я считаю, что старая школа, российская времен Нейгауза священна, и она продолжает существовать в наши дни. Потому нынешнее поколение пианистов нельзя назвать совсем новым – оно не забыло о том, чему учили прадеды. Потому, если честно, я сам не очень понимаю формулировку "новое поколение". Вероятно, она подразумевает, что я моложе кого-то другого.
– Может, вы изобретаете какие-то новые формы?
– Есть такое. У меня свой исполнительский стиль, к которому я не сразу пришел. Это результат творческих поисков на протяжении нескольких лет в музыкальном вузе. Творческие поиски, конечно, продолжаются и по сей день, открываются какие-то новые горизонты фортепиано.
Музыка Рахманинова
лечит от гриппа
– Композиторы, которые посвящают вам музыку, вдохновляются вашей игрой на концертах?
– С красноярским композитором Игорем Юдиным, в частности, это так и произошло. Он услышал меня на концерте и решил написать произведение. По образованию Игорь не пианист, и мне пришлось подсказывать, как воплотить его идеи на фортепиано, чтобы это более органично звучало.
– А что это за жанр интересно?
– Это суперсовременный стиль, где много полифонии, звуковых эффектов. Произведение написано в свободной форме – оно не имеет четких разделений, как в классике.
– Вы сказали, что полюбили занятия музыкой не сразу. А как вы преподносите уроки своим ученикам, чтобы они были нескучными?
– Во-первых, есть возможность сесть и самому показать, как должен звучать инструмент, и духовно настроить на определенный композиторский стиль. С каждым учеником возникают проблемы, но я не работаю по принципу "делай, как я". В каждом нужно открывать индивидуальность, но чаще приходится показывать на собственном примере.
– К вам, наверное, отправляют самых лучших учеников?
– Пока что худших. Наверное, надо дорасти. Занимаюсь в основном со студентами вуза, есть и школьники – из гимназии при академии музыки и театра.
– Многие ли дети с нынешним прагматичным сознанием хотят быть в будущем пианистами? Есть мнение, что классическая музыка сейчас переживает период кризиса...
– Представители молодого поколения очень разные, я за всех не могу сказать однозначно. Мои ученики еще преданы искусству. А кризис есть. Но мне кажется, что интерес к живому звучанию классической музыки не пропадет. Достаточно вслушаться в классику, и можно найти для себя что-то сокровенное. Хотя сейчас в залах все чаще используются фонограммы и подзвучки. Как можно справиться с этой проблемой? Хотя бы преподносить в равной мере эстрадную и классическую музыку. В идеале, конечно, классика должна чаще звучать. Она окультуривает и даже благотворно влияет на Здоровье. Научно доказано, что музыка Рахманинова лечит от гриппа.
Слушаю классику
и Эдит Пиаф
– В вашей гастрольной биографии фигурируют города Сибири и Дальнего Востока. Не было желания выехать в Центральную Россию или за границу?
– В западных городах России бывать приходилось. Когда я давал сольный концерт в Санкт-Петербурге, даже многому удивился. Красноярск там считают периферией, а тут и полный зал собрался, и встречали очень хорошо, и слушали очень внимательно. В каждой провинции есть музыканты, мировые музыканты. В Абакане, к примеру, есть прекрасные пианисты из династии Никифоровых, заслуживающих внимания и уважения. Но политика так построена, что у нас именно столичные города имеют высокую планку.
– Нашим музыкантам сложнее пробиться, получить известность по причине финансовых сложностей, например?
– Такой факт присутствует. Но пытаться все равно нужно. Сейчас более благоприятные условия для того, чтобы прорваться на Запад, чем, скажем, 10 лет назад. В Московской и Санкт-Петербургской консерватории наблюдается недобор.
– А в каких конкурсах вы хотели бы еще принять участие?
– На самом деле я конкурсы не очень люблю. Как тренаж, позволяющий собраться в нужный момент, они, может быть, и нужны. Но не всегда они объективы и выбирают лучших. Конкурсы требуют много репетиций. А я сейчас занимаюсь меньше и беру на вооружение то, что успел накопить за годы учения. Я пребываю больше в творческом, интеллектуальном поиске, нежели в техническом.
– Интересно, сколько часов в день вы живете без музыки?
– С музыкой живу практически всегда. Либо как преподаватель, либо как концертмейстер, либо как концертный игрок. Иногда просто ее слушаю – классику, естественно. Эстраду тоже люблю, но хорошую – Фрэнка Синатру и Эдит Пиаф, например.