Чтобы дополнить представление о домах и улицах древнего Пскова, нужно вернуться с Завеличья и пойти по улице Гоголя к знаменитой Солодежне, которую называют также домом Лапина. Там встретишь целый куст памятников архитектуры. На углу, где начинался Торг, перенесенный сюда после 1510 года (то есть после присоединения Пскова к Москве, чтобы меньше люда собиралось в черте Старого Застенья, откуда выселили псковичей, заменив их москвичами) , стоит церковь Покрова от Торга.
В Российском государственном архиве древних актов (бывший Московский архив Министерства юстиции) хранится несколько писем митрополита Евгения (Болховитинова) к разным адресатам. Поскольку значение личности митрополита Евгения для псковской земли крайне велика, приводим одно из этих писем, написанное еще епископом Евгением в 1813 году к неизвестному адресату.
В настоящем документе приводится краткая подборка сведений из исторической и краеведческой литературы с упоминанием подземелий и подземных ходов древнего Пскова. Подборка является интересным дополнением к записке Николая Фомича Окулич-Казарина для Московского архива Министерства юстиции. Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков // Воинские повести Древней Руси. Л., 1985, стр. 346-392. стр. 346.
В моей мастерской, что находится во флигеле бывшей Поливановской гимназии на Кропоткинской улице, гости, попадающие сюда впервые, как правило, удивляются отсутствию икон, редких картин, старинной мебели. Удивление их мне понятно. Более тридцати лет заниматься реставрацией и изучением древностей и ничего не оставить себе на память о любимой работе может человек или ко всему на свете безразличный, или тщательно эту любовь скрывающий.
Угол Новгородской и Петропавловской ул. (угол ул. Карла Маркса и Воровского) Находится рядом с Петропавловской церковью, в 10 саженях к югу от нее. Происхождение ее таково: у стены 1309 г., возле самой церкви, была плитяная башня. После сооружения новой стены 1375 г. прежняя стала уже ненужной и только напрасно стесняла жителей, а потому ее стали понемногу разбирать. В 1433 году Петровские «суседи», т. е. жители данной местности, разобрали старую башню и из нее построили Борисоглебскую церковь.
Согласно монастырскому преданию Иоанно-Предтеченский княжеский монастырь был основан в первой половине XIII века дочерью полоцкого князя Рогволда Борисовича, теткою князя Довмонта Псковского и супругой псковского князя Ярослава Владимировича Евфросинией Рогволдовной (в иночестве – Евпраксией). В 1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), где она была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены (8 мая).
«ПРИГОРОД Владимирец построен псковичами на рубежах своих владений для защиты от нападений своих соседей – братьев новгородцев», ? сказано в одном из исторических источников. Володчина гора, на которой возвели крепость, находилась в начале прошлого века на территории Сонинской волости (ныне Шиковской) в 50 верстах от Острова. В длину она составляла 54 сажени, в ширину ? 29, по форме напоминала четырехугольник. При этом подошва горы продолговатая, поверхность площади ровная, обрытая вокруг валом.
Богоявленская ул. (Герцена ул., 7) Приделы: Трех Святителей, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Название «Броды» произошло, очевидно, от того, что в этом месте переправлялись в брод через Пскову-реку. Теперь тут проложены так называемые Барзовы мостки. Местность носила еще другое название – «Кстова», от слова крестить или, по-простонародному – кстить. По мнению Прозоровского, поводом к этому названию мог послужить праздник Богоявления, называемый Крещением или Кщением.
Завеличье. Ольгинская наб., д. 14/1. Духовное училище появилось при Псковской духовной семинарии в 1809 году и располагалось во флигеле семинарии на Великолуцкой улице. В 1870 году для духовного училища приобрели большой участок на левом берегу Великой с каменным домом и тремя деревянными флигелями. Однако на богослужение ученики ходили в соседнюю церковь святого Климента.
8. Дороги войны. Здесь солдаты приняли бой. (Не вернулся домой никто.) По траве луговой, живой — Разрывы цветов. Если же я нарушу мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение советского народа. (Воинская присяга) Дороги к прекрасному и военные дороги — что общего между ними? Сходятся ли они? Переплетаются ли между собой?
«О ПРАЗДНОВАНИИ 1100-ЛЕТИЯ ОСНОВАНИЯ ГОРОДА ПСКОВА» В связи с исполняющимся в 2003 году 1100-летием основания города Пскова ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Одобрить инициативу администрации Псковской области о праздновании в июле 2003 года 1100-летия основания города Пскова. 2.
ПОГОДА. С 18-го октября сырая осенняя погода заменилась морозами. В ночь на 22-е число Пскова, а через два дня и река Великая покрылась льдом. 26-го лед был крепок, что сообщенье с Завеличьем производилось не только по мосту, но и по льду. 28-го началась сильная вьюга, которая особенно была чувствительно ночью. После вьюги на утро 29-го октября наступила оттепель, продолжающаяся и теперь. Сообщение по реке сделалось опасным и прекратилось. «Псковские губернские ведомости», 1 ноября 1844г.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ: ПСКОВСКИЙ ВОР. В предыдущем выпуске «Псковского хронографа» речь шла о событиях 1608-1609 гг. в Пскове, когда город стал ареной борьбы государственнических сил с анархистским казацко-разбойничьим движением. Воеводы самозванца Плещеев и Жирового-Засекин обеспечили поддержку Лжедмитрию II в Пскове. Однако господство тушинцев оказалось кратковременным. Псковская администрация начала лавировать, пытаясь угадать будущего победителя в гражданской войне.
Князья Москвы хотели подчинить под себя Псков и сделать своей вотчиной – это владение князя либо боярина по наследию. Псковичи не имели никаких возражений, чтобы быть княжьей вотчиной, но при этом оговаривали, что они свободные люди. Псков по окончанию войны 1456 года быстро стал приобретать зависимость от Москвы. Так, в 1461 году Пскову был прислан князь Владимир по инициативе Василия II, что не порадовало псковский народ.
У этой книги ? сложная биография. Она была написана давно. Ее вторая часть ? «Псковская земля» ? пошла, хотя и с сокращениями, в издательстве «Искусство». Пришлось тогда добавлять «современность», поскольку рукопись показалась «слишком церковной». (Из «современности» я выбрала подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны.) Только теперь появилась возможность издать первую часть этой книги. В какой-то мере она становится историческим свидетельством, документом, книгой воспоминаний...
«ТЕРЕМОК» (база отдыха) Телефон: 8-921-210-69-07. Адрес: Псковская область, Печорский район, поселок Крупп, б/о «Теремок» www: http://www.teremok.pskov.ru/ Расположена на берегу Псковского озера, в 12 км от г. Печор. Комнаты одно-, двух- и трехместные в общем корпусе и коттеджи. Трехразовое питание. Прокат лодок и катамаранов. Низкие цены. Песчаный пляж, сосновый бор ? отличное место для семейного и корпоративного отдыха.
ХРОНОЛОГИЯ ДОСТОПАМЯТНЫХ ПСКОВСКИХ СОБЫТИЙ. 1589 Отделение Псковской епархии от Новгородской. 1601 Установление крестного хода с чудотворною Псково-Печерскою иконою Божией Матери в Пскове в 7 неделю по Пасхе, в воспоминание освобождения Псково-Печерского монастыря и Пскова от осады польским королем Стефаном Баторием. 1609 Большой пожар в Пскове, истребивший в Троицком соборе всю казну и древние грамоты. 1615 Удаление Густава-Адольфа, короля шведского, от стен Пскова.
Наибольшего расцвета Псково-Печерская обитель достигла при своем постриженике Корнилии, избранном во игуменство настоятелем монастыря в 1529 году. Уже в возрасте 28 лет преподобный Корнилий оказался достойным такого избрания, уже тогда ему было по плечу бремя большой ответственности перед Богом и людьми. О родителях преподобного Корнилия известно мало. Звали их Стефан и Мария. Жили они во Пскове и были знатными людьми. Сын у них родился в 1501 году.
Угол Успенской и Спасской улиц (угол Калинина и Детской ул.) В 1894 году от епархиального руководства Ф.П.Неструху поступило предложение спроектировать здание для женского Епархиального училища на углу Успенской (Калинина) и Спасской (Детской) улиц. Разработанный проект без всяких изменений был утвержден Синодом, и в 1897-99 гг. здание было построено. В нем предусмотрено все для нормального учебного процесса.
Гибель завещанной предками красоты есть разрушение нашей культуры, без которой мы теряем самих себя. Сегодня оно нарастает. Древний Псков уходит от нас. Увы! Состояние памятников зодчества ? исторического наследия Пскова таково, что хочется ударить в набатный колокол. Но кто сбежится на помощь?.. А ведь это ? былины в камне, и каждая существует только в единственном экземпляре. Ныне мы их теряем (как в войну!), а вместе с ними ? крупную часть нашей фундаментальной культуры.