Нарвская ул. (Леона Поземского ул., 53) Придел: Николая Чудотворца. По некоторым данным, Званицею называлась нынешняя Нарвская улица. В 1466 году здесь была поставлена однодневная Варлаамовская церковь, конечно деревянная. Поводом к ее сооружению был страшный мор, названный впоследствии Варлаамским. По-видимому, это была чума: «аще у кого явится железа, то на другий или на третий день умраше». В 1495 году сооружена нынешняя каменная.
Ведение внешней и внутренней политики Пскова возлагалось на вече, оно представляло собой совет мужского пола из свободных глав семей и дворовладельцев. Вечевая организация имела свою атрибутику. Это колокол, который созывал членов вече на собрания, и степень (возвышение) – для выступлений ораторов. Из бояр каждый год выбирался степенной посадник, который был председателем вече. Уже отслужившие посадники назначались главнокомандующими воинскими подразделениями и представителями Пскова заграницей.
На рубеже XIV-XV веков в глубоком овраге у небольшого ручья Каменец поселился первый инок – преподобный Марк. Он пришел из Киева и поселился в привычной для него пещерной обстановке – в глубине холма. В последней трети XV века на пещерной горе поселился пресвитер Иоанн, прибывший в Псковскую землю из Юрьева Ливонского (ныне – г. Тарту), спасаясь от преследования католических рыцырей-немцев. Иоанн ископал в горе первую церковь. Его жена перед смертью приняла иноческий постриг с именем Васса.
Мишарина гора (Аллейная ул., 1) Придел: святого Иоанна Воина. Против так называемого Островка вливается во Пскову маленькая речка или, вернее, ручей Милявица (Милевка), текущая у подошвы небольшой Мишариной горки. Название «Мишарина» некоторые производят от дьяка Мисюря Мунехина, жившего в 1-й половине XVI столетия и известного своею благотворительностью и усердием к церкви Божией1.
Никандрова Благовещенская пустынь была основана преп. Никандром (в миру Никоном). Никон родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет он поступил в услужение к торговому человеку Филиппу во Пскове. Никон обучился грамоте и через несколько лет удалился в пустыню на реке Демьянке (между Псковом и Порховым). Спустя некоторое он поступил послушником в Крыпецкий монастырь. Никон был пострижен в монашество с именем Накандр. Вскоре преп.
903-2003 гг. От первого упоминания Пскова в Повести временных лет (ПВЛ) минуло 11 веков. Согласно Псковской летописи, город был уже в 862 г., когда «наехали князи Рюрик з братиею из Варяг в Словяне княжити...». Данные археологии увеличивают возраст Пскова до 2000 или более лет: поселения на Псковском городище ? возвышенном мысу при слиянии рек Великой и Псковы, в северной части Крома ? существовали на рубеже эр.
Еремей, церковный мастер, упоминается во второй псковской летописи под 1415 годом: «Того же лета мастер Еремеи съверши церковь камену святых мучениц Веры, Любве, Надежи и матери их Софии... а повелением купецких старост Андрея Тимофеевича и Осея, и всех купцов». В других псковских летописях событие указано под 1416 годом. В летописной записи Еремеи появился, вероятно, потому, что церковь св. Софии была избрана еще деревянной в 1357 году соборным храмом.
О РАЗГОНЕ ПСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ 14 ЯНВАРЯ 1918 ГОДА. Из протокола заседания президиума Псковского губернского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов №9. СЛУШАЛИ: Оглашена резолюция служащих городской Думы, в которой они призывают не подчиняться существующей власти, а также не уплачивать налоги и подати.
«МЫ ПРИЕХАЛИ НА ПЕПЕЛИЩЕ» Поезд миновал станцию Карамышево и, набирая скорость, идет к Пскову. Позади сотни километров, бомбежки в пути, часы томительных стоянок: состав, в котором мы едем, то и дело пропускает воинские эшелоны, идущие на запад, к фронту. … Несколько месяцев назад все было наоборот. Эшелоны с населением оккупированных областей немцы гнали на запад.
Национальная гордость псковичей – победа в войне 1812г. Нападение войска Наполеона на Русь не было неожиданностью для Александра I. Если враг принял бы решение пойти на Петербург, Псковская губерния стала бы эпицентром военных действий, осознавая это, армейское командование выполнило совокупность подготовительных мероприятий. Город Псков посетили офицеры гвардии, выполняя тем самым распоряжение Царя, для формирования гвардейских полков. На псковской земле даже воевали рекруты из Сибири.
Стенная ул. (Свердлова ул., 42) Придел: преподобного Никандра. Вблизи места, на котором стоит эта церковь, находилось в старину обширное болото, называвшееся «лужищем»; отсюда и произошло «залужье»; оттого и Сергиевские ворота звались прежде Лужскими. О построении Сергиевской церкви точных сведений не имеется. Во всяком случае, едва ли она могла появиться раньше падения Псковской независимости (1510 г.
Первое упоминание о монастыре Пантелеймона Дальнего относится к 1313 году. Находится при впадении р. Черехи в Великую, в 4 верстах от города. Нужно сесть на пароход на Плоской улице (билет 15 к.) и плыть на нем до. конечной пристани «Череха». От нее минут 5 ходу до перевозу через Череху. Лодочник может доставить прямо к монастырю (плата 5-10 коп). Обратно придется идти пешком-около 20 минут по хорошей дороге (лугом) до того же перевозу. Плата за перевоз по желанию (около 2-5 коп.).
РЕВОЛЮЦИОННАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ. Обязательное постановление Управления Псковской губмилиции. Настоящим предписывается закрыть в городе Пскове все гостиницы, меблированные комнаты, публичные дома, рестораны и трактиры. Всем содержателям гостиниц и меблированных комнат явиться в Главное Управление советской милиции в 12 час. дня 6 декабря. Не исполнившие настоящего обязательного Постановления будут караться по всем строгостям закона Революционного времени. Зав.
Военная история Псковской земли достаточно богата, но одним из важнейших событий является Ливонская война, которая длилась с 1558 года до 1583. Эта война велась Россией за то, чтобы иметь выход в Балтийское море и обладать доступом к торговым путям международного уровня. Начало войны было удачно положено русскими войсками, которые противостояли Ливонскому ордену. По истечении нескольких месяцев восточная часть Ливонии была во власти русских.
В 1465 году Полонище. и Запсковье окружаются земляным валом, деревянной стеной и глубоким рвом. Через семнадцать лет «суседи», т. е. жители Богоявленского конца Запсковья, а затем и Кузьмодемьянские «суседи» своими силами построили новую каменную стену вокруг Запсковья на месте прежней деревянной. В XV веке весь город, за исключением Крома, был разбит на шесть концов. Все жители данного конца составляли одну общину, избирали своего старосту.
Краевед живет и работает в наше время. Еще в молодости он заинтересовался историей Псковского края, поэтому отучился на курсах для экскурсоводов в туристическом бюро. Свою деятельность в историческом направлении начал, осознав, что отрезок времени, когда была Псковская губерния, практически не исследован. Изначально он начал изучать дореволюционные периодические издания, архивные документы и материалы.
Псков, носивший в древности название Плесков или Пльсков, теперь губернский город, расположен по берегам р. Великой и впадающей в нее речки Псковы, которыми делится на три части: самая главная, населенная часть города тянется по правому берегу р. Великой; вторая — по левому берегу той же реки; эта часть города с древнейших времен известна под именем Завеличья; наконец, третья часть расположена по правому берегу речки Псковы; эта часть носит название Запсковья.
В 14 веке на территории Псковского Кремля не было никаких сооружений, за исключением Троицы и вечевых построек. Кремль носил для местных жителей исключительно символический смысл, и по этим соображениям там даже не мог жить князь. Он жил в центральной части города, неподалеку от древнего торга в великолепных хоромах, соответствующих статусу их владельца.
Утверждению христианства на Руси при святом равноапостольном великом князе Киевском Владимире предшествовало княжение великой княгини Ольги, которую в древности называли корнем правоверия. В период ее правления на Руси успешно насаждались семена веры Христовой. По некоторым данным происходила св. Ольга из знатного славянского рода и, по преданию, была правнучка Гостомысла, который пользовался большим уважением и влиянием в Новгороде.
В настоящий раздел вошли топонимы, которые не могли быть сопоставлены ни с одной из классификационных групп, приведенных выше. Это такие топонимы, как «Брез», «Гребля», «Каменная ограда», «Надолба», «Пролом», «Сенная нива», «Стена», «Угол». Некоторые из них являются специфично-псковскими («Гребля»), некоторые связаны с определенными историческими событиями («Пролом»). БРЕЗ. Памятник, сохранивший топоним: Петра и Павла на Сиротькине (на Брезе) монастырь. «Берег (от ? беречь, оберегать).