Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь
На рубеже XIV-XV веков в глубоком овраге у небольшого ручья Каменец поселился первый инок – преподобный Марк. Он пришел из Киева и поселился в привычной для него пещерной обстановке – в глубине холма. В последней трети XV века на пещерной горе поселился пресвитер Иоанн, прибывший в Псковскую землю из Юрьева Ливонского (ныне – г. Тарту), спасаясь от преследования католических рыцырей-немцев. Иоанн ископал в горе первую церковь. Его жена перед смертью приняла иноческий постриг с именем Васса. Гроб Вассы был поставлен в «Богом зданной пещере». Сам Иоанн принял монашество с именем Ионы. 15 августа 1473 года по благословению Новгородского архиепископа св. Феофила пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эту дату принято считать моментом основания Псково-Печерского монастыря.
В 1520 году при игумене Дорофее и его советнике – старце Филарете, обитель вновь – после долгих лет бедствия расцвела. В это время была расширена Успенская церковь, в ней был устроен придел преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских, был построен деревянный храм во имя Св. Сорока Севастийских мучеников, тогда же было начато сооружение монастырской звонницы. Всеми этими работами в монастыре руководил представитель великого князя во Пскове «государев дьяк» Мисюрь Мунехин.
Важные изменения в Печерской обители произошли при Корнилии, ставшем в 1529 году игуменом монастыря. В игуменство Корнилия были возведены мощные крепостные стены (длина около 700 метров) и башни, Благовещенский храм, церковь святителя Николая, Большая монастырская звонница. Игумен Корнилий был редактором Псковской III летописи. При игумене Корнилии монастырь приобрел роль культурного центра Псковской земли: здесь была собрана богатейшая библиотека, благодаря чему до нашего времени сохранился один из замечательных памятников древнерусской литературы «Слово о погибели земли Русской». Из библиотеки Псково-Печерского монастыря происходят и «Печерские сборники», донесшие до нас выдающийся исторический и литературный памятник – переписку князя Андрея Курбского с царем Иваном Грозным. При игумене Корнилии началась постоянная миссионерская деятельность монастыря в приграничных районах южной Эстонии.
Иван IV заподозрил монахов монастыря в измене. Это привело к мученической кончине игумена Корнилия и старца Вассиана. По древнему монастырскому преданию царь, прибыв 20 февраля 1570 года в обитель, сам отсек мечом голову игумену Корнилию, а затем, раскаявшись, на своих руках отнес тело преподобномученика к Успенскому храму по дороге, названной с тех пор «кровавым путём». Тело Корнилия было положено в стене Богом зданной пещеры, а в 1690 году было перенесено в соборную Успенскую церковь и поставлено в новом гробе у стены. В 1872 году 17 декабря были переложены вместе с прежним гробом во вновь устроенную медно-посеребреную раку.
Монастырские летописи сообщают, что в 1584 году в монастыре было 100 монахов и около 300 послушников.
Крепость Псково-Печерского монастыря сыграла значительную роль в обороне Псковских рубежей во время нашествия Стефана Батория.
После осады войсками Батория монастырь неоднократно подвергался нападениям. В 1592 году шведы ворвались неожиданно в Псково-Печерский монастырь, разграбили все монастырское имущество, побили братию, разорили и сожгли церкви и кельи.
В память о чудесном спасении Пскова и Печерского монастыря в 1581 году, позднее, в начале 17 века был установлен крестный ход в Седьмую неделю по Пасхе из Псково-Печерского монастыря в Псков с образом Успения Богородицы в житии (впервые крестный ход прошел в 1602 году).
В 1611 году на монастырь попеременно нападали шведы, литовцы.
Однако постоянная опасность нашествий завоевателей, пограничное положение монастыря, не мешали расцвету духовной жизни обители. Бывший в 1621-27 годах настоятелем Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоасаф в 1630 году был избран Патриархом Московским и всея Руси.
В 1701 году по велению Петра I Псково-Печерский монастырь был обнесен земляным валом, за валом был устроен глубокий ров. На важнейших пунктах были устроены 5 земляных бастионов. Монастырские стены выдержали напор шведов 13 февраля 1703 года.
Особое почитание монастыря способствовало его стабильному экономическому положению. Начало крупному землевладению монастыря было положено Иваном Грозным, пожаловавшему монастырю 5 деревень. Владения значительно расширились во время Ливонской войны. Согласно писцовым книгам 1585-87 годов за Печерским монастырем числились: 189 деревень; 180 пустошей; 7 деревень и 2 пустоши в совместном владении; 5 пустых деревень; 1 сельцо; 8 починков; 2 мельницы в Пскове; 4 лавки, 2 клетей, 1 житница в Пскове; 9 Исадов рыбной ловли; 4 Исада рыбной ловли в совместном пользовании; нивы и пожни в Изборске.
По описи 1721 года монастырю принадлежали: более 320 деревень, 7 мельниц, 14 лугов и пустошей, при монастыре было 5 садов яблонных и вишневых, рыбные ловли в 16 местах, 2 скотных двора, монастырская пашня. При сельце Логозовичи было 54 десятины пахотной земли. В Печорской слободе было 27 лавок; в Пскове 10 торговых лавок и 20 дворовых мест. К Печерскому монастырю были приписаны монастыри: Алексеевский в Пскове (приписан до 1689 года), Савва-Пустынский близ Пскова (1631 год), Никольский на реке Зарезнице (1584 год), Никольский Изборский (1584 год), Петропавловский Верхнеостровский на Псковском озере (1584 год). Так же к монастырю были приписаны церкви: Сорока мучеников Севастийских на посаде в Печорах, церковь св. Димитрия в Моложанском погосте, церковь св. Николая в Тайловском погосте, церковь св. Георгия Верхоустинская.
Псково-Печерский монастырь имел подворья: в Пскове на Усохе, устроенное игуменом Корнилием (сохранилась церковь иконы Божией Матери «Одигитрии»); в селе Лозоговичи, где была построена деревянная церковь Сретения Богоматери и устроен приезжий монастырский двор.
Неотъемлемой частью хозяйственной жизни монастыря была благотворительность. В трудные годы монастырь помогал не только нищим, но и всем жителям Печорского посада. При монастыре состояло 5 богаделен. По статистике 1762 года в них содержалось 35 старцев.
По духовным штатам 1764 года Псково-Печерский монастырь был положен во 2-ой класс. К концу XVIII века за монастырем было 4 огорода (8 десятин) близ монастыря, 24 десятины сенокосной земли, полученной по размежеванию 1784 года, 17 десятин земли при селе Логозовичи, мельница на реке Бехе, 8 мест рыбной ловли. Кроме этого действовали два монастырских подворья: во Пскове на Усохе и в селе Логозовичи в 12 верстах от Пскова.
Именным указом Государя Императора Александра I от 15 января 1813 года монастырь был возведен в 1-й класс. Монастырю положено жалования 1131 руб. 61 коп. серебром в год.
В начале XX века в Псково-Печерском монастыре было 24 монаха, 13 послушников, монастырю принадлежало 243 десятины земли.
2 февраля 1920 года по мирному договору Печоры и Изборск отошли к Эстонии.
В 1919-22 годах Псково-Печерскую обитель значительно оградили в имущественных правах на недвижимость, особенно в отношении земельных владений.
Несмотря на тяжелое положение монастыря в буржуазной Эстонии, в этот период были проведены значительные реставрационные работы. Они были связаны с именем Леонида Зурова – секретаря известного писателя Ивана Бунина, автора книги «Отчина» (об истории Пскова и Псково-Печерского монастыря).
6 августа 1940 года Эстонская республика вошла в состав СССР.
Закрыть обитель большевики не успели – началась Великая Отечественная война. Однако первая попытка национализации монастырского имущества состоялась. Осенью 1940 года была произведена национализация монастырской ризницы и библиотеки. Библиотека была вывезена в Тартусский Университет. Комиссия городского совета провела ревизию монастырских сокровищ, описала их, ключи у монахов были отобраны, а ризница опечатана.
В 1944 году, отступая, захватчики разорили монастырскую ризницу и большую ее часть (более 500 предметов древнерусского искусства) вывезли через Ригу в Германию. В результате военных действий были разрушены или сильно пострадали многие монастырские здания. Имеются свидетельства, что в годы войны наместник монастыря игумен Павел (Горшков; 1867-1945) и братия тайно помогали местным партизанам. Монастырь помогал продуктами советским военнопленным.
После освобождения Печор от захватчиков отец Павел Горшков был арестован и через несколько месяцев умер в заключении. Вместе с ним были арестованы и получили разные сроки заключения многие из тех, кто был спасен игуменом Павлом.
В послевоенные годы труды по возрождению обители легли на плечи ее настоятеля, архимандрита Пимена (Извекова) – будущего Патриарха (наместник монастыря: 1949-1953; Патриарх: 1971-1990) , а после него – архимандрита Алипия (Воронова; 1914-1975). Под руководством архимандрита Алипия были восстановлены крепостные стены обители, произведен ремонт храмов и хозяйственных построек монастыря. По его инициативе была найдена и в 1973 году возвращена в монастырь богатейшая ризница.
В монастыре существует большое подсобное хозяйство – мастерские, кузница, скотный двор, фруктовый сад, пчелиная пасека, 20 га земли занято под огороды, более 50 га занимают пастбища и покосы. Регулярно выходит «Псково-Печерский листок», с 1997 года начало выходить новое издание для детей «Колокольчик». Для духовного воспитания паствы монастырем издаются книги святоотеческого наследия. Старец Иоанн (Крестьянкин) составил сборник «Настольная книги для монашествующих и мирян», напечатаны его работы «Опыт построения исповеди», «Проповеди». В настоящее время число монахов и послушников монастыря достигает 100 человек.
В поселке Майский г. Печоры построен 2-этажный храм в честь Рождества Христова: верхний храм освящен в честь Рождества Христова, нижний – в честь Святейшего Патриарха Тихона. В обители действуют воскресная школа, детский хор. Иноки обители духовно окормляют близлежащие военные части.
В настоящее время ансамбль Псково-Печерского монастыря составляют: Успенский собор (1473-1759) с Покровской церковью (1759); Благовещенская и Сретенская церкви (около 1540 года); Никольский храм (1564 год); церковь преподобного Корнилия в Никольской башне (освящена в 1986 год); Лазаревский (больничный) храм (XVIII век); собор Архангела Михаила (1821-1827 годы); храм Собора Псково-Печерских святых на Святой горке (1990-е г.г.); пещерный храм Воскресения Христова (кон. XIX-нач.XX вв); Большая звонница (сер. XVI в.); монастырские пещеры (XV-XX вв); дом настоятеля (1883 г.); братский корпус (1820 г.); святой колодец (1880-е г.); ризница (XVIII в.); крепостные стены и башни (Никольская, Нижних решеток, Благовещенская, Изборская, Тарарыгина, Верхних решеток, Тайловская, Острожная, Петровская; на месте Брусовой башни был построен собор Архангела Михаила) (сер. XVI-кон.XVII вв).
В монастырских пещерах находятся гробницы преподобных Марка, Ионы и Вассы. В стенах пещер над захоронениями установлены керамиды. Здесь похоронены представители славных родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских. В пещерах похоронены предки поэтов А.С.Пушкина, А.Н.Плещеева, композитора М.П.Мусоргского.
Ансамбль памятников Псково-Печерского монастыря находится под охраной государства как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года).
Литература: Летопись Псково-Печерского монастыря (сост. Ю.Г.Малков). М., 1993; Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893; У пещер Богом зданных. Псково-Печерские подвижники благочестия XX века (сост. Ю.Г.Малков и П.Ю.Малков). М., 1999; Зуров Л. Отчина. Рига, 1929; Морозкина Е.Н. Псковская земля. М., 1986; Рабинович Г. Архитектурный ансамбль Псково-Печерского монастыря // Архитектурное наследство №6, М., 1956.