Несколько лет назад, когда автор этих строк выпускал газету для одной крупной строительной компании, ему пришлось немало пересидеть на различных планерках, посвященных обсуждению дел на текущих объектах.
Эта строительная компания, а вернее, целое управление строительства было родом из Советского Союза. В лучшие времена численность работников там доходила до 10 тысяч человек. Компания работала как генподрядная организация, заключая договоры на строительство промышленных, социальных, жилых объектов. Свои инженеры составляли проекты, свои сметчики их обсчитывали, свой ДСК производил железобетонные конструкции, три своих СМУ возводили здания, свое управление производственно-технологической комплектации поставляло необходимые материалы, свое управление отделочных работ наводило лоск… В общем, это был единый слаженный механизм, управлявшийся из одного центра и достигший пика промышленной мощи к 1989 году.
Затем настало время приватизации, и государственное управление строительства превратилось в акционерное общество, а его структурные подразделения — в самостоятельных «дочек». И руководящим мотивом их деятельности стало не возведение конкретного объекта, а извлечение прибыли каждым из участников процесса на своем производственном отрезке.
Вот тогда планерки и превратились в базар, где никто не отвечал за конечный результат, зато все валили вину на смежников и тянули одеяло на себя. А усугублял ситуацию еще и кризис неплатежей, поразивший страну с началом рыночных реформ.
Эти междоусобицы длились лет пять, пока новый менеджмент не начал обратный процесс собирания разрозненных пальцев в единый кулак. Просто новому руководителю компании не понравилась ситуация, когда он не мог внятно ответить, что и в какие сроки может гарантированно сделать его фирма. А серьезный заказчик хочет иметь дело с серьезным подрядчиком, который умел бы все.
Раздробление и централизация — процессы цикличные хоть на макро-, хоть на микроуровне. Сейчас время раздробленности проходит, и самые сладкие куски пирога объективно достаются организациям, которые «умеют все».
Что общего у таких серьезных организаций, как ДКС — лидера отечественного рынка кабеленесущих систем, бельгийский «Текос» — ведущего мирового производителя ПВХ-сайдинга, автосалон «Лада-Стиль» — одного из крупнейших продавцов «Лады» в Центральном регионе России, фабрика «Орион Пищепром», Дворец спорта «Юбилейный» в Твери, завод «Хэппиленд», логистический комплекс «Промопост», город будущего Большое Завидово?
Все они нуждались в устройстве разнообразных и сложных инженерных сетей. И все они предпочли выбрать для этой работы компанию «Форум Электро».
Инжиниринговая компания «Форум» возникла в 1998 году. В штате тогда было пять человек. Напомним читателю: это был год кризиса. Вот, кстати, что говорит Томас Гэд, ведущий мировой консультант по брэндингу, на тему кризиса, хотя и сегодняшнего: «Что российские предприниматели могут сделать полезного для своих бизнесов в разгар кризиса? Не слушая панических воплей, начать разработку новых, непохожих на прежние стратегий, направленных на усиление своих брэндов, лояльности покупателей, рыночного потенциала…»
Новорожденная компания поступила именно таким образом, хотя ее менеджеры и не подозревали, что следуют еще не высказанной парадигме рыночного гуру, подобно тому как мольеровский Журден не догадывался, что изъясняется прозой.
Компания стала специализироваться на целом комплексе услуг по проектированию, строительству и обслуживанию инженерных сетей: электрических, отопительных, водопроводных, вентиляционных и других.
Вообще-то, поначалу фирма сосредоточилась только на электросетях — этой кровеносной системе любого здания. Но однажды не смогла вовремя сделать свою работу из-за задержки у смежников, и это побудило принять решение о расширении спектра своих услуг, чтобы не зависеть от других, организовав своего рода «единое окно» для клиента. Потому что для заказчика всегда выгоднее обратиться в такую организацию, которая может и спроектировать, и смонтировать, и пусконаладочные работы провести, и впоследствии техобслуживанием заняться.
И эта стратегия себя оправдала. Один из примеров — автоматизированный центр почтовой связи в Подольском районе Подмосковья, грозивший для Почты России стать долгостроем из-за несогласованности разрозненных субподрядчиков, отвечавших за монтаж сетей. А когда тендер на эту работу выиграла компания «Форум Электро», монтаж был проведен за рекордные пять месяцев.
Работа по сооружению инженерных сетей успешно совмещалась с торговлей электротехническими материалами и оборудованием (его на складе компании около 20000 наименований). Ежегодный рост бизнеса в лучшие годы достигал порой 50%. К сегодняшнему дню в компании «Форум Электро» трудятся 260 квалифицированных специалистов: проектировщики, инженеры, монтажники, менеджеры, транспортники и др.
В компанию «Форум Электро» обращаются люди, построившие новое здание для организации производства, или те, кто хочет вдохнуть новую жизнь в старую постройку. В Твери перспективно сотрудничество с управляющими компаниями, ведь примерно из 2500 многоквартирных жилых домов города лишь 5% снабжены узлами учета энергоносителей. «Форум Электро» может провести диспетчеризацию инженерных сетей, позволяющую позволяющую наблюдать, правильно эксплуатировать и оптимально использовать сети. Компания готова подключиться к работе и дать свои рекомендации по оптимальной эксплуатации на любой стадии. Ведь компания «Форум Электро» уникальна тем, что комплексно прорабатывает инженерные сети.
«Форум Электро» вчера, сегодня и завтра делает «умный дом». Вот такое у них кредо. Чтобы удержаться на гребне волны, компания в курсе всех новинок, которые возникают в электротехнике, энергосберегающих технологиях и смежных сферах.
Завершить хочется словами, которые тоже принадлежат рыночному гуру Томасу Гэду: «Трудные времена пройдут, а рынок изменится — станет более сложным. И тогда без новых ясных, простых, понятных, реалистических бизнес-идей делать на нем будет нечего. До кризиса делать Бизнес было легче — порой достаточно было оставаться на рынке, и все. Теперь конкуренция станет жестче. Потребуется больше тонкости, проницательности, креативности в деле привлечения, удержания и расширения групп потребителей».
Если кратко, надо быть просто удобным для потребителя, большого и маленького. Компании «Форум Электро» это удается.