О РАЗГОНЕ ПСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ 14 ЯНВАРЯ 1918 ГОДА
Из протокола заседания президиума Псковского губернского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов №9
СЛУШАЛИ: Оглашена резолюция служащих городской Думы, в которой они призывают не подчиняться существующей власти, а также не уплачивать налоги и подати. Тов<арищ> Голдырев сообщил, что Псковский уездный Совдеп на основании означенной выше резолюции арестовал членов бывшей контрреволюционной городской Думы и что меры к реорганизации ее приняты.
ПОСТАНОВИЛИ: Запросить Псковский Совдеп, что им предпринято в отношении контрреволюционной городской Думы и произведен ли арест лиц, принимавших резолюцию от 10 января 1918 года. Резолюцию Думы передать юридическому отделу.
По материалам ГАПО подготовила Н. КОЛОМЫЦЕВА.
«НЕВЕСТА ХРИСТА» ИЗ ЛЕЩИХИНА
САМАЯ крупная за пределами России русская газета, издающаяся в Париже «Русская мысль», № 4239 (1-7 окт. 1998 г.), с. 21. Статья протоиерея Иоанна Свиридова (Москва) «Духовная аномалия». Ведя разговор о «Воскресных письмах» русского философа Владимира Сергеевича Соловьева, автор публикации приводит отрывки из опубликованного в 1898 году «Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1894-1895 годы»:
«В Псковской губернии обнаружено новое лжеучение. Распространительницей оного явилась крестьянская девица Псковского уезда, села Лещихнно, Елена Петрова. Лжеучение Петровой нашло немало последователей.
Последние стали проповедовать следующее: Еленушка хорошей жизни, всегда молится и потому все знает. Бог все ей открывает; так. Он открыл ей, что настал конец мира и появился антихрист, который сначала «был хороший человек, но потом в него вселился злой дух, потом у него отрастут крылья, он будет летать по воздуху и переставлять горы.
Еленушку и всех ее последователей посадят в острог, будут бить по шее. Еленушка вступит в брак со Спасителем, который уже теперь называет ее наследницей своею; брак этот на небеси в Сионе будет продолжаться 300 лет, и попадут на брак этот только избранные Еленушкой; потому теперь же надо ей верить и молиться, распевая в честь ее величание: «величаем тя, преблаженная Елена, невеста Христова, чтем болезни и труды твоя, ими же трудишься еси во славу Вседержителя, ты бо молиши о нас Христа, Бога нашего».
Подготовил Владимир ГАЛИЦКИЙ, заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника.
ПОЖЕРТВОВАНИЯ ЦАРСТВУ ПОЛЬСКОМУ 4 ДЕКАБРЯ 1914 ГОДА
... Заслушано обращение Комитета по сбору пожертвований для разоренного неприятелем населения Царства Польского с просьбой об оказании со стороны города посильной помощи денежным пожертвованием.
В результате прений на баллотировку шарами было поставлено предложение о пожертвовании 300 р. из чистой прибыли, вырученной от продажи торфа.
Предложение было принято 19 против 9 голосов.
Подготовила по материалам Государственного архива Псковской области (ГАПО) Н.КОЛОМЫЦЕВА.
ПРИНЯТЬ МЕРЫ ПРОТИВ ДРАК
Постановление Островского уездного земского собрания от 3 октября 1909 года
«Врач В. А. Кожуховский заявил Собранию, что в числе обращающихся за амбулаторной медицинской помощью свыше 50% лиц побитых, искалеченных, израненных на деревенских гуляньях и во время праздников и что за последнее время наблюдалось несколько случаев сотрясения мозга, но без наружных признаков нанесения побоев или удара. И, поэтому, он просил Собрание о принятии соответствующих мер к прекращению такого нежелательного явления, как деревенские драки. Вопрос этот вызвал продолжительные прения, из которых, между прочим, выяснилось, что деревенские парни, идя на гулянья и сборища в воскресные и праздничные дни, группируются партиями, вооруженными револьверами, кинжалами, ножами, кистенями, резиновыми, с тяжелыми наконечниками, палками, и т.п. оружием, и, при первом представившемся случае одна партия набрасывается на другую такую же партию. Иногда несколько таких групп соединяются и, поддерживая друг друга, дают отпор встреченному ими с чьей-либо стороны препятствию их удали, разбивая и сокрушая все попадающее им навстречу, в большинстве случаев безнаказанно, так как полицейская стража, преимущественно, командируется только в зарегистрированные пункты народных сборищ: ярмарки, торжки и сборища по случаю храмовых праздников, но не в отдельности в те селения или деревни, которые празднуют и в которых происходят гулянья.
Собрание, признавая явления эти не только нежелательными, но и недопустимыми в смысле общественной безопасности, постановило: просить г. губернатора сделать соответствующее распоряжение об усилении полицейского надзора за деревенскими гуляньями, как во время храмовых праздников, так и во время воскресных и других праздничных дней, а равно за хранением и ношением неразрешенного оружия: револьверов, кинжалов, ножей, кистеней, железных и резиновых палок и других орудий драк и о недозволении появления на эти сборища деревенских парней сплоченными толпами или партиями. Но при баллотировке этого вопроса гласные барон М. С. Вревский и Н. Н. Беклешев воздержались от подачи голоса, полагая неудобным указывать высшему начальству на нужные к принятию, для устранения опасности безобразий, меры и считая достаточным ограничиться лишь указанием причины существования этих фактов».
«Сборник постановлений Островского уездного земского собрания» из библиотечного фонда ГАПО.
Предоставила сотрудник Государственного архива Псковской области Е.ФЕДОРОВА.
К ГОРЮ ОТЦА ВЛАСТИ ОТНЕСЛИСЬ С УЧАСТИЕМ
24 АПРЕЛЯ 1914 ГОДА
... Доложено прошение фельдфебеля нестроевой роты 94 пехотного Енисейского полка Б. А. Жизневского о выдаче ему единовременного пособия в возмещение расходов по уплате 75 р. 70 к. судебных и за ведение дела издержек, присужденных с него Псковским окружным судом вследствие отказа в возбужденном им к городу иске о вознаграждении за смерть сына, раздавленного городским трамваем.
Принимая во внимание материальную необеспеченность Жизневского и те родительские чувства, которыми можно оправдать его обращение к суду, хотя по результатам обследования обстоятельств дела смерть сына последовала от его собственной неосторожности, а не по вине вагоновожатого, Дума постановила: уплатить за него судебные и по ведению дела издержки.
Н.КОЛОМЫЦЕВА.
«РУЧЕЙКИ» БЕЗ ДУРАКОВ
Из протокола № 34 заседания президиума Псковского губернского исполкома от 23 апреля 1924 года.
СЛУШАЛИ: О переименовании населенных пунктов.
ПОСТАНОВИЛИ: Деревню «Дураки» Новосокольницкой волости Великолуцкого уезда переименовать в дер. «Ручейки».
Из документов ГАПО.
Предоставила сотрудник ГАПО Е.ФЕДОРОВА.
ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ АРСЕНИЮ, ЕПИСКОПУ ПСКОВСКОМУ И ПОРХОВСКОМУ ПРОШЕНИЕ ОТ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА ПСКОВА
«Ваше Преосвященство, всепокорнейше просим мы Вас обратить Ваш Святительский надзор над вверенной Вам паствой.
В городе Пскове в течение целого лета на рыбном ряду видим сильные беспорядки, как псковское купечество самосильно и самовластно занимает со всех сторон вокруг соборную землю, начиная от самой часовни Святителя Николая, находящейся на углу спуска в рыбный ряд, и добрались до самого собора Святой Троицы, один на другого смотря.
1-й, бывший купец, происходящий из крестьян, Иван Иванов Чернов, он же и бывший соборный староста, купил старую лавочку с маломерным местом земли, срыл ее и начал строить большой каменный дом, под который он, Чернов, и захватил большую часть соборной земли, на которой выстроил дворы, кладовые и провел дорогу от дома к Святым воротам собора, причем для возведения построек разметал укрепленную стену до бывшей самой церкви.
На выстроенный дом с захваченной соборной землей, с надворными постройками, Чернов сделал планы и дом заложил в банк, а банк продал его с аукционного торга еврею Б. М. Нейману.
Тогда лишь только псковское духовенство вздумало отобрать от Неймана судом место земли, которое занято Черновым под постройки, а дорогу вышеуказанную заделать кирпичом Нейману, а ранее не препятствовало Чернову, так как он был соборным старостой.
2-й купец, Анатолий Хмелинский (старовер) отломал стену от прежней крепости и построил лавку.
3-й купец, Семен Павлов, проломал сзади своей лавки стену своей же лавки, а позади ее выломал часть Соборной стены, землю вывозил и построил там кладовую для склада селедок, а сверх лавки и кладовой выстроил в текущем 1905 году второй жилой этаж.
4-й купец, Я. В. Гришаков (старовер), также купил две лавки от Пузыревав 1905г. и отломал этим купленным двум лавкам задние стенки, прилежащие к Соборной укрепленной стене, и выломал часть известковой Соборной стены и устраивает на захваченном месте лавки, выходящие окнами к Святым воротам.
5-й купец, А. П. Андреев, ныне купил старый, чуть не развалившийся дом от наследников Михайловой в рыбном ряду, против Соборной колокольни; Андреев первоначально проломал стену, выходящую к Соборной колокольне, затем стал ломать и вывозить откос, укрепленный от колокольни, до чего доломал, докопал ? обрушилась от колокольни крыша. Тогда, когда Андреев докопался до бутовых камней колокольни, все проходившие люди, а также покупщики в его лавку и торговцы рыбного ряда предупреждали Андреева в том, что от такого подкопа легко может последовать крушение колокольни, что публикой замечены образовавшиеся трещины той самой стены. Тогда только Андреев отступил от колокольной стены приблизительно на полсажени и заложил плитяную стену и пространство между стены колокольни и своей засыпал мусором и покрыл это место старой крышей, которая обрушилась при раскопке.
В выбранном откосе получил пространство, выстроил две кладовые и расширил старый дом, выходящий к Соборной ограде, и всецело выстроил новый флигель на Соборной земле, позади городского дома, который, как видно, прежде был построен на самую границу с Соборным местом, а теперь перешло жаждущим купцам.
Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко, обратите Ваше Святительское внимание на столь прискорбное положение: почему здесь, рядом со Святыми воротами, поставлен проходной заулок? Здесь, как посмотришь во время крестных ходов, воскресных и праздничных дней, все идущие в Собор или уже обратно, заходят за Святые ворота и здесь же испражняются, но между прочим, около этих же ворот постоянно производится встреча Святых чудотворных икон.
Теперь Андреев в новом устроенном доме, рядом с колокольней, устраивает гостиницу с номерами и крепкими напитками ? здесь получится дом терпимости, что будет очень ужасно, потому что все это, как, например: разного рода игры, пьянство, буйство, блуд и т.п., будет производиться около самых стен Кремля, где совершаются ежедневная литургия, вечерни и всенощные бдения, да к тому почивают мощи Святых Благоверных князей.
Кроме вышеуказанной дороги Андреев не имеет проезда, так что мимо Святых ворот он будет провозить всевозможные нечистоты, да к тому, интересно знать, имеет ли Андреев план на право производства постройки и заведения с крепкими напитками, а если имеет, то кем он утвержден ? Городскою ли Управою Пскова или Управлением Архиерейского Дома, так как им захвачена часть Соборной земли.
Что же касается прежде существовавшего прохода, то он служил исключительно для прохода Соборных Священников в рыбный ряд, но в настоящее время, он, Андреев, устроил в этом заулке между домами городского общества и бывшего Михайловой, его же, Андреева, парадный ход для гостиницы, сказав: священники могут проходить сквозь его гостиницу.
Еще указываем, что Чернов поймал в ловушку всех священников и Городскую Управу, предложил, что желает взять себе на память сарай (беседку ? И. Г.), который был выстроен для встречи Великого князя Владимира Александровича во время открытия памятника царю ? освободителю Александру 11, и поставил этот сарай на правой стороне, не доходя Святых ворот, на возвышенности стены, против своего дома. Но эта возвышенность имеет под собою церковь (ныне уничтоженную). После чего Чернов сделал под сараем вниз лестницу прямо к бывшей церкви, и здесь, в этом помещении, сделал смоляной склад, а не память для города и для бывшего Святого храма.
Затем слишком резко бросается в глаза мясная лавка, находящаяся почти рядом с Собором. В настоящее время идет боевая торговля мясом, мясники перепачканы все в кровь, и до чего это становится неприятным ощущением, когда люди, проходя в Собор, видят операцию сего рода.
После сего, считаем долгом обязанности заметить: докуда же город будет смотреть на опрятность торговой площади, прилегающей к Соборным воротам? Всегда она залита смолой, от самой часовни Святой Троицы и до Власиевской Горы. Весь тротуар и мостовая мокры и грязны от смолы, которая во время дождя истекает по Власиевской Горе в реку Великую, и в крестные хода ставят Иордань на этом месте и производят погружение Креста в ту же смоляную воду, а после погружения Креста Господня все жители города берут сию воду, смешанную со смолой.
Теперь будем же мы все тщательно смотреть за Вашими неотступными Святительскими принимаемыми мерами к сокращению и уничтожению указанных выше беспорядков. Но ни в коем случае не доверять чужому надзору, какому-либо архитектору, или полицейскому чиновнику.
Дом, где в настоящее время находятся смоляные лавки, в которых продается и покупается пакля, смола и кисти, был дворец Святого Благоверного князя Довмонта Тимофея, мощи которого почивают и по настоящее время в Соборе Святой Троицы. Теперь же в этом дворце смоляная торговля в нижнем этаже, а во втором ? трактирное заведение, что не представляет памяти жителям г. Пскова, а также и приезжим, которые много интересуются и спрашивают: где дворец Довмонта Тимофея? Когда покажешь, что вот он, то отходят прочь с удивлением о допущенных беспорядках псковитянами, и не сохранении такой замечательной святыни.
Крайне желательно быть в этом доме свечному заводу и складу ? место вполне удовлетворит это, да и напомнит о святыне, а также продажу икон и божественных книг.
Ввиду всего вышеизложенного, всепокорнейше просим Ваше Преосвященство принять энергичные меры и Ваш строгий надзор к приведению изложенного в порядок.
В противном случае будем ходатайствовать дальше».
* * *
Документ обнаружен в Псковском областном архиве давным-давно, когда еще мы, псковские реставраторы, изучали памятники Довмонтова города, надеясь сохранить и восстановить те самые церкви, которые в 1905 году использовались невежественными купцами для складов.
Дальнейшие события развивались следующим образом: все факты по письму были проверены, видимо, по указанию Владыки, кафедральным протоиереем Михаилом Лавровским и им же представлен отчет о принятых мерах. Наиболее действенными были закрытие проездных ворот к гостинице «с крепкими напитками» и наложенное на купца Андреева обязательство привести в порядок колокольню и укрепить булыжником откос. Другие факты беспорядков были доведены до сведения Городской Управы и Псковского Археологического Общества. Такая оперативность указывает на то, что администрация различных ведомств Пскова в начале прошлого века действительно несла ответственность за нарушения и произвол, время от времени возникавший среди купеческого сословия, как и сказано в «Письме», «один на другого смотря».
Самое любопытное и поучительное в этом письме ? узнаваемость ситуации до деталей, ворвавшихся в нашу современность почти через сто лет и озаривших этим наивным, не без лукавства, слогом, события, происходящие в Пскове сейчас, на наших глазах. Видим и купцов, тоже с размахом и личными интересами, видим возмущение общественности. Осталось призвать на помощь Владыку и повторить столь закономерно замкнувшийся круг истории.
Ирина ГОЛУБЕВА, ведущий искусствовед Псковского института «Спецпроектреставрация».
НАЛЕТ НЕПРИЯТЕЛЬСКОГО АЭРОПЛАНА
Остров. 17 августа около 1 часа дня над городом появился неприятельский аэроплан. Кружась высоко в воздухе, аэроплан пролетел над городом, а затем повернул по направлению к Пскову и стал сбрасывать бомбы. Две бомбы упали около железнодорожного моста, не причинив, однако, ни мосту, ни другим сооружениям никаких повреждений. Жертв людьми также не было. Третья бомба упала в огород вблизи товарной конторы, но не разорвалась и была подобрана воинской частью.
Красный набат. 1919.23 августа.
Остров. 18 августа в 11 час. утра над городом появился неприятельский аэроплан, который, кружась высоко в воздухе, сбрасывал бомбы. Одна из брошенных бомб упала на середину реки, около парома, не причинив никому вреда. Вторая бомба упала на Рижской улице, около дома Иогансона. С дома сорвало обшивку на протяжении одной сажени, сорвало рамы, разрушило фундамент. Осколком бомбы легко ранило 15-летнего мальчика. В соседних четырех домах от взрыва бомбы выбиты стекла. Две бомбы упали в им. Захваево Жеребцовской волости, близ ст. Остров. Никаких повреждений строениям не причинено.
Красный набат. 1919. 26 августа.
Подготовил А. ФИЛИМОНОВ.
«НЕДЕЛЯ» НАЧАЛАСЬ И ЗАКОНЧИЛАСЬ БАНЕЙ
ПРИКАЗ по гарнизону города Пскова № 15
17 февраля 1922 года, гор. Псков
I.
Т.т. Командиры и Комиссары.
Из материалов, представленных в Революционный Военный Совет Республики, явствует, что «Неделя достояния красноармейца» не всюду прошла успешно. Причина неуспешности кроется в недостаточном привлечении к участию в работе по проведению недели Советских и Профессиональных организаций, с одной стороны, и недостаточно энергичного участия Командного и Комиссарского состава с другой стороны.
Реввоенсовет Республики, ставя в пример работу Москвы для других городов РСФСР, с согласия Центрального Комитета РКП и Всероссийского Центрального Совета профсоюзов, постановил провести «Неделю помощи Красной Армии».
По Псковской губернии и гарнизону города Пскова «Неделя помо1ци Красной Армии» начинается с 19 февраля с.г.
Необходимо наконец перейти от слов к делу. Необходимо максимально улучшить условия жизни красного воина, дать ему хотя самый элементарный уют. Каждый командир, комиссар, военный политработник, готовясь к неделе, должен определенно уяснить себе, должен знать, как свои пять пальцев, все нужды своей части и все свое внимание в период «недели» устремить к устранению всех недостатков в области жизни и обстановки красноармейцев своей части. Итак за дело.
Равнение на Красную Москву!
II.
При сём объявляю порядок проведения «Недели помощи Красной Армии»:
1. Баня для красноармейцев гарнизона 17 и 18 февраля с.г. в часы, указанные начальником банно-прачечного отряда.
2. Всеобщий воскресник в пользу Красной Армии 19-го февраля. Сбор воинских частей и учреждений у здания Профсоюзов (Мариинская гимназия) в 9 час. утра, каковые поступают в распоряжение ответственного распорядителя и под оркестр направляются по работам. От войсковых частей обязательно назначить ответственного командира и политработника.
3. 20-го февраля с.г. собеседование в войсковых частях товарищами из партийных организаций, кои являются по частям (крупным). По малочисленным командам собеседование производить своими силами.
4. 21-го февраля с.г. спортивная игра в казармах при участии сил Спортклуба, для чего начальнику Всеобуча войти в соглашение с командирами частей.
5. 22-го февраля подготовка и уборка помещений распоряжением командиров и наблюдением комиссаров, а вечером торжественное заседание в частях, воспоминание истории Красной Армии.
6. 23-го февраля парад на Советской площади. Вечером бесплатные спектакли, кинематографы по билетам, каковые будут распределены по частям.
7. 24-го февраля собеседование в частях на темы, изложенные в брошюре т. Троцкого «Внимание мелочам».
8. 25-го февраля отдых и баня красноармейцам Гарнизона.
Подписи.
ПАТРОНОВ У РЕСПУБЛИКА МНОГО
Из примерной программы кружка военных знании 1925 г.
ОСНОВНЫЕ ЛОЗУНГИ ПО СТРЕЛКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ:
Огонь прокладывает путь к победе;
Одна пуля убивает. Выпускай только эту пулю;
Вслепую стрелять нельзя. Надо видеть цель и определить расстояние;
Бестолковая дальняя стрельба ? только шум: враг смелее, а патроны убывают;
Огнем пробивается путь к штыку и гранате;
Бей врага пулей сбоку и в перекрест ? ему негде укрыться;
Издали помогут артиллерия и пулемет. Береги патроны для ближнего боя;
Патронов в республике много, поднести их стрелку трудно;
Цель-мушка-прорезь-глаз-спокойствие ? верить в попадание;
Убойная черта 600 шагов. Тут каждый стрелок ? мастер.
ОСНОВНЫЕ ЛОЗУНГИ К ПОЛЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ:
По Сеньке и шапка, по местности и тактика;
Заяц и тот хитрый; летом серый, зимой белый. Не будь глупым зайцем, маскируйся на местности;
Стоя на месте, врага не пробьешь, надо к нему подойти;
Стрелок пулей, пушкарь ? бомбой, сапер ? лопатой. Все вместе делают одно ? бьют противника;
Лопата ? друг винтовки в перерыве боя.
ВОЗДУШНОЕ КРЕЩЕНИЕ
ВЧЕРА на Крестовском аэродроме состоялись полеты.
Воздушное крещение получили товарищи, выигравшие билеты в лотерею, первым поднялся на 600 метров работник Губтруда, на несколько меньшую высоту работник Губмилиции. Секретарь редакции «Набата» Березский пробыл в воздухе 15 минут.
Псковский набат. 1923 г. 1 июля.
Подготовил А.ФИЛИМОНОВ. По материалам Государственного архива новейшей истории Псковской области.
«А МОРЯКИ ИНТЕРЕСУЮТСЯ ТОЛЬКО ТАНЦАМИ» (ОТЧЕТ ПО ШЕФСТВУ)
С ПРИЕЗДОМ делегатов с Всероссийского съезда в городской организации было посвящено 2 собрания членов РКСМ и 2 вечера спайки с моряками Чудской флотилии, посвященные принятию шефства над флотом.
Губернским и уездными комитетами велась подготовка к проведению Недели Красного Флота. Начало недели было положено торжественными заседаниями членов союза с партийными и профессиональными организациями. В особенности хорошо торжественное заседание прошло в Пскове в Государственном театре. Был поставлен доклад «Роль и значение флота в Революции» и затем были приветствия с ряда организаций.
Ряд ячеек взяли на себя выполнение некоторых заказов для местной флотилии, как то: школа швейников взяла на себя пошивку бесплатно обмундирования, ячейка ЕПО (единого потребительского общества) устраивала субботник для починки обуви, были также проведены собрания по коллективам РКП. Устроено было собрание хозяйственных органов, которые постановили ввиду плохого положения местной флотилии отпустить различных материалов на сумму 7 миллиардов рублей. В общем, за неделю было собрано по городу Пскову (с уездов пока еще материалы не поступили) около 10 миллиардов рублей, в эту сумму включаются также вещи и продовольствие. Неделя закончилась постановкой спектакля силами моряков в клубе «Моряк» с участием как членов союза, так и беспартийной молодежи. Вечер произвел большой энтузиазм и оставил большое впечатление у молодежи о жизни моряков, ибо она сумела наглядно в казарме посмотреть, как живут и работают моряки.
Помимо того, по губернии была выполнена разверстка 20 человек, которые были посланы во флот. Нужно сказать, что энтузиазм в работе молодежи был большой. Если бы разверстка была на 100 человек, то и она была бы выполнена. Для проводов мобилизованных был устроен вечер, угощение, роздано было белье, табак, трубки и т.д.
В одном из уездов (Остров) был устроен митинг РКСМ, РКП, профсоюзов, куда был выслан докладчиком комиссар флотилии. Воспитательная работа в местной флотилии пока не налажена, причиной этого малочисленный состав, который все время был в нарядах, и только сейчас поступило пополнение из красноармейцев, которые до некоторой степени облегчают положение, и сейчас составляется примерный план работы. Моряки ввиду создавшейся обстановки интересуются только танцами.
Секретарь губкома РКСМ ТРОФИМОВ. 7 февраля 1923 года.
Из фонда Псковского губкома РКСМ (В тексте сохранен стиль автора документа.) Документы к публикации подготовила директор Государственного архива новейшей истории Псковской области О.САЛКИНА.
«ВЕЧЕРА ПО ПСКОВЕ ПРОВОДЯТ ВЕСЕЛО»
[Из книги А. И. Михайловского-Данилевского «Путешествие из Санкт-Петербурга во Псков, Великий Новгород и обратно»]
АЛЕКСАНДР Иванович Михайловский-Данилевский (1790-1848) был современником А. С. Пушкина, они были даже лично знакомы.
Специалистам же по военной истории России персону А. И. Михайловского-Данилевского представлять не имеет смысла: его «Записки...» и «Описания...» походов и кампаний 1805-1814 гг. и по сей день являются наиболее полным сводом материалов по изучению обозначенной темы. Участвовал А. И. Михайловский-Данилевский и в русско-турецкой войне 1828-29 гг., а также, в польской кампании 1831 г. В 1835 г. он стал сенатором и председателем военно-цензурного комитета. В последнем своем качестве он осуществлял цензуру записок Дениса Давыдова, предназначенных для публикации в пушкинском «Современнике». Эта его работа вызвала неудовольствие Пушкина, который сравнил Михайловского-Данилевского «с евнухом, поучающим Потемкина».
Несколько лет назад петербургским исследователем А. Сапожниковым в журнале «Источник» были впервые опубликованы юношеские записки А. И. Михайловского-Данилевского о путешествии в Новгород и Псков в конце декабря 1807 ? начале января 1808 года.
* * *
От С[анкт]-Петербурга до Пскова 326 верст. Дорога везде ровная, только подъезжая ко Пскову становится гориста. Селения весьма редки, и иногда на пространстве из 50 верст не встретишь ни одной деревни, кроме почтового двора. Трудно себе вообразить такую пустыню близ столицы славного Государства. С 24 на 25 в ночь приехал я во Псков.
Строение весьма нехорошо, улицы неправильны и хороших зданий в городе нет. Присутственные места, Губернаторский дом и Почтовый двор, суть единственные строения в городе по новейшей архитектуре.
Жителей в городе считается до 10.000; и удивительно что сии люди, которые наиболее купцы, не имеют никакого любопытства, даже о том, что так сказать, у них происходит дома. Тщетно старался я от них узнать некоторые подробности касательно собора и других древностей. «А Бог ведает, бывал обыкновенно их ответ, прежде нас это было и после нас останется». Недостаток в образовании сердца и приверженность к одному интересу, который заставляет их все прочее забывать, суть причины такому пренебрежению. Церквей в городе довольно много, оные низки, темны, похожи более на погреба, за которые бы и их почли есть ли бы не было в них образов и украшений. Прежде царствования Екатерины II-й оных находилось там во множестве; но она велела довольное количество их срыть, потому что недоставало им на пропитание от дохода, собираемого с прихожан.
Вечера проводят во Пскове довольно весело. Я жил у купца Навинского в Петропавловской улице. Часу в шестом он присылал меня звать к себе; и у него находились всегда человек пять молодых купцов, которые пели, играли на скрипке и на гуслях. Женщины занималися рукоделиями, а девицы подражали матерям своим.
27-го декабря я ездил в Печоры. В час по полудни я туда приехал. Селение довольно велико, но на город отнюдь не походит и строений каменных в нем не находится; а жители по большей части купцы. Оправившись с дороги, я немедленно пошел в монастырь, стоящий под горами. Тихое уединение! ? сказал я сам себе, как прелестно ты для умеющего тобою наслаждаться!
По левую сторону расположены кельи, а по правую церковь, в которую я вошел. Молчание царствовало в храме Божием, но звон вечернего колокола прервал оное. Собрались монахи, и я подошел к одному из них, просил его показать мне достопамятности монастыря. С удовольствием повел он меня в ризницу, где хранились оныя. «Основатель сей священной обители, сказал он мне, испросил позволение у царя Ивана Васильевича сделать около оной ограду. Царь позволил, но монах преступил пределы милости царской, и вместо обыкновенной ограды сделал крепостные стены с башнями, таковые как мы и ныне видим. Монарх, возвращаясь из похода, увидел из дали стены, пришел в ярость, и основатель обители лишился головы. Но Божие правосудие не замедлило наказать Государя за сей поступок. Он пришел в раскаяние, и не знал чем умягчить гнев Господень, подарил монастырю сии вещи, которые вы здесь видите». При сих словах показал он мне седло царское, чашу его, походную трубу, дорожный нож и вилку, и проч. Сверх сего находятся в ризнице богатые утвари, одежды священнослужителей, и проч. Но на сие смотрел я хладнокровно, а несколько раз подходил к вещам, служившим нашему знаменитому монарху. С восхищением брал я их в руки, не мог довольно насытиться зрением оных, и выходя и[з] ризницы оглядывался я несколько раз назад, как будто бы желал навсегда сними остаться. В те времена, думал я, билось живее сердце у каждого Россиянина: он знал, что плоды трудов его не будут добычей варваров; и потому трудился с большим рвением; прижимал крепче к груди своей верную супругу свою, ибо ему было известно, что звероподобные люди не нарушат покою их.
Потом повел он меня в пещеры, идущие в пять концов. Ужас овладел мною при прохождении пещер сих. Разбросанные человеческие члены и мертвые головы лежали у ног моих; разбитые и до половины, а иные и совсем высунувшиеся гробы, находилися у меня по сторонам. В одном углу показал он могилу, которую назначил для себя схимник Лазарь, находящийся в сем же монастыре. Любопытно бы было узнать истинные чувствования мужа сего при воззрении на свою могилу.
Пещеры из песка, равно и церковь над ними находящаяся. Сие для меня весьма показалось удивительным, тем более, что я себе и представить не мог подобного здания. На кровлях церквей насажены деревья, и отшельники находят в них летом прохладительную тень.
Вышедши на монастырский двор, горел я любопытством видеть схимника Лазаря и объявил желание свое проводнику. Обещавши доставить мне случай быть у него, пошел он к нему, и возвратился с улыбкою говоря, что Отец Лазарь позволил мне быть у себя. Мы пошли к нему в келью. В углу стоял старец лет семидесяти, коего глава покрыта была темною материек» наподобие треугольника. Росту он низкого, лицо приятное, но зрение весьма слабо. Что привело вас сюда? ? спросил он меня благословивши; ? пришли ли вы сюда молиться Богу, или из любопытства? — Молиться Богу, отвечал я трепещущим голосом. — Так помолимся, ? сказал он. Мы молились минут пять, потом спросил он, какого я звания, и советовал, узнавши, служить верно Государю. И я прежде служил, -сказал он. Давно ли вы в сей священной обители? ? Годов более пятидесяти. Да видели ли вы наш монастырь.— Я везде ходил, и рассматривал с почтением место, которое вы для себя назначили вечным жилищем. ? Есть ли Бог сподобит, ? отвечал он поклонившись. Теперь время мне молиться Богу. Дал мне просвиру, благословил, и я с ним простился навеки. Голос его довольно тверд, и показывает крепкое его сложение. Он ведет жизнь весьма воздержную, и разрешает молочное только в первый день Пасхи. Прежде пострижения своего в схимники, был он довольно долгое время монастырским казначеем, что служит доказательством как его честности, так и уважения его собратий. Поблагодаривши проводника, пошел я в дом, где я пристал. Сколько различных мыслей волновали мне сердце. Зачем бежал я из пещер, при виде разбросанных костей человеческих? Или думаю я жить вечно на Земле? А когда же нет, то по что бежать? По что не свергнуть с себя ига сует и страстей, меня обременяющих?
Из Печор поехал я по большой дороге, ведущей мимо Изборска. Я возвратился домой около полуночи, и на другой день был у Губернатора Николая Осиповича Лабы, который, принявши меня отменно ласково, велел немедленно мне выдать подорожную.
Подготовил В.ГАЛИЦКИЙ, заведующий художественным отделом Псковского музея-заповедника.
ВОЛОСТНАЯ ЧИТАЛЬНЯ
В СЕЛЕ Молоди, Псковского уезда, Жуковской волости, 21 марта с. г. открылась народная волостная читальня.
Книги в числе более 500 экземпляров присланы комитетом грамотности. На наем помещения, отопление и обстановку волостной сход ассигновал потребную сумму. Земство Псковского уезда оказало пособие в 50 руб. и землевладелица Екатерина Карловна Фан-дер-Флит ? 75 руб. Устройству этой читальни много содействовал г. земский начальник Александр Казимирович Богушевский. Читальня находится в заведывании совета, избранного волостным сходом; в состав совета вошли: Александр Казимирович Богушевский и несколько грамотных крестьян. Попечителем читальни избран член управы Дмитрий Иванович Иванов.
С 21 мая по 28 июня явилось в читальню 175 лиц, получивших для чтения 547 книг. Взято книг для чтения окончившими курс в начальных народных школах 50 лицами.
Вестник Псковского губернского земства, 1898 № 8.
ВМЕСТО ВОДКИ ? РАЗУМНЫЕ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
ПОСТОЯННО слышатся указания на необходимость устройства для сельского населения разумных развлечений.
Особенно спрос на них стал заметен с прекращением продажи водки. Каждую удачную попытку к устройству таких народных развлечений следует приветствовать. Так, недавно в Васицкой земской школе около станции Ново-Изборск состоялся ученический вечер. Под руководством учительницы П. П. Петровой дети исполнили ряд песен и разыграли отрывки из русских классиков и продекламировали несколько стихотворений. Все это очень понравилось присутствовавшей на вечере местной интеллигенции и она организовала по окончании вечера сбор пожертвований на елку детям, давший около 115 руб. Устройство упомянутых вечеров может привести к образованию из бывших учеников школы певческого и музыкального общества, и также кружка любителей драматического искусства, что дало бы возможность устраивать местные народные концерты и спектакли. Устройство таких развлечений по селам и деревням представляло бы большое культурное значение.
Александровский посад (Псковского уезда) обогатился прекрасным обширным залом, который пристроен к зданию местного двухклассного министерского училища. В этом зале местное население может собираться на лекции и беседы. Предполагается возможность широко развить дело внешкольной просветительной работы. Такой зал может служить и для устройства в нем концертов и любительских спектаклей.
Вестник Псковского губернского земства, 1915, № 48.
Подготовила директор Новоржевского музея М. ШУТОВА.