Во время правления Рональда Рейгана принцип «Доверяй, но проверяй» выступал в качестве базового и во многом определял форму переговоров между американцами и русскими. Подтекст здесь был следующий: мы хотим доверять вам, и вы хотите, что бы вам доверяли, но мы вовсе не собираемся доверять вам слет Та же самая философия может помочь вам управлять ситуациями, связанными с работой, когда доверие нарушается. Принимая на вооружение меры, способствующие формированию доверия, и осуществляя шаги, свидетельствующие о ваших добрых намерениях, вы можете смягчить свои подозрения и в значительной степени сгладить разногласия, возникающие среди вашего персонала.
Давайте составим список
Чтобы создать атмосферу доверия между двумя сотрудниками, встретьтесь с ними в частном порядке. Дайте каждому по листку бумаги с двумя колонками, озаглавленными «Причины для доверия» и «Причины для недоверия». Попросите их составить список причин для доверия и недоверия друг к другу. Объясните им, что цель этого упражнения — помочь как вам, так и им самим лучше разобраться в возникшей проблеме. Обещайте, что сохраните полную конфиденциальность. Если в колонке «Причины для недоверия» они указывают много пунктов и затрудняются что-то' записать в другой колонке, помогите им добиться баланса. Напомните им о заслуживающих доверия действиях, которые каждый из них выполнял в прошлом, и приведите примеры успешных проектов, над которыми они работали вместе.
Самый ничтожный осадок недоверия может привести к тому, что из мелких недопониманий и размолвок вырастут крупные конфликты. Проблемы обостряются, когда конфликтующие стороны смотрят друг на друга с недоверием и пренебрежением, и часто только профессионализм менеджера, убеждающего неgримиримых противников исходить из прежнего доверия, не позволяет небольшим стычкам перерастать в крупные конфликты.