Восприятие современных людей характеризует одна очень важная вещь — это структурный голод при всё более возрастающей сенсорной сытости. Это делает человека практически невнушаемым к большинству различных воздействий, в том числе и рекламных. Но предприниматели, как правило, этого не учитывают.
На каждом шагу нам говорят о высоком качестве. Но чем отличается качество одного компьютера от качества такого же компьютера в другом салоне?
Нам рассказывают о лидерстве на рынке. Но зачем нам ваше лидерство?
Нам предлагают готовые и вкусные решения. Но мы и не собирались покупать полуфабрикат!
Утверждают, что размер имеет значение. Но это вы о чём? О размере компьютера? Женской груди? Магазина? И зачем нам это знать?
Зачем нам богатство выбора и большой ассортимент, если нам нужен один?единственный конкретный предмет? Повторяю – один.
Для чего это уникальное предложение одного товара для всей семьи? Для того, чтобы эта самая семья из-за него переругалась?
А как быть со скидками и дисконтами, которые сейчас предлагают все?
Нам обещают низкие цены и демонстрируют возможность приобрести товар в кредит… Кредит, который процентами за его использование, обслуживанием счеёта и процентами за обналичивание, съест все разницы в ценах в день заключения контракта с банком.
Нам предлагают лотереи и подарки, но мы не каждый день делаем покупки, поэтому шанс выиграть становится практически виртуальным. Да и зачем нам ваша вторая мышь, вторые колонки и очередная клавиатура?
У вас день рождения, вам десять лет. Мы за вас очень рады. И что дальше?
Вы предлагаете сервисное обслуживание. А кто его не предлагает?
А эта установка на успех? Кого вы хотите обмануть? Или вы готовы гарантировать нам его?
Когда вокруг нас одно сплошное стопроцентное качество, скидки, лотереи, декларация надёжности и обещание успеха, реклама подобного содержания перестает восприниматься вообще.
При этом, если вы заняты торговым бизнесом и продаете тот или иной товар, то вам, безусловно, хорошо знакомы две вещи. Первая заключается в том, что у вас есть конкуренты, которые изо всех сил стремятся вас переиграть. И вторая — спрос не очень?то опережает предложение. Так что в совокупности нужно очень постараться, чтобы сохранить своё положение на рынке. Время, когда с прилавков и складов сметали всё, независимо от цены и качества товара, закончилось. Сейчас и качество растёт, и цены снижаются, и спрос падает, и конкуренты не отстают и готовы немедленно наказать вас за самый незначительный промах.
Когда рынок переполнен и изобилен, становится все труднее и труднее сделать ваш товар самым привлекательным. Вы делаете предложение, но и другие не отстают. Вы снижаете цены, предлагаете скидки и подарки, но это же самое делают и ваши конкуренты. Вы обещаете высокое качество своей продукции и широкий ассортимент, но и оппоненты делают то же самое. Таким образом, получается весьма драматичная ситуация: как бы вы ни старались себя преподать, аналогичные действия конкурентов снижают эффективность ваших рекламных и маркетинговых решений.
А вы всё рассчитываете, что придут праздники, произойдёт чудо, и продажи вдруг начнут расти. Но вместо чуда на рынке появляются всё новые и новые конкуренты.
В конечном итоге, ничего не поделаешь — рынок изменяется. А многим так не хочется верить, что время талантливых любителей в бизнесе давно прошло. И специалисты, принятые по знакомству, дружбе или родству, вовсе этими специалистами не являются. Обучение на ошибках именно вашей фирмы может стоить сейчас вам же очень дорого. Ведь маркетинг, PR и реклама не пустые приложения к бизнесу, а путь к успеху и развитию. Да и фирменный стиль не просто термин, а базовый элемент идентичности и вашего позиционирования. Хотя зачем я это говорю?
Вы всё и сами знаете! Только жаль, что прописные истины старины Ривса, когда при необдуманных внесениях изменений в рекламную кампанию эффективность чаще всего падает от 65 до 2 процентов, никто не учитывает.
А может, вам так больше нравится? На глазах у всех примеры с несколькими компьютерными салонами и как минимум с одним торговым центром, пытающимися менять свой имидж как перчатки. На их рекламу мы смотрим каждый день, проезжая по городу, а вот пойти туда как-то не возникает желания. Может, им просто нравится размещать рекламу вопреки всем законам, только ради того, чтобы она была? Но тогда им нужно научиться очень много мечтать и успех обязательно придёт. Но только в мечтах или во сне.
Я искренне надеюсь, этот материал приведет вас, уважаемый читатель, к каким?то размышлениям. Надеюсь, что использование даже самых простых правил в рекламе поможет вам избавиться от кое-каких заблуждений, которые стоят иногда очень больших денег. Может, вы начнёте делать эффективную рекламу, столь необходимую сегодня в острейшей конкурентной борьбе?
Владислав ШИНДЯЕВ, генеральный директор коммуникационного агентства SKS, г. Иркутск