Тяга прекрасной половины человечества к ювелирным изделиям неискоренима. Да и сильная половина к ним не всегда равнодушна. Для нее — сильной половины – это вообще вещь статусная. По наличию обручального кольца, печатки, "голды с гимнастом" или дорогим часам всегда можно определить, чем молодой или не очень человек занимается, какой у него доход и стилистические предпочтения. После чего можно смело делать предположения об уровне образованности, общей воспитанности и семейном положении.
Конечно, это уже тема другого исследования. Сегодня речь все-таки не о мужчинах, а об ювелирных магазинах. И это тоже интересно. Попробуйте остановиться у витрины и повнимательней всмотреться в ажурное кружево сияющего металла. Вдруг останавливается взгляд на какой-то мелочи, и западает она в душу, даже если и намерения не было что-то там покупать. Ну, а праздники – самый лучший повод порадовать любимого человека или себя любимого. Так что сегодня наш "Базарный день" проведем в ювелирных магазинах.
Напоминаем, что рубрика эта о товарах и их потребителях. О ценах и экономии. О местных производителях и об экономике региона. Ведущая проекта Татьяна Корнева не занимается рекламой и не сотрудничает с рекламодателями, поэтому опирается исключительно на собственное мнение, сформированное на основе объективной информации о товарах и услугах.
Золотой капкан
Начнем разговор об ювелирных безделицах с совершенно серьезных рассуждений о структуре этого недетского бизнеса. В добыче и переработке драгоценных металлов, промышленном изготовлении ювелирных изделий и последующей их реализации крутятся очень серьезные деньги. Поэтому, прежде чем порадовать шиком и блеском абаканских красавиц, ювелирная промышленность решает вопросы раздела рынка продаж на самом высоком уровне. Решает с разным успехом. Так, например, в августе 2008 года Центральная акцизная таможня подала в арбитражный суд Москвы сразу несколько исков, направленных против крупнейших ювелирных компаний. Претензии к сети "Яшма" составили 341 млн. рублей, к "Камее СО" – 253 млн. рублей, а к самой крупной российской ювелирной компании ООО "Адамас" – 250 млн. рублей. ФТС начала отказывать в выдаче новых разрешений и отзывать уже выданные из-за того, что документы, представляемые ювелирами, не позволяли идентифицировать металл в переработанном изделии.
В октябре 2009 года разгорелся криминальный скандал вокруг ювелиров из международной компании "Алтын" и сети магазинов "Золото". В деятельности "Алтына” усматривались признаки следующих преступлений: нанесение легальных российских клейм на контрабандные изделия из золота, полная подделка клейм и нанесение позолоты на сплавы металлов медной группы. Кроме того, у сети была сверхагрессивная рекламная политика.
В одном из своих последних интервью президент крупнейшего на ювелирном рынке России игрока компании "Алмаз-Холдинг" Флун Гумеров признался:
– Согласно данным пробирной палаты, за полугодие падение производства по золоту по количеству заклейменных изделий составило 45 процентов. Сегодня идет перераспределение изделий из дорогого и среднего в средний и более дешевый сегмент рынка. Торговая война за каждого покупателя будет вестись более жестко.
Таким образом, сейчас на ювелирном рынке России кипят нешуточные страсти. И нет ничего удивительного в том, что отражаются они в результате на качестве товара, стоимости изделий и в конечном итоге — на кошельке каждой модницы. Поэтому первая рекомендация "Базарного дня" – ответственно подходите к выбору магазина, где планируете совершить покупку. В небольших и не раскрученных магазинах существует вероятность приобрести товар неизвестного происхождения и сомнительного качества.
Проба,
бирка, пломба...
Во всех своих материалах "Базарный день" настойчиво советует читателю интересоваться сертификатами на продукцию. Что касается ювелирных изделий, то таким сертификатом для них является бирка с пломбой, прикрепленная к каждому изделию. На бирке указываются наименования металла, камней, проба металла, размер камня, масса изделия, страна-производитель, наименование и торговый знак ювелирной компании. Сразу же после изготовления ювелирного изделия на него ставится пломба, которая имеет диаметр 3,5 мм и четкий оттиск предприятия-изготовителя. Кроме того, на самом изделии из золота или серебра ставится проба.
Проба на ювелирном изделии российского производства зависит от того, сколько частей золота содержится в 1 кг сплава. Например, 375-я проба золота означает, что в килограмме сплава содержится 375 граммов золота и 625 г других металлов. Самая распространенная проба для обычных (не эксклюзивных) ювелирных изделий – 585-я. Оставшиеся 415 граммов составляют чаще всего медь и серебро. Причем, если соотношение меди к серебру составляет 2/3, то цвет золота будет красноватым, если наоборот – светлым, чуть зеленоватым. В России установлены следующие пробы для ювелирных и бытовых изделий из золота: 375-я, 500-я, 585-я, 750-я. Из золота низкой пробы обычно делают обручальные кольца. Здесь нет никакого парадокса, просто "низкопробное" золото более твердое. А гладкое широкое обручальное кольцо, которое носят постоянно, не должно терять форму и блеск. Золото 750-й пробы имеет совсем другое предназначение. Из него создают произведения искусства. В такие сплавы обычно добавляют только серебро или платину.
В зарубежной ювелирной промышленности вместо пробы драгоценного металла существует каратность (не путать с каратностью бриллиантов). Так, итальянские ювелирные украшения из драгметаллов имеют 8,12, 18 и 24 карата.
А теперь —
самое интересное!
То есть дизайн. Ведь именно в нем – основной смысл ювелирного украшательства. Глубокомысленные заявления бабушек о том, что золото — это, прежде всего, хорошее вложение денег, подспорье на "черный день" и просто богатое приданное, как-то сразу же забываются у ювелирной витрины. Забываются сейчас, забывались и много лет назад. Ведь даже древние скифские умельцы, если судить по находкам из курганов, отчего-то не сверлили дырки в самородках, а украшали солнечный металл витиеватым орнаментом. Золото и серебро во все века ценились за ту затейливость, которую из них можно сотворить. Человечество начало ее творить сразу же, как только зародилось, и сейчас мало что изменилось в наших предпочтениях: дизайн ювелирных украшений должен быть актуальным, незабываемым, индивидуальным и неповторимым. Поэтому, порывшись в интернете, я пришла к выводу, что моим эстетическим пристрастиям более всего соответствуют жучки и божьи коровки от Алексея Помельникова. Потому что, во-первых, производитель отечественный, а его надо поддерживать. Во-вторых, изделия ручной работы. В-третьих, это уже сформировавшийся известный бренд, а обращать внимание на популярность торгового знака – самый правильный принцип любого шопинга. В-четвертых, современные мировые традиции в дизайне с элементами флоры и фауны, смелым комбинированием материалов, каменным и эмалевым разноцветием, по-моему, он уловил. Ну и безделицы этой ювелирной мастерской очень уж очаровательные. Вот с такими идеями я и отправилась шокировать продавцов абаканских ювелирных магазинов.
Изделия Алексея Помельникова имеются в "Золотом доме", однако стоимость этого бренда, прямо скажем, высоковата. Золотое кольцо с чернением и сапфиром — 300 тысяч рублей. Так что навряд ли эти ювелирные изделия скоро станут популярными на абаканском рынке продаж.
Не встретите вы в ювелирных магазинах Абакана и изделий испанского ювелирного дома "Carrera y Carrera". Если будут предлагать коллекцию от "Тиффанни", имейте в виду: это не оригинальные изделия английских ювелиров, а итальянские копии известных коллекций. Однако итальянских производителей Rebecca, "Nuove Gioie" найти можно. По мнению же консультантов, российские ювелиры не менее востребованы. Так, изделия российских ювелирных домов "Ринго", "Ювелирный дом", "Рефесто", мастерская Тулупова и дизайн Вячеслава Зайцева сегодня актуальны и востребованы. Представлена продукция такого нового для России, но уже успевшего стать достаточно популярным торгового бренда, как "Золото Бразилии". Есть индийские украшения и фантазийные изделия из Чехии. Преобладают изделия российской ювелирной промышленности из Костромы, Москвы, Екатеринбурга, Питера. Как пояснили мне в торговых точках, такой ассортимент объясняется предпочтениями покупателей, на которые реагирует поставщик. Мне же кажется, еще и географическим положением нашего региона. А также доступностью и досягаемостью компании-поставщика для местного предпринимателя, то есть его активностью на рынке продаж. Тем не менее, на разнообразие жаловаться не стоит.
Что имеем?
В наличии, помимо традиционного ассортимента, золото разных цветов и оттенков, блестящее и матовое. Радированное серебро с позолотой и без. В качестве вставок используется эмаль и разноцветные полудрагоценные камни: цитрин, топаз, гранат, хризолит, оникс. Есть выращенные жемчуг и изумруд. Кроме того, в изделиях из драгоценных металлов, следуя передовым тенденциям мирового ювелирного дизайна, теперь используются вставки из дерева, каучука и стали. Стоит обратить внимание на дизайн итальянских серебряных изделий. Среди его ультрамодных сюжетов — лягушки, черепахи и крокодильчики в обсыпке из цветных фианитов, цветочки с божьими коровками и пчелами из цветной эмали, крупные кольца с ониксом, розовым кварцем.
Много в продаже ювелирных икон: в машину, в колыбельку, в виде подвесок и образков, различной величины и формы. Если в подарок мужчине вы решили купить золотые часы, то имейте в виду – сейчас модны крупные циферблаты на кожаном ремешке.
А вот и ставшая традиционной в нашем проекте таблица. В ней нет ценовых данных, поскольку ценообразование, как и качеств о ювелирной продукции, устанавливается и регулируется пробирной палатой.
P.S.: "ШАНС" благодарит за информационную поддержку руководителя компании "Золотой дом" Фаину Бутакову.