«Есть оптимизм в отношении того, что 2011 будет годом реформ»
В прошлом году экс-мэр Бердянска, народный депутат Украины Валерий Баранов стал председателем бюджетного комитета Верховной Рады. В силу должностных обязанностей ему пришлось быть в гуще бюджетного процесса страны. Кроме того, как известно, Валерий Алексеевич был одним из авторов проекта Жилищного кодекса Украины – это еще в период его работы в должности заместителя председателя парламентского комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Данный документ сейчас рассматривается в Верховной Раде и очень скоро может быть принят.
В общем, чего ждать нам в 2011 году? Об этом мы решили поговорить
с Валерием Барановым.
Валерий Баранов установит памятник граблям под названием «Бердянский успех»
– Валерий Алексеевич, прежде чем перейти к вопросам общегосударственным, давайте начнем с бердянских частностей. Вместо 30 млн грн, о чем уже говорилось, в государственный бюджет 2011 года целевым назначением на Бердянск заложено 42 млн грн, как Вам это удалось?
– Воспользовался своим служебным положением (смеется) и считаю, что это правильно. Такие суммы, кроме Бердянска, получил только Луганск – 60 млн.
Не обделен и Бердянский район: в виде субвенции из госбюджета в 2011 году должно быть выделено 3,150 млн грн на строительство берего-укрепления в Новопетровке, 2,5 млн грн – на реконструкцию водоснабжения в селе Андреевка, 1,4 млн – на газификацию села Берестовое, а также 2,2 млн грн – на перепланировку музыкальной школы в с. Осипенко и почти 800 тыс. на реконструкцию Дома культуры в Дмитровке.
Замечу еще, что в государственном бюджете запланированы средства на воспроизводство живых ресурсов. Так вот часть этих денег предназначена для бердянского предприятия «Бриз», которое возглавляет Сергей Матвеев. Он, как известно, занимается не только выловом, но и разведением рыбы.
Теперь задача стоит добиться реального поступления всех этих выделенных денег.
К сказанному добавлю, что недели три назад ко мне обратился заведующий отделением кардиореанимации горбольницы Дмитрий Егоров и сказал, что в кардиореанимации испортился аппарат УЗИ сердца. Я обратился за помощью к министру здравоохранения. Он пообещал помочь и выполнил свое обещание. Как раз в канун нового года, 29 декабря, в Бердянск был доставлен аппарат УЗИ сердца эксперт-класса фирмы «Phillips». Как мне сказали специалисты, лучшего в области на сегодня нет.
– Скажите, если бы в Бердянске оставался прежний мэр, Вы бы все равно постарались привлечь в город 42 млн грн?
– Несомненно, я это делал для города. Хотя схема действий была бы иной. Если Вы помните, в 2008 году я добился выделения 10 млн грн на берегоукрепление косы. К сожалению, свыше четырех миллионов из этой суммы делись непонятно куда. А остальная часть настолько бестолково использована, что эти деньги можно считать пропавшими. Поэтому у нас была договоренность с обладминистрацией о том, что, если мне удастся добиться для Бердянска выделения тех или иных средств, распорядителем денег будет выступать не горисполком, а обладминистрация. Но, к счастью, в Бердянске произошла смена власти и к управлению городом пришла новая, грамотная и профессиональная, команда во главе с Алексеем Бакаем. Уверен, средства из государственного бюджета будут потрачены с толком и эффективно.
– То, что на прошлой неделе Вы проводили с городским головой совместную пресс-конференцию, позволяет говорить о том, что вы работаете с ним в тандеме.
– Да, это так. И такой тандем на пользу делу. Вместе с Алексеем Анатольевичем мы постараемся сделать для города максимально много хороших дел.
– Знаю, после выборов Вы собирались установить в Бердянске новый памятник. Памятник граблям. Будет реализована эта идея?
– В этом году я намерен установить три памятника и обращусь за официальным разрешением для этого к городским властям. Первый памятник – украинским граблям. Действующий. Кто захочет – сможет попробовать. И называться он будет «Бердянский успех». Следующий памятник – на месте высадки десанта в районе курорта. И еще я хочу установить памятник на камне у уреза воды. Это будет не Амстердамская русалка, а Бердянский коник. Помните, раньше были такие?
Страна уже должна больше, чем весь ее годовой бюджет
– Хорошо. Давайте перейдем к вопросам общегосударственного плана, но, тем не менее, затрагивающим в том числе и каждого бердянца. Как Вы оцениваете бюджет страны на 2011 год?
– Я бы говорил не о бюджете как таковом, а о принципах его формирования. Потому что ни один бюджет не будет хорошим, даже если бы в стране была сумма вдесятеро больше, мы не смогли бы заложить в бюджет выполнение всех программ и пожеланий. Поэтому я вам скажу так: принятый на 2011 год бюджет можно критиковать сколько угодно и как угодно. Но это реалистичный бюджет и единственно возможный в нынешних условиях. Там нет «дутой» доходной части, нет «дутых» показателей. Это будет бюджет четких расходов и четких доходов. Это будет бюджет без обмана, потому что вы не найдете в нем таких позиций, как выплаты «детям войны», выплаты по вкладам в Сбербанк СССР. И это честно.
– Но на эти выплаты, наверняка, рассчитывали миллионы граждан страны? Ведь уровень доходов, особенно пенсионеров, крайне невысок.
– И выплаты по вкладам, и выплаты «детям войны», и многочисленные льготы – все это в свое время было ничем иным, как попыткой привлечь избирателей перед выборами. На самом деле экономические реалии не позволяли Украине этого делать. Возьмите бюджет любой семьи. Если ее доход, условно говоря, 100 грн, то она и живет на эти 100 грн. Да, с радостью жила бы на 200 грн, но не может, потому что их нет. Вот так и страна. Я приведу Вам несколько цифр. Цифр очень печальных. Бюджет Украины составляет 360 млрд грн. А долгов у государства на 400 млрд. В 2011 году страна должна оплатить 78 млрд по кредитам. Плюс необходимо еще 60 млрд грн на дотацию Пенсионному фонду, потому что собираемых им средств не хватает на то, чтобы выплатить весь объем пенсий. Такого нет ни в одной стране. Все это следствие того, что Украина жила все эти годы не по средствам, и вместо вложений в развитие, в технологии, в создание новых рабочих мест занималась проеданием государственного бюджета в масштабах больших, чем сам бюджет. Чтобы не утомлять экономическими выкладками, к сказанному добавлю еще только, что стране не хватает еще 18 млрд грн на оплату всех льгот. И этот груз всегда ложился на плечи местного самоуправления, которое за свой счет закрывало обещания государства. А в результате постоянно испытывало нехватку средств на уборку, освещение улиц, вывоз мусора, благоустройство…
Поэтому страна должна жить по доходам. И лично у меня есть осторожный оптимизм в отношении того, что мы наконец-то начинаем долгожданные реформы. Сегодня на очереди Пенсионная реформа, Жилищный, Трудовой кодексы...
– Да, но еще древние китайцы говорили о том, что не дай Бог жить в эпоху перемен. С чем связан Ваш осторожный оптимизм?
– С тем, что мы 20 лет ничего не делали, а теперь что-то начинаем делать. Да, реформы – это всегда дело болезненное и неблагодарное. Но они создают основу для будущего роста. Польша, Венгрия, Румыния, Прибалтика прошли путь реформ и сегодня живут несравнимо лучше нас. И если мы не прекратим обманывать самих себя, завтра случится очередной обвал. И пенсии, возможно, будут не тысяча, а 100 тысяч грн, только купить за эти 100 тысяч можно будет 10 буханок хлеба – и все. И это намного болезненнее, намного трагичнее. А начав реформы в 2011 году, мы уже в 2012-2013 годах создадим платформу для роста. Страна должна гордиться не льготами, а высокооплачиваемыми рабочими местами, развитием производства, деловой активностью. Потому что все это означает увеличение поступлений налогов. Мы много лет говорим, а весь мир давно ввел медицинское и пенсионное страхование. Так давайте же это скорее делать и у нас. Давайте внедрять то, что уже давно доказало свою эффективность во всем мире.
– Если вернуться к бюджету. Несмотря на все сокращения затрат, расходы на правоохранительные органы в 2011 году планируется увеличить. Как Вы относитесь к этому?
– Поначалу негативно. Но потом нам объяснили, что есть два принципиальных момента. Во-первых, сегодня милиция, прокуратура, СБУ – все эти службы очень сильно зависят от коммерческих структур. Сегодня, к примеру, Бердянскому горотделу милиции выделяется в месяц бензина столько, сколько он потребляет в один день. То есть, если государство хочет бороться с коррупцией, с преступностью, оно должно само обеспечивать правоохранительные органы. Причем не только горюче-смазочными материалами, но и достойной зарплатой. Второй момент: в правоохранительных органах планируется сокращение. А по Закону при сокращении сотрудникам предполагаются выплаты. Вот за счет этого в том числе и происходит увеличение затрат. Но поскольку сокращение произойдет в первой половине года, во второй затраты будут уже меньшими.
Создание ОСМД станет обязательным
– Валерий Алексеевич, Вы были одним из разработчиков Жилищного кодекса. Этот документ многими воспринимается с опаской. Какие нововведения он предполагает?
– Одно-единственное – обязательное создание обществ совладельцев многоквартирных домов. Больше ничего. При этом окончательного срока создания ОСМД нет. Это значит, что процесс будет постепенным.
– Но откуда тогда опасения по поводу выселения из квартир?
– Это называется нагнетание страстей. Я вам скажу, что в Прибалтике, конкретно в Литве, когда проводилась жилищно-коммунальная реформа, были выселены из квартиры две семьи. Представьте, какими должны были быть долги. Все. Две семьи. Просто об этом специально широко рассказали и показали. Но я еще раз подчеркиваю: Жилищный кодекс не вводит никаких новых норм. Кодекс – это свод законов, касающихся жилищного хозяйства. Это малая конституция для отрасли. Так вот, кроме обязательного создания ОСМД, все нормы и все законы действовали ранее, включая пеню за неоплату коммунальных услуг.
Так что если говорить о выселении – это можно сделать и сегодня без Жилищного кодекса. Но принять такого рода решение может только суд и никто другой. Никто к вам завтра не придет и не скажет: «Выселяйтесь». Необходимо только решение суда.
– В плане тарифов на услуги коммунальных предприятий чем может грозить принятие Жилищного кодекса? Точнее, как может повлиять кодекс на тарифы?
– Сейчас мы создали государственную вертикаль регулирования тарифов. После расчета тарифа кто-то обязан проконтролировать, чтобы рентабельность была заложена хотя бы 10%. Сейчас в каждом населенном пункте разный базовый тариф. Например, в столице вода стоит 1,60 грн за куб, а в Бердянске 10 гривень 1 куб. В Бердянске платят 100% стоимости, а в Киеве только 30%, а остальное платит государство, то есть жители других регионов страны. Во-первых, это несправедливо. Во-вторых, это привело к тому, что в Киеве очистные сооружения находятся в состоянии катастрофы, а если бы вода стоила хотя бы 5 или 7 гривень, тогда бы эти деньги шли на развитие и реконструкцию. Поэтому где-то тарифы изменятся, а где-то нет. Принцип в работе коммунальных служб должен быть один: ЖКХ не должно заниматься социальной политикой, это такая же отрасль, как танкостроение или производство кофточек. ЖКХ не может работать, не получая прибыль. Мы не можем требовать от горводоканала замены сетей и другого оборудования, если в тарифе на это не заложено ни копейки. А если в тарифе будет заложена рентабельность, то будет проводиться и модернизация, и частные структуры потянутся в коммунальное хозяйство. А это значит, появится конкуренция, и жильцы домов сами будут выбирать, к кому им идти на обслуживание. И идти ли вообще или лучше самим нанять электрика, сантехника, дворника и самим платить им заработную плату.
– Сохраняется ли норма, что при переходе дома в ОСМД в нем должен быть выполнен капитальный ремонт?
– Да, эта норма есть. На эти цели выделяется из госбюджета 4 млрд грн. Надеюсь, в последующем эта сумма будет увеличиваться. И это, кстати, один из способов, как в тот же Бердянск, например, привлечь дополнительные государственные средства на решение существующих проблем.
В ЖКХ главная цель реформирования – это повышение качества услуг и свобода выбора, от кого услугу получать. А еще украинцы должны осознать, что сами обязаны содержать свою частную собственность: я имею в виду квартиры и дома, в которых они находятся. Потому что еще в мою бытность мэром, когда я проводил приемы граждан, жильцы индивидуальных домов неоднократно приходили и задавали мне один и тот же вопрос: «Почему в многоквартирных домах, где все квартиры давно уже частные, ремонты делаются за счет городского бюджета, а в индивидуальных домах – нет? Это несправедливо». И это действительно несправедливо. Потому что большинство владельцев квартир в свое время получили их бесплатно от государства. А владельцы индивидуальных домов сами строились и изначально рассчитывали только на себя.
Еще раз повторюсь: не нужно бояться реформ. Мы должны понять, что без реформ мы не только не изменим нашу с вами жизнь, мы будем жить еще хужеАвтор: Павел ИЩУК По материалам сайта http://vesvladivostok.ru