Успенская ул. (Калинина ул., 26) Придел: святого пророка Наума. Прежде здесь был девичий монастырь, упраздненный в начале XVIII века. Ныне церковь отдана Учительской Семинарии. Время ее основания неизвестно, но, судя до архитектуре и по крайней ветхости, в какую пришла церковь ко времени ее последней реставрации 1896-1897 гг., она весьма древняя. Летопись упоминает о ней только раз, под 1544 г., по случаю пожара. Длина церкви вместе со звонницею 10 с. 2 арш., шир. 9 с. 11 в.
Посетив древний российский город Псков, каждый турист — будь он иностранец или житель нашей страны — откроет для себя великое культурное наследство псковичей. Среди достопримечательностей города такие памятники архитектуры как Псковский Кремль, Троицкий собор, церковь Варвары Великомученицы и др.
Всеволод, во святом крещении наименованный Гавриил, сын великого князя Мстислава Владимировича, родившийся и воспитанный в Новгороде по отце, перешедшем на Киевское великое княжение, приявший удельный Новгород, в 1136 году новгородцами изгнан и получил от дяди своего великого князя Ярополка близ Киева Вышгородское княжение, а в 1137 году принят псковичами, у коих в 1138 году февраля 11 и скончался, погребен был на том месте, где по кончине его уже создана церковь Святого Дмитрия Солунского, а...
Опись приезжего Печерского двора в Пскове стоит в подборке документов третьего Псковского сборника под № 82 и озаглавлена: «Опись приезжего двора Печерского монастыря в Пскове 7093/1585 год. Мера того же двора 7108/1600». Документ является извлечением из «Писцовой книги» Ивана Васильевича Дровнина и Григория Ивановича Мещанинова-Морозова (подготовлен по книге Императорской публичной библиотеки № 1912 из древлехранилища Погодина «Акты Псковских монастырей»).
Крестьянские движения неоднократно вызывали опасения правительства за стабильность положения дворянства и государства, однако это не поставило Россию на грань революции. В Псковской губернии было замечено 17 случаев «непослушания» представителей крестьянства государственной власти в 1860 году. В некоторых случаях крестьяне пытались вести физическую расправу над помещиками. Понятное дело, что 17 восстаний крестьян – это небольшое количество для многолюдной Псковской губернии.
Ю.П.Спегальский родился в Пскове в 1909 году. В школьные годы Юрий Павлович совмещал учебу с работой каменщика на стройке. Увлечение стариной, и в особенности древней псковской архитектурой пришло к нему еще в детстве. Именно это увлечение побудило его в 1929 году поступить на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института. После окончания института он работает в отделе охраны памятников Леноблисполкома и архитектурно-художественных мастерских.
Монастырь был основан в 1569 году псковским наместником князем Юрием Токмаковым, по приказу царя Ивана Грозного после нескольких явлений чудотворных икон Божией Матери вороничскому пастуху Тимофею сначала у речки Луговки, а затем на Синичьей горе, получившей название Святой. Об этом событии рассказывает монастырская «Повесть о явлении чудотворных икон Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии во области града Пскова на Синичьей горе, иже ныне зовома Святая Гора».
НАЧАЛО ИСТОРИИ ПСКОВСКОЙ ПЕРИОДИКИ. Начало истории псковской периодической печати было положено выходом в свет первой псковской газеты «Псковские губернские ведомости» в январе 1838 г. Затем появились: миссионерский журнал «Истина», «Вестник Псковского губернского земства», газета «Псковский городской листок», а 1 января 1894 г. с разрешения Святейшего Синода вышел 1-й номер «Псковских епархиальных ведомостей».
Юон Константин – живописец, график, театральный художник. Помимо разносторонности в своих работах, его призванием стала пейзажная живопись. Душа его лежала к истории, старине. Революцию, Великую Отечественную войну пытался показать тоже через пейзажи, однако делал это обобщенно, пытаясь максимально быть достоверным. Русскую старину любил за ее декоративность, красочность и неповторимость. Именно по этой причине в 1904 году он приезжает в Псков.
События и люди. Не видали мы Батыя, А за Троицы Святыя. Постояли мы не раз... Мы ? перед Троицким собором ... И снова всплывают страдные слова князя Довмонта, неотделимого от Пскова так же, как сам Троицкий собор: «Се же братья нам предложить (предстоит ? Е.М.) животъ (то есть жизнь ? Е.М.) и смерть; братья моужи псковичи, потягнете за святоую Троицоу и за святыа церкви, за свое отечество». И гневные слова летописца, повествующего о нашествии врагов: «В лето 6988 ... (1480-й ? год критический ?
ГДЕ ПСКОВСКИЕ ПУШКИ? Псков во времена царя Ивана Грозного был, как известно, первой крепостью в России и в царствование императора Петра Великого имел важное стратегическое значение, почему здесь был, между поочим, пушечный двор и в 1777 г. учреждена была должность коменданта. С присоединением белорусских провинций к России Псков утратил военное значение. Должность коменданта была упразднена за ненадобностью, а пушечный двор продан ?
Угол Успенской и Георгиевской улиц (Калинина ул., д.5) При Александре I Главное народное училище в Пскове было преобразовано в губернскую мужскую гимназию. (В память об этом через сто лет по Высочайшему повелению ее стали именовать Псковской Императора Александра I Благословенного гимназией). Длительное время она не имела собственной церкви, и гимназистов на богослужение водили в соседние храмы: то в церковь Георгия со Взвоза, то к Успению с Полонища.
В дворянской усадьбе графа Строганова в селе Волышово Порховского района ? одной из самых ярких жемчужин земли псковской ? рухнул потолок сельского клуба. К счастью, обошлось без жертв, однако беда заставила вспомнить о всей исчезающей святыне: в поруганном аварийном здании размещалась... фамильная церковь Всемилостивейшего Спаса. Вероятно, последняя на псковской земле, подвергнувшаяся осквернению и ждущая спасения.
2. По Великой. И снова грезится ночами. Когда бегу я от тоски. Предгрозовое величанье. Порогов княжеской реки. С.Шварцванд. Иду с душою полной до краев. Мне берег — дом, и небо нынче — кров. ВЫБУТЫ. Чтобы видеть землю, на которой живешь, нужно ходить по ней пешком. Положим, видеть землю теперь можно и с самолета. Но чтобы увидеть ее близко, понять, почувствовать сокровенное... Там, где можно, стоит плыть на лодке, вдыхая освежающий запах воды и зелени.
Часть I. В начале XVIII века пограничная Псковская земля снова сделалась центром военных событий. С 1700 по 1721 годы шла Северная война за выход России на побережье Балтийского моря. (Задача была та же, что у Ивана Грозного в Ливонскую войну), Петр I «прорубал окно в Европу». Его противником был шведский король Карл XII. Война началась поражением Петра под Нарвой и решилась в пользу России Полтавской битвой 1709 года. С 1701 года Псков стал базой русских войск.
Поганкины палаты являются одной из самых известных исторических достопримечательностей Пскова. Первым хозяином здания стал в XVII веке Сергей Поганкин. Местный купец возвел аскетичное внешне сооружение, состоящее из трех соединенных частей. Историки считают, что в одноэтажной постройке располагались поварни, а в двухэтажной селились взрослые дети со своими семьями или другие независимые от хозяина родственники. Глава семьи жил в наиболее комфортабельной трехэтажной части дома.
Образская ул. (Первомайская ул., 27) Придел: Новомучеников и Исповедников Российских. Местность, где находится церковь, в старину называлась Жабьей Лавицей и была покрыта болотами. Так как лавами или лавицами назывались искусственные переходы через речки, ручьи или топкие места, то, очевидно, здесь был один из таких переходов. Первоначальная церковь была деревянная и поставлена в один день, по обету, по случаю сильнейшего мора в 1487 году. Кем и когда поставлена нынешняя каменная – неизвестно.
Псков принадлежит к числу древнерусских городов, которые трудно осматривать. Только прожив в нем некоторое время, начинаешь постепенно разбираться в основах средневекового строительства, понимать принципы старой планировки, чувствовать внутренний смысл отдельных шедевров древнего зодчества. Красотами древнего города можно восхищаться, не думая об исторических закономерностях строительства и истоках творчества старых мастеров.
Псковские монастыри и церкви искони были средоточием духовной жизни. С наступлением великого раскола в Русской православной церкви Псков стал одним из центров распространения старой веры. Наши старообрядцы поддерживали тесную связь с далекой Выговской обителью в Олонецкой губернии и вели богослужения по поморскому уставу. В начале XX века в Пскове одной из самых глубоко религиозных купеческих семей считалась старообрядческая Батовых.
Недавно картинную галерею Пскова посетил Иван Дьконофф, который является праправнуком всемирно известного художника, каким являлся Илья Репин, который был отличным портретистом. Потомок Репина, который проживает во Франции, вот уже несколько лет путешествует по России. Целью его путешествия является ознакомление с биографией и работами своего предка. До этого он уже успел побывать в Москве, где посетил Третьяковскую галерею, затем в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.