17 февраля в "Победе" звучало "Ретро". А точнее, концерт ансамбля "Звоны" и приглашенных минусинских гостей, который получил такое краткое, но емкое название. Публику Городского центра культуры музыканты отправили в мир прошлого разухабистыми русскими и украинскими песнями и благородными джазовыми композициями. В итоге смешалось все – люди, песни, жанры, стили. И вместе с классическими инструментами любители музыки услышали даже звуки автомобиля.
Хозяева и организаторы концерта – "Звоны" – исполняли песни так, чтобы душа развернулась и снова свернулась. Впрочем, по-иному русские песни, наверное, спеть невозможно – едва ли не каждая строчка звала наш люд "разгуляться". "Гуляй, балалайка!", "Эх, матушка, скучно мне!", "Гуляла душа" – выводила со сцены солистка Ольга Сполохова. Ее выступление резюмировал руководитель ансамбля и по совместительству ведущий Геннадий Лашкин.
– Как вы думаете, а чего это она тут распелась? Да, ей это нравится, и вам нравится. Но мне бы хотелось сказать, что Ольга Сполохова получила звание заслуженной артистки Хакасии. Награждать ее будут нескоро. Но ведь должны же люди порадоваться за человека. А ну-ка, Оль, спой еще!
И Ольга, конечно же, спела. А на смену любимице публики и ее залихватской "Черня-вой, гарной кучерявой" пришел баянист из Минусинска, активно продвигающий новое направление в музыкальном творчестве – Петр Ткаченко. Соседний город, по словам Геннадия Лашкина, вообще богат на хороших музыкантов. И яркий пример тому – коллективы "Лада", "Тройка" и "Экспромт".
Петр Ткаченко – участник ансамбля народных инструментов "Ретро", который в этот день вышел на сцену в полном составе. Ансамбль образовался 10 с лишним лет назад на базе Красноярского краевого колледжа культуры и искусства. В основе его репертуара – произведения современных композиторов, эстрадные миниатюры и обработки русских народных песен, которые ансамбль исполняет и в Минусинске, и в Красноярске, и даже в Новосибирске. Ансабль удостоен звания лауреата международного конкурса им. Маланина в 2009 году и Всесибирского конкурса Бориса Феоктистова в 2011 году.
Но лучше всего о коллективе говорят не звания и награды, а звучащая со сцены музыка. "Утомленные солнцем", "Весенний город" и "Веселый хоровод" могли бы угодить самому взыскательному слушателю и качеством исполнения, и интересными музыкальными обработками. Особого внимания заслуживает композиция (на темы казачьих песен) Николая Малыгина, который, как выяснилось, преподавал у супругов Лашкиных, обучавшихся в свое время в Челябинском институте культуры. Но этим удивлять публику минусинцы не перестали.
После того, как "Ретро"-коллектив скрылся за сценой, Петр Ткаченко продолжал солировать с еще большим энтузиазмом, исполняя известные классические произведения. В то время, как музыкант бегал по кнопкам блистающего в лучах прожекторов баяна, из колонок доносились звуки гарцующего автомобиля. Не зря минусинца называют пропагандистом новых форм музицирования на баяне. И, как выяснилось, не только на баяне. В завершение концерта музыкант поднес к губам диковинную штуку под названием "аккордина". Этот редкий инструмент – аккордин в нашей стране лишь шесть штук (и шестой принадлежит Ткаченко) – жители Хакасии могли видеть и слышать летом прошлого года, когда на сцене республиканского драмтеатра играл именитый Айдар Гайнуллин.
– Этот инструмент широко распространен в Италии, – пояснил Петр. – Там он называется "аккордина", но Айдар Гайнуллин дал ему российское название – "баянита".
– Чье производство? – поинтересовался ведущий.
– М. Брукс.
– Как-как?
– Маршал Брукс.
– А! По-русски это не проговаривается. Понятно. Ну много сейчас делается сами знаете, где, не всегда качественно. Но в данном случае это качественный инструмент.
А исполняемые на нем импровизации Сергея Рахманинова и Александры Пахмутовой звучали на редкость современно и необычно. Несмотря на малое число зрителей, концерт в полупустом зале удался на славу.