По завершении нового Троицкого собора рядом с ним встала новая колокольня. Она встречает нас при входе на Кром из захаба, звучит мощно, выглядит массивной. Однако понять, что это такое, почувствовать всю её силу и увидеть в подлинный рост можно только с берега Псковы, куда уходит подножие колокольни. (Лучше всего глядеть на неё с моста или с противоположного берега Псковы, откуда открывается замечательная картина всего Крома.
Семенов Михаил Иванович родился в 1929 году в Пскове. Реставратор, член Союза архитекторов, Заслуженный работник культуры. Михаил Иванович начал работу в псковской научно-реставрационной архитектурно-планировочной мастерской в 1956 году. Почти восемнадцать лет длился труд над реставрацией Псково-Печерского монастыря и его храмов. У Михаила Ивановича сложились дружеские отношения с настоятелем ? архимандритом Алипием. Братия внесла Михаила Ивановича в вечное поминовение. В.
ФАРФОРОВОЕ БЛЮДО ПСКОВИЧЕЙ. Описываю слышанный мною рассказ покойного моего дяди Платона Николаевича Болотникова, человека очень правдивого, про коронацию Государя Императора Николая Павловича, состоявшуюся 26-го августа 1826 года, на которую как представители дворян съехались и все губернские предводители дворянства.
Полукруглые монастырские ворота, прохлада свода, а потом сразу солнце и тишина, особенно поразительная после рыбного базара, торгующих мужиков, крика продающих мятные пряники и легонькие кресты торговок. Ветер шевелит сухой бурьян на стене. В заветрии припекает, голуби любовно шумят, говорят, целуются и воркуют на воротной башне. На деревянных мостках боевых стен кружится, топчется, раздув свой зоб, около маленькой чистенькой голубки молодой, видно, справляющий свою первую весну голубок.
Квартал между Кнеже-Владимирской, Больничной и Бутырской улицами (квартал между ул. Максима Горького, Малясова и Ольгинской наб.) Известно, что при губернской земской больнице на Завеличье, в главном корпусе, имелась домовая церковь Скорбящей Божией Матери. 21 апреля 1922 года прихожане Скорбященской церкви при I Псковской губернской советской больнице за Завеличье подали прошение в Псковский губисполком, чтобы церковь не закрывали.
Мировая известность архитектурного наследия средневекового Пскова заслонила, видимо, интерес исследователей к памятникам псковской земли поздних времен — XVII—XIX вв. Однако и этот период богат архитектурными памятниками различных стилевых направлений. Трудно переоценить их художественные достоинства; многие из них сохранили иконостасы — памятники монументально-прикладного искусства, о которых в современной литературе, в том числе и краеведческой, почти ничего не сказано.
БОЛОТО. Памятник, сохранивший топоним: Георгия на Болоте (у Острой лавицы) церковь. «Болото ? непросыхающая грязь от родников или от натека по рыхлой почве. Низкое, сравнительно с околицей место, постоянно заливаемое родниками, отчего образуется особая растительность и кислая почва». «Болото ? избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями». Наличие топонима в названии памятника указывает на особенности почвы древнего города.
Спасо-Преображенский Мирожский монастырь – один из древнейших по времени основания обитель в Пскове. Он расположен на Завеличье, на возвышенной части мыса, при устье реки Мирожи, у ее впадения в Великую. Монастырь был основан между 1148 и 1153 годом. Основателем монастыря был Новгородский епископ Нифонт, выстроивший из плитняка главную монастырскую церковь во имя Спасо-Преображения и обеспечивший обитель крупными земельными владениями.
Мастер на все руки, талантливый кузнец, стал членом Союза архитекторов и художников СССР. Посетил Псков в еще юном возрасте, после того как окончил специальность архитектора 1995 году. На протяжении 10 лет трудился в мастерской, которая специализировалась на восстановлении различных предметов искусства. Всеволод Смирнов был, несомненно, профессионалом в этом деле и учил своему ремеслу многих людей.
В первой половине четырнадцатого века Псков представлялся крестоносцам довольно лакомым кусочком и потому не единожды угрожали древнему русскому городу, жители которого прекрасно понимали, что без серьезной защиты им против крестоносцев не устоять. Именно поэтому они и обратились за военной помощью к Великому Княжеству Литовскому и правящему там князю Ольгерду.
В книге «Славяноведение в дореволюционной России» есть статья о видном славянисте ? псковиче Николае Ильиче Серебрянском, имя которого и сейчас вызывает интерес как крупного исследователя памятников древнерусской письменности.О Серебрянском опубликованы статьи профессора МГУ Л. Н. Лаптевой в кратком справочнике «Профессура МДА в начале ХХ века». В свою очередь, по материалам архивов и официальных изданий кандидат богословия Сергей Голубцов дает нам не менее интересные сведения об этом ученом.
Многолетние наблюдения автора этих заметок (он же и переводчик предлагаемого фольклорно-эпического стихотворного текста, хотя точнее будет сказать — пересказчик, перелагатель на русский язык) дают ему право сказать, что лишь очень немногие в России и других странах знают о существовании народа, о котором пойдет речь. Даже среди людей с серьезным интересом к этнографии, к быту, фольклору и эпосу малых этносов (кажется, теперь их положено величать малочисленными?
Псков издавна прославился самобытными средневековыми памятниками архитектуры. Однако ограничить строительную историю города рамками средневековья, как это зачастую делается, означало бы вычеркнуть более двух столетий его архитектурной жизни: а именно с XVIII по XX в., когда были выстроены многие здания, которые до сих пор украшают центральные улицы Пскова. Экономический упадок Пскова, потерявшего в XVIII в. положение порубежного города, отразился и на его внешнем облике.
Кром и Довмонтов город. Осмотр стен Пскова следует начинать с берега Великой, от устья Псковы, из-под башни „Кутнего Костра». Проходя по берегу Великой от Власьевского спуска под крутою громадою известнякового берега, убеждаешься, что только на этом месте и могло возникнуть первоначальное поселение первобытного человека. Крутой,, почти отвесный берег Великой, несколько менее крутой, но достаточно высокий высокий берег Псковы, образуют треугольник, почти неприступный с запада, севера и востока.
Георгиевская ул. (Георгиевская ул., 1) Взвозами назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу. Таких подъемов было несколько: напр., Георгиевский, у Георгиевских ворот; Плоский, у Плоских ворот; Лубянский, на Запсковье, против Кремля. У нижних Решеток были Взвозские ворота; на месте нынешней Лапиной горки была церковь св. Николая со Взвозу. Георгиевская церковь находится в 13 шагах от земляной батареи, присыпанной в 1701 г.
ПОСЕЩЕНИЕ ПСКОВА ИХ ИМПЕРАТОРСКИМИ ВЫСОЧЕСТВАМИ. Поезд с Великими князьями Сергеем и Павлом Александровичами и Дмитрием и Константином Константиновичами прибыл в Псков 8 июля в 7 часов 50 минут по полудни. После торжественной встречи все направились в Троицкий Собор. Затем в резиденцию, в губернаторский дом. Во дворе выстроен почетный караул от 146 пехотного Царицынского полка. Отправились в экипажах по городу, и первое посещенное ими место ? историческая Покровская башня.
Большую часть населения составляли крестьяне, поэтому здесь преобладала традиционная культура. Поражали темпы в развитии таких сфер, как образование, медицина, научно-технические достижения. Традиционные основы в жизни народа сохранялись, но все же можно выделить ряд изменений в подходе к пище, одежде, обуви, домах людей. Если взять ко вниманию пищу, то рацион питания крестьян расширен картофелем и овощами – капустой, морковью, свеклой. В быт активно входил чай, который быстро вытеснил взвары.
В рамках издательской программы, посвященной 1100-летию Пскова вышла книга П.А.Николаева «Историческая драма в Пскове. Март 1917 года». В книге, на основании изучения большого количества документальных материалов, рассматриваются вопросы, связанные с причинами отречения Николая II от престола, показывается роль деятелей Государственной думы, свиты императора и его семьи в событиях февраля-марта 1917 года.
С конца июня в городе появляются белорусские и прибалтийские беженцы, от которых горожане и узнают первую информацию о набирающей обороты войне. Уже спустя считанные дни со 2 июля начались бомбардировки самого Пскова, за которыми последовала экстренная эвакуация населения и исторических ценностей (они были вывезены в очень малом количестве, поэтому огромная их масса была безвозвратно потеряна в военные годы).