Сергей Татаринов: В Твери отсутствует слаженная работа в сфере ЖКХ
Сергей Татаринов: В Твери отсутствует слаженная работа в сфере ЖКХ
Что в холодное время года может волновать людей, в квартирах которых чуть теплые или вовсе холодные батареи? Начавшийся отопительный сезон не принес тверичам приятных сюрпризов в виде бесперебойной подачи тепла в дома и отсутствия на сетях аварий. Кто должен за это отвечать, что могут сделать граждане, вынужденные обогреваться с помощью электроприборов? Свою оценку ситуации дает начальник управления Государственной жилищной инспекции Тверской области Сергей Татаринов.
— Сергей Сергеевич, по чьей вине люди чаще всего страдают от отсутствия тепла в их домах?
— До недавнего времени, точнее, в первых числах октября большинство случаев отключения жилого сектора от теплоснабжения происходило главным образом по причине прорывов на магистральных сетях, обслуживаемых ОАО «Тверские коммунальные системы» и снабжающих большие территории теплом и горячей водой. Такая картина традиционно наблюдается в самом начале отопительного сезона, когда осуществляется постепенное подключение домов и социальных объектов к системе теплоснабжения. Сейчас ситуация на магистральных трубопроводах более или менее нормализовалась, о чем свидетельствует проводимый сотрудниками Госжилинспекции мониторинг. В последнее время аварии чаще случаются на разводящих и внутриквартальных сетях, большая часть которых находится в ведении города.
Когда происходят разрывы на сетях, администрация муниципального образования и управляющие компании должны ставить об этом в известность граждан и информировать о сроках восстановления. Чаще всего такой информации у граждан нет, поэтому они звонят на «горячую линию» инспекции. Здесь людям подробно объясняют причины неполучения услуги, отмечая, что авария должна быть устранена в течение 24 часов. Если за сутки ничего не меняется, мы выезжаем с проверкой на место. При выявлении на момент проверки нарушений возбуждаем административные дела на должностные и юридические лица, отвечающие за содержание сетей, оборудования или внутридомового имущества на данном объекте.
— Приходилось ли возбуждать дела нынче и каким в областной столице стало начало этого сезона по сравнению с предыдущими годами?
— Начиная с 4 октября Государственной жилищной инспекцией было возбуждено 65 административных дел в отношении виновников аварий — значительно больше, чем в других вместе взятых муниципальных образованиях региона. В отдельные дни, когда случалось максимальное количество разрывов, возбуждали и до двух десятков дел.
Порядка 80 процентов всех административных дел — в отношении ОАО «ТКС» и лично его руководителя Дмитрия Морозова. Среди управляющих компаний «лидирует» МУП «ТДЕЗ». Что касается оценки нынешнего отопительного сезона: судя по участившимся жалобам жителей, ситуация с теплоснабжением в Твери с каждым годом становится сложнее.
— Сколько домов в областном центре, по вашим данным, остаются на сегодняшний день без отопления? Разные источники приводят и разные данные: одни — что один дом, другие — что таковых десятки.
— Приходится признать, что у нас сегодня нет полной информации о подобных фактах. Причина нелепа по своей сути: департамент ЖКХ, который ранее предоставлял нам данные об авариях на сетях, несколько дней назад отказался это делать. Начальник департамента Олег Николаевский объяснил это тем, что мы якобы искажаем ситуацию. Лично мне такая позиция непонятна, когда тяжело, нужно работать слаженно, в одной упряжке. Жилищная инспекция не только информирует жителей об отсутствии в домах тепла или горячей воды и сроках восстановления, но и гасит тем самым социальные конфликты, успокаивая жителей.
Чего добился департамент ЖКХ, скрывая информацию, которая априори должна быть открытой и доступной? Не имея оперативной информации из диспетчерских служб города, мы не будем иметь и объективной картины ситуации, даже выезжая по каждому обращению жителей. Страдают-то от этого, главным образом, рядовые потребители коммунальных услуг.
Со всеми другими муниципальными образованиями области у нас налажен информационный обмен, надеюсь, что и власти Твери изменят свою позицию.
— Из сказанного вами можно сделать вывод, что с наступлением холодов нас ожидает всплеск разрывов.
— Надеюсь, этого не произойдет, хотя готовиться нужно к любой ситуации. Все-таки износ сетей высок. Поэтому коммунальные структуры должны проявить сплоченность, помогать не только друг другу, но и другим муниципальным образованиям. Прошлогодний опыт показал, что некоторые поселки иной раз не в силах были справиться с аварийными ситуациями. Специалистам Госжилинспенкции приходилось осуществлять контроль, своевременно направлять ремонтников. Благодаря таким совместным действиям удалось избежать ЧП.
— В числе виновников прорывов вы назвали ТКС. Руководство компании, в свою очередь, заявляет, что проводить своевременно и в полном объеме ремонтные работы они не могут из-за долгов потребителей. Есть ли в этом утверждении доля правоты?
— Позиция Тверских коммунальных систем — мы не будем ремонтировать потому, что вы нам не платите, — неверна. Тогда потребители могут сказать, что они не станут платить потому, что не получают тепла. ОАО «ТКС» знало, на какой шаг шло, взяв в аренду сети, и, по-хорошему, должно провести в течение лета ремонтные работы на наиболее опасных участках теплотрасс.
Пытаться урегулировать подобные споры не в компетенции ГЖИ, этим должна заниматься администрация Твери.
— У потребителей — управляющих компаний — свои претензии к ТКС, касающиеся, в частности, методик расчета за тепло и горячую воду.
— Чтоб подобных претензий не возникало, необходимо заключить договор с ресурсоснабжающей организацией. А половина управляющих компаний Теври еще не имеет договоров с ТКС?
Договор — это не просто панацея от дальнейших разбирательств, а одно из обязательных условий взаимодействия. Если его нет, как определить, по каким расценкам покупать тепло у производителя организации, по каким за него рассчитываться. Это нормально, когда хозяйствующие субъекты отстаивают свои интересы, главное, чтобы жители не становились крайними в их спорах.
— Как бы то ни было, но часто граждане, чтобы не замерзнуть в своих квартирах, вынуждены отапливать жилище электронагревательными приборами. Могут ли они рассчитывать на возмещение затрат, связанных с повышенным расходом электроэнергии?
— Жители имеют возможность взыскать эти затраты с виновника отсутствия тепла через суд. Для этого к исковому заявлению необходимо приложить акт Государственной жилищной инспекции либо другой организации, подтверждающий, что в квартире в течение длительного времени не было тепла. Также нужно представить данные о том, сколько человек платил до того момента, как у него отключили отопление, и после.