22 декабря зрители театра "Читiген" увидели "Остров небесных сетей" – спектакль по пьесе японского драматурга Тикамацу Мондзаэмона. Восточная версия "Ромео и Джульетты" обрела аутентичную форму. На протяжении всего действа звучали живые национальные инструменты и песенные партии, дополненные сдержанными восточными танцами в исполнении актеров. Особую атмосферу задавали цветовые контрасты японских костюмов и сценографические атрибуты в стиле минимализма, созданные талантливым художником Олегом Абрамовым. В результате получился зрелищный и эффектный спектакль. Поставил его ученик Марка Захарова и заслуженный деятель искусств Калмыкии Баатр Колаев.
Имя Баатр в переводе с калмыцкого означает "герой, богатырь", и этим, видимо, объясняются пристрастия режиссера ко всякого рода творческим "подвигам" и экспериментам. Он танцевал в известной советской группе "Мираж", играл китайского пропагандиста в сериале "Граница. Таежный роман" и даже пробовал заниматься авторским кинематографом. Об этих и многих других интересных фактах выпускник ГИТИСа и главный режиссер калмыцкого театра рассказал в эксклюзивном интервью нашему корреспонденту.
– С ТЕАТРАМИ ХАКАСИИ – "Читiгеном" и национальным драматическим – я познакомился в 2005 году на фестивале "Лики Чингисхана" (Улан-Удэ). Позже, в Питере, мы участвовали в съемках с вашим актером Каримом Патачаковым, он и свел меня с Виталием Николаевичем Канзычаковым, директором Хакасского музыкально-драматического театра "Читiген".
– ХАКАССКАЯ КУЛЬТУРА ПОХОЖА на калмыцкую. По крайней мере, некоторые музыкальные инструменты и предметы гардероба имеют общие черты. Вероятно, это связано с тем, что калмыки (ойраты) когда-то жили возле Енисея и Саянских гор. После того, как государство ойратов развалилось, они перекочевали в район Томска, Тобольска, а потом двинулись в сторону Уфы, войдя в состав российского государства. Часть калмыков сейчас по-прежнему живет на Волге, часть – в западной Монголии (торгуды и дербеты) и Син-Зянь-Уйгурском автономном округе, часть – в Афганистане, Франции и Америке. В Хакасии и на Алтае остались лишь единицы.
– МАРК ЗАХАРОВ НАС УЧИЛ никогда не повторяться. Он говорил, что каждый новый спектакль должен начинаться с чистого лица, создавая впечатление, что его поставил другой режиссер. Марк Анатольевич также говорил, что продаваемое Искусство должно оставаться искусством и идти в ногу со временем, обладать быстрым, бешеным ритмом. Еще он учил нас правильно общаться с прессой и быть осторожными в своих высказываниях. Режиссеров и так не очень любят, а порой еще и превратно толкуют их творчество. Даже самый хороший фильм или спектакль критики и зрители могут недооценить. Ежи Гротовский не пользовался большой популярностью, поскольку делал исключительно то, что ему нравится. Но это истинный театральный гений, подобно Станиславскому и Мейерхольду.
– "ОСТРОВ НЕБЕСНЫХ СЕТЕЙ" исповедует философию дзен-буддизма. Согласно этому учению, человеческая жизнь не кончается физической смертью и продолжается в перерождениях. Земная жизнь представляет собой сплошное страдание. Что бы мы ни делали, мы все время страдаем, и наши желания никогда не совпадают с нашими возможностями.
В пьесе Тикамацу Мондзаэмона влюбленные имеют разные сословия и потому не могут быть вместе. Единственная возможность для них соединиться – уйти из жизни, чтобы вновь переродиться и быть счастливыми. Это своеобразный хэппи-энд.
– ЖЕЛАНИЕ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ является закономерным для человека. Все чеховские герои хотят быть счастливыми, но не знают, как это сделать, и потому ничего не предпринимают. В этой пьесе мы видим конкретное действие. Здесь также присутствует мотив чести и долга, который в Японии особенно культивируется. Чтобы не потерять свое лицо и сохранить честь рода, герои должны сделать что-то невероятное. И они совершают самоубийство. В основе пьесы лежит реальная история, произошедшая на острове Омедзими. К этому месту стекаются толпы паломников для того, чтобы поклониться могилам убитых влюбленных. Остров Омедзими стал чем-то вроде Вероны, где жили Ромео и Джульетта.
– ИДЕЯ СПЕКТАКЛЯ заключается в постижении человеческой стихии, его связи с долгом и честью, с одной стороны, и необузданным желанием плоти – с другой. Это поэма о каждом из нас, о наших сокровенных желаниях и двойственной природе человека, о том, что жизнь непостижима, но вместе с тем прекрасна, и мы должны в конце представления еще раз посмотреть друг другу в глаза и задаться вопросом, а смогли бы мы так поступить. Таким образом, я ожидаю от пьесы парадоксального эффекта. Зрители должны прийти к осознанию того, что жизнь нужно ценить в данный момент. В этом и заключается суть дзен-буддистской философии.
– Я ПРИНАДЛЕЖУ К ВЕРЕ, представляющей смесь буддизма и тенгрианства. Буддизм пришел в Калмыкию сравнительно недавно – в 16-17 веке – и соединился с тенгрианством – верой, которую исповедуют и хакасы, и алтайцы, и тувинцы, и монголы. Ойраты являются приверженцами "желтошапочной" буддистской школы, которую возглавляет Далай Лама 14-й. Кстати, три года назад в Калмыкии построили самый большой буддистский монастырь в Европе.
– ЯПОНЦЫ ЖИЛИ на территории Хакасии. Существует такая версия. Наверное, неслучайно музыкальная культура хакасов тесно переплетается с японской. Да и в быту у народов много общего. Потому пьеса японского драматурга оказалась невероятно близка актерам театра "Читiген".
– РЕЖИССЕР ОБЯЗАН разбираться в музыке. Он, как дирижер, должен обладать хорошим слухом, чтобы задавать темп спектаклю, создавать мажорные и минорные темы, выбирать нужные интонации. Я уже не говорю о чувстве ритма. Даже средний спектакль можно сделать хорошим, если его ритмически выстроить. В идеале в спектакле должны быть разные голоса. Когда они звучат вместе – получается симфония.
– АКТЕРЫ ДОЛЖНЫ говорить в одном ритме, в одной манере, и добиться этой цели нам помогает оркестр, который держит ритм, настрой и интонацию, а актеры лишь под него подстраиваются. С оркестром я работал в первый раз. Но в моих спектаклях всегда было много музыки. Одно время даже приходилось делать музыкальные представления, в которых актеры пели и читали стихи.
– Я СНЯЛ АРТ-ХАУС. Правда, смонтирован он кустарным способом. Это любительский фильм для друзей, представляющий собой разговор о времени и счастье. В 90-е годы приходилось продюсировать сериал для калмыцкого телевидения, который так и не попал на экраны – по причине отсутствия финансирования. Это был первый опыт, и я бы с удовольствием его повторил.
– Я СНЯЛСЯ В ДВУХ СЕРИАЛАХ "Литейный-4" и "Дорогой мой человек", который выйдет на экраны после Нового года. В ближайшее время намереваюсь сыграть в артхаусном фильме моего друга – выпускника ГИТИСа и режиссера современного московского театра "Практика". Мы уже выбрали место для съемок, утвердили актеров, сделали видео– и фотопробы. Однако работа пока еще не началась опять же из-за проблем с финансированием.
– МЕЧТАЮ ПОСТАВИТЬ моно-спектакль по Достоевскому. Воплотить антрепризный театральный проект в Питере, в котором примут участие актеры из Тувы и, возможно, из вашей республики. И поработать в Хакасии.