Несколько лет назад на одном из европейских тестов зимних шин во время презентации какой-то журналист задал вопрос представителям шинного завода: «Зачем покупать летние шины, если ваши зимние так хороши?» Тогда, конечно же, это восприняли как шутку. Спустя всего несколько лет такая шутка, вопреки нашим желаниям, может оказаться суровой реальностью.
С приходом летнего сезона автомобилисты стран СНГ ощутили острую нехватку летних шин. Шины, конечно, есть, но не в том объеме, что раньше, и не в том ассортименте, который требуется. При этом некоторые официальные дистрибьюторы именитых марок в кулуарах и вовсе говорят о том, что заявку от нашего региона на летние шины головной офис отклонил полностью. Это значит, что некоторые шинные марки нынешним летом будут представлены у нас исключительно демисезонными или зимними шинами.
В чем же причина столь резкого дефицита? Это чья-то коммерческая Игра или отголоски японской трагедии? Мы попробовали разобраться в сложившейся ситуации, и вот что у нас получилось.
Дело в том, что в последнее время в среде шинных производителей включение натурального каучука в состав резиновой смеси стало делом обычным. Благодаря его использованию сокращались вредные выбросы в атмосферу, и производитель получал доступ к европейскому рынку, помешанному на экологии. Но капризная природа была не в курсе этого, и в один прекрасный момент не дала каучук в нужном объеме. Виной тому стало недавно случившиеся наводнения в Таиланде и Индонезии, где стихия уничтожила большую часть плантаций бразильской гевеи – латексного дерева, из сока которого добывается каучук. Учитывая, что этот регион является основным поставщиком натурального каучука, надеяться на скорое восполнение дефицита не приходится. По данным Financial Times, до 2012 года стоимость предметов, изготавливаемых с использованием натурального каучука, может вырасти от 30 до 70% в зависимости от объемов применения природного материала. Как нетрудно догадаться, шины попадают в этот перечень, и чем респектабельнее бренд, тем выше процент использования натурального каучука в составе резиновой смеси.
Первые признаки надвигающегося кризиса эксперты, ввиду увеличивающихся потребностей автомобильного рынка, отмечали еще в 2005–2008 годах. Своевременно принятые меры позволили многим шинникам сработать на упреждение и перейти на локальный выпуск шин из синтетики вместо натурального каучука. Шины производили под тем же брендом, но в регионе, где намеревались их продавать, избегали тем самым расходов на транспортировку и получали возможности использовать ингредиенты для производства от местных поставщиков сырья. Явным фаворитом в этой области стала Российская Федерация, на долю которой приходится около 10% мирового производства синтетического каучука.
Но и на рынке синтетики не все спокойно. Разразившийся финансовый кризис в Америке затронул практически все сферы деятельности, включая и химическую промышленность с 19 % мирового объема синтетического каучука. Затем последовали волнения в Египте, Бахрейне и Ливии, чья нефть тоже является компонентом для синтетического каучука. И, наконец, дожала ситуацию японская трагедия, так как на долю Японии приходилось около 12% мирового объема синтетического каучука и огромная часть производимых во всем мире шин.
Выводы таковы. Цены на импортируемые из дальнего зарубежья шины будут однозначно расти. Темпы роста будут определять многие факторы, в числе которых и цены на нефть, и стабильность экономики, и, конечно же, природные катаклизмы. В этой связи очевидным и правильным кажется переход на продукцию именитых шинных концернов, выпускаемую на заводах в странах СНГ, где соблюдается вся технология производства, пусть и с синтетикой вместо натурального каучука в основе.