В «Испытании мага» есть такие слова: «Нельзя отнимать у мужчины любимое дело. Даже самая сильная любовь к женщине не сможет восполнить эту пустоту». Цитата неточная, это лишь мысль, которая остро врезалась в память.
«Испытание мага» — это мюзикл, который идет в театре «Премьер». Андрей Коряков — художественный руководитель этого театра, влюбленный в свою работу, вот уже 18 лет. Страстно и без измен. Андрей — талант-многостаночник: он певец, композитор, автор, актер, режиссер, учитель. И даже заместитель директора двенадцатой гимназии. Заместитель директора по безопасности.
А еще философ. Его теорию ступеней я, услышав однажды, запомнила на долгие годы:
«На нашем пути встречаются разные люди. От нас это мало зависит. Ясно только одно, что каждый человек — ступень. Они бывают разные. Большие и маленькие, прогнившие и скрипучие или крепкие, с порожком и без порожка. Мы тоже ступени для кого-то. Нужно об этом помнить. Самому быть ступенью занятие интересное. Это, наверное, стезя каждого педагога. Но какое это счастье — встречать на пути новые ступени! Когда эта своеобразная лестница закончится, закончится жизнь».
Вот такие фокусы…
— Я когда-то окончил цирковую школу.
— Жонглер?
— Фокусник. Теоретически знаю все секреты Коперфильда. До сих пор использую тайны мастерства в спектаклях.
— От фокусника к режиссеру. Как так получилось?
— Сложно сказать, из чего я соткан. По-моему, у Цветаевой это есть: «Когда б вы знали, из какого сору»… В детстве любимым уроком была музыка, пел в хоре, цирковая школа, затем педагогический, я учитель младших классов, там же учился играть на баяне. Во время учебы, как все студенты, уезжали «на картошку», где я написал свою первую песню. Что-то про радугу. Даже не спел никому тогда, но это была первая ласточка дальнейшей судьбы.
После окончания пошел работать в 12-ю гимназию, она и стала домом нашего театра-студии. Уже здесь начал писать музыку и песни. За некоторые, конечно, стыдно, но приятно, что многие пою до сих пор и с удовольствием.
Театр увлекал все больше. Учился у талантливых людей. Михня, Адрианова, Юченков, Гунин многому меня научили. Всегда буду им благодарен.
— В чем секрет жизненного неспокойствия?
— Как бы тривиально ни звучала фраза «Жизнь — это движение», так оно и есть. Остановишься — потеряешь смысл. А потом, я трудоголик. Для мужчины очень важно, чтобы у него было любимое дело, которому можно себя посвящать.
— И скучно не становится?
— Каждый день приносит что-то новое, удивительное. Новая песня — новые эмоции, работа над новой пьесой — новые переживания. Мы часто разговариваем любимыми фразами из пьес.
— Есть любимая пьеса, по которой ты ставил спектакль?
— В этом отношении я полигамен. Пьесы как женщины — можно любить всех. Это обогащает.
— А актерская стезя тебя не увлекает?
— Я с удовольствием работаю как актер. В кино, в театре. Но вот в своих собственных спектаклях остерегаюсь. Режиссер — это же зеркало. Я же не могу отражаться сам в себе. Печальное зрелище многочисленные сериалы, где актеры начинают сами себя режиссировать, так как тому, кому это положено по должности, не до этого. Ему нужно за месяц 200 серий снять, у него все сроки горят. Тогда несчастным актерам не остается ничего, кроме одинокого поиска приспособлений. В итоге получаются набившие оскомину штампы.
— Говорят, что дети самые органичные актеры. Вы согласны?
— Я отчасти согласен с фразой о том, что нет талантливых детей, они все гениальны. Есть нюанс — у всех гениальность разная. Тут важно ее распознать и увлечь ребенка именно тем, к чему он расположен. Если быть откровенным, то с чистой театральной органикой из 500 прошедших студию детей я встречал только двух.
— Двух?!
— Да, но действительно гениальных. Некоторым Бог эту гениальность дал, но они о ней не знают, потому что не пробовали. А другие, быть может, не награждены от рождения, но работают над собой, так как хотят этого. В итоге достигают замечательных результатов.
— Каким спектаклем было отмечено рождение театра «Премьер»?
— Новогодним представлением. Но это был полноценный спектакль. С учениками старших классов сделали все своими силами. Мы ведь были практически ровесниками, когда педагогу 22, а ученикам 17, они неизбежно становятся если не друзьями, то приятелями. Со многими общаемся до сих пор. Вообще, в «Премьере» нет прошлых студийцев — выпускники все равно остаются нашими актерами. Поэтому и придумалось сделать спектакль именно с ними. «Испытание мага» — профессиональный мюзикл, в него вложено много затрат, моральных, физических, материальных. Но та эмоциональная отдача, что идет из зала, окупает все с лихвой.
— Пьеса тоже была выбрана не случайно?
— Конечно, любая постановка — это призма нынешних переживаний. В ней размышления о том, что волнует сегодня, здесь и сейчас. Жизнь идет, и тебе хочется рассказать об этом. «Испытание мага» даже не сказка, талантливая притча Виктора Гитина. Спектакль идет три часа, в нем звучат 14 песен. Играем для городских зрителей. 12 спектаклей прошли с аншлагом.
— Профессиональный мюзикл играют в стенах школы. Это не вызывает скептицизма среди зрителей?
— Возникли сложности. Есть места «намоленные», куда зрители ходят всегда. Драма, ТЮЗ, филармония. Нам за этот год пришлось преодолеть слово «школа», это удалось.
— Мюзикл — это же удивительно сложный жанр, не только творчески, но и технически…
— Это точно. Особенно если учитывать тот факт, что мы никем не финансируемая организация. Единственный спонсор — выпускница нашей студии. «Испытание мага» стоило нам 150 тысяч. Все — аранжировщик, хореограф, артисты — работали абсолютно бесплатно. Деньги ушли только на техническое оснащение спектакля. Затраты пока не окупились. Зато не стыдно перед зрителями. Вообще мое кредо — нужно делать либо хорошо, либо вообще не делать.
— Хотел бы свое здание под театр?
— Конечно, я мечтаю об этом. Хотя обожаю гимназию, в которой работаю. Здесь все началось, и я педагог. О здании мечтаю, а о труде за деньги нет.
— Почему?
— Там, где начинаются деньги, заканчивается любовь, заканчивается дружба, заканчивается творчество как таковое. Я готов платить кому угодно: аранжировщику, костюмеру, художнику, чтобы иметь право держать их в рамках, но не актерам или себе. Как только появятся финансы, начнется профессиональный театр. Со всеми сопутствующими ему особенностями. Начнутся закулисные интриги, борьба за роль, склоки. И места для творчества останется совсем мало. Зачем это надо?
— Не обижаешься на слово «самодеятельность»?
— Обижаюсь только потому, что с некоторых пор оно стало ругательным. Приятнее, когда говорят «любительский». Уверен, что без образования человек не может стать профессионалом. Вот только самообразование приносит больше навыков и знаний, так как оно основано на личном, высоком интересе.
Вот у нас пачками выпускают композиторов, режиссеров, артистов. А где же тогда известные имена? Почему так мало истинных талантов? Что тогда дают творческие вузы, кроме систематизации знаний?
Думаю, что между словами «профессия» и «отношение к делу» можно ставить знак равенства. Остальное дело наживное. Главное — не прекращать учиться.
— Чему учишься сейчас?
— Театральным приемам. Смотрю спектакли. Изучаю систему, по которой работали великие мастера.
Следующий 19-й сезон, 8 октября, откроем новым спектаклем. «Эксперимент» — спектакль, рассчитанный на взрослого зрителя. Моя первая попытка поставить на сцене театра вполне серьезное драматическое произведение, а не шоу.
— Призма сегодняшнего дня?
— Конечно. История о том, как в американском институте скандально известный профессор проводит эксперимент с двумя студентами. Изучает действие физического наказания на успеваемость обучаемых, но не все так просто. Не буду рассказывать все, лучше прийти посмотреть. Мы ждем всех, кто нас знает и кто не знает. Всегда интересны новые знакомства. Надеюсь, найдем общие темы для театральной беседы или театрального романа, тут уж как получится.