Считанные дни остаются до референдума о вступлении Латвии в Евросоюз. Но споры об этом продолжаются на работе, на отдыхе, даже в общественном транспорте. Такое ощущение, что все общество разделилось на европессимистов и еврооптимистов. Лично я отношу себя к небольшой группе людей, которых бы назвал врореалистами.
Поясню. 20 сентября, идя к урнам для голосования, каждый человек пусть задаст себе вопрос – что лично ему даст вступление или невступление Латвии в ЕС? Взвесьте все. Не покупайтесь на сладкие обещания политиков (в том числе и госпожи президента) или на бесплатные бананы и мыльный порошок.
А теперь несколько моментов. В отличие от Швеции, в нашей стране, в случае ее вступления в ЕС, не будет референдума по сохранению лата. Проголосовав «за», мы тем самым автоматически отказываемся от своей национальной валюты и через три года переходим на евро. Это означает, что монетарную политику будет определять уже не Латвийский банк. Следующее, если, к примеру, в Англии, Германии или Франции ухудшится экономическое положение, то мы сразу почувствуем это на себе, и наша покупательная способность снизится.
Впрочем, она снизится в ближайшем будущем и по другой причине. Уже в следующем году каждый почувствует на себе налоги на добавленную стоимость на книги, лекарства, коммунальные платежи и т.д. Это жесткое евротребование, которое сильно ударит по карману многих.
Как бывший секретарь народно-хозяйственной комиссии в предыдущем Сейме, считаю, что на данный момент Латвия не готова к вступлению в Евросоюз. Да, у нас может появиться возможность получить европирог, но мы не сможем его взять. Ведь у нас до сих пор нет качественно подготовленного чиновничьего корпуса, который знает, как это сделать. Мы будем давать свои деньги в общую еврокопилку, но не в состоянии будем взять оттуда. И пример тому уже есть. Европа не утвердила план развития Латвии до 2006 года, как некачественно подготовленный нашими специалистами. А на основе этого плана будут выделяться деньги под европрограммы, которые должны реализоваться в нашей стране. Так с чем мы собираемся в ЕС?
Считаю, ничего ужасного не случится, если мы отложим свое вступление до следующего тура расширения Евросоюза. А за это время посмотрели бы, как идут дела в других странах, в первую очередь у наших соседей, почистили бы свой дом, укрепили свой внутренний бизнес. Все разговоры о том, что в случае невступления мы будем отторгнуты от ЕС, простите, по меньшей мере рассчитаны на наивных людей. Как нам нужна Европа, так и Европе нужны мы. Ведь сейчас в Старом Свете идет экономическая рецессия (снижение темпов развития), растет безработица. И ЕС заинтересован в новых территориях, в новых рынках, что позволит стабилизировать положение.
Кроме того, невступление Латвии не означает, что нас лишат еврофондов. Надо по-прежнему посылать людей в Брюссель, предлагать свои проекты, торговаться, менять те части условий вступления в ЕС, которые невыгодны нашей стране.
Ведь после вступления в ЕС у нас закроются многие малые и средние предприятия, неизбежен рост безработицы. Уверены, что не окажетесь в их числе? К сожалению, нынешнее правительство, на которое я возлагал определенные надежды, и здесь показало свою некомпетентность. Оно не подготовило никаких защитных мер. Ведь небольшие города и поселки просто не выживут. Европа не будет решать эту проблему, там своих 20 миллионов безработных.
А пенсионеры, которые сейчас живут впроголодь? Ведь им не выдержать рост коммунальных платежей. Что будет делать с ними государство? И на этот вопрос не вижу ответа.
Среди положительных моментов, к примеру, называют возможность лет через 7-8, когда для Латвии откроются рынки труда, попытаться устроиться на работу в других странах ЕС. Молодежь сможет тоже ехать учиться. И опять же, задайте себе вопрос – а сможете ли сами сделать такой шаг?
И последнее. Приходится слышать, а стоит ли идти голосовать, когда наверху, дескать, уже все решили и сделают такой результат, какой им нужен? Стоит! Каждому гражданину предоставляется уникальная возможность определить не только судьбу Латвии на ближайшие десятилетия, но и свою судьбу.