Начальник областного департамента финансов Евгений ЗИМОНТ намерен продолжить свою профессиональную карьеру в столице. Напомним, что Е.В. Зимонт возглавлял департамент финансов с апреля 2007 года.
— Евгений Владимирович, каким вам видится главный итог работы во главе департамента финансов Тверской области?
— Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Считаю, главное в том, что департамент финансов в течение двух лет, которые я его возглавлял, четко исполнял свои функции — формирование и исполнение бюджета Тверской области. Бюджеты области в 2007 и 2008 годах были сформированы в срок и исполнялись должным образом, без сбоев и нареканий. В этот период произошло введение практики разработки трехлетнего бюджета, который в 2007 году был сформирован на 2008 — 2010 годы, а в 2008 году — соответственно на 2009 — 2011 годы. Трехлетнее бюджетирование имеет свои преимущества, и большую часть из них нам удалось реализовать в 2008 году. Как известно, в этот период были внесены существенные изменения в Бюджетный кодекс РФ. Это потребовало достаточно напряженной, большой по объему работы в условиях ограниченного времени на основе новой идеологии.Во внедрении многих новаций были принципиальные сложности. По большому счету, некоторые позиции, которые прописаны в Бюджетном кодексе, не были отработаны до конца даже на федеральном уровне, нет понимания, как нужно их применять. В связи с изменениями в Бюджетном кодексе нами осуществлен переход на долгосрочные целевые программы. Впервые бюджет 2009 — 2011 годов был сформирован на основе более сорока долгосрочных целевых программ. Кроме того, удалось значительно повысить уровень самостоятельности органов исполнительной власти. Они теперь не только формируют нормативную базу, но и имеют в своих руках реальные финансовые инструменты. Возможность на уровне департаментов разработать ту или иную программу, осуществить ее финансирование с последующим мониторингом выполнения — это одно из самых реальных достижений. Также в условиях кризиса мы успешно выполнили программу заимствований. В частности, в самом конце 2008 года успешно размещен областной облигационный заем. По тем или иным причинам этого не удавалось сделать в течение последних трех лет (последний заем области был размещен в 2005 году). Кроме облигационного займа по программе заимствований мы также привлекли ряд кредитов коммерческих банков, что в тяжелых условиях, связанных с глобальным финансовым кризисом, можно считать существенным достижением. Это позволило полностью обеспечить кассовое исполнение областного бюджета 2008 года, а также обеспечить задел в размере более 2 миллиардов рублей на достаточно непростой 2009 год.
— Наша область продолжала участвовать в ряде пилотных проектов бюджетной реформы. Каковы их результаты?
— Администрация Тверской области и департамент финансов как координатор этой деятельности продолжали участие в федеральных программах бюджетного реформирования. В частности, мы заняли второе место в федеральном конкурсе, который проводило Министерство финансов. Благодаря этой победе региону из федерального бюджета в течение двух лет будет выделено 250 миллионов рублей, из которых мы уже получили более 130 миллионов. Эти средства пошли на укрепление материально-технической базы госучреждений и муниципальных образований. В частности, каждое из 362 городских и сельских поселений в самом начале этого года получат по компьютеру с оснащением соответствующим пакетом программных продуктов. Также в этом году была успешно завершен проект сотрудничества с Европейским союзом «Управление субнациональными общественными финансами в Российской Федерации». В течение трех лет наша область была «пилотным» регионом, где осуществлялась эта интересная программа. Область была не только участником, но и фактическим соорганизатором проекта. В области было проведено много мероприятий, использовался наш опыт. И важно, что в проекте активно участвовал целый ряд муниципальных образований.
— Что дала лично вам деятельность на посту руководителя департамента как профессионалу — управленцу, финансисту?
— Можно сказать, что к личному опыту управленца и финансиста добавился опыт публичного политика. Руководство департаментом финансов позволило мне не только детально изучить отрасль государственных финансов. Эта должность, одна из немногих, где предоставляется уникальная возможность наиболее широко и достаточно глубоко изучить государственное управление на уровне субъекта Федерации, включая муниципалитеты.
— Вам часто приходилось отстаивать новые принципы и способы формирования бюджета. Как строились ваши отношения с областной представительной властью?
— Прежде всего хочу выразить благодарность депутатскому корпусу областного парламента за то, что они с пониманием относились ко всем объективным сложностям, которые возникали у администрации области и у департамента финансов. На практике очень многие вопросы управления областью и региональной политики поднимаются депутатами именно в связи с формированием и принятием бюджета. Выступая в Законодательном Собрании, нужно было быть готовым фактически к любому вопросу. Депутаты воспринимали многие наши аргументы, были открыты для дискуссий. Мы со своей стороны также были настроены конструктивно: пожелания и замечания депутатов пытались учитывать и использовать в практической работе.
— Почему вы приняли решение об уходе именно сейчас? Ваша дальнейшая деятельность как-то будет связана с Тверской областью?
— Поступило интересное предложение, которое позволит еще более реализовать себя в профессиональном плане. Тем более что новую должность мне предложили в родном городе — Москве. Со сроками принятия решения тоже все ясно. Работа над будущим бюджетом области начинается весной. И мой преемник, новый руководитель департамента финансов, должен иметь определенный период времени, чтобы войти в курс дел и уже с марта начать процесс формирования областного бюджета на 2010 — 2012 годы. Моя будущая деятельность не связана с Тверской областью. Но если представится такая счастливая возможность, с большим удовольствием готов поработать для региона.