В музеях страны (далеко не во всех) и у немногих коллекционеров хранятся малопонятные на первый взгляд металлические и бумажные денежные знаки прошлых времен. Это так называемые местные и частные боны (деньги).
Частные деньги выпускались владельцами имений, промышленных и сельскохозяйственных предприятий для внутреннего обращения как заменители (суррогаты) государственных денег. Местные деньги имели хождение в кооперативных организациях, в армии (металлические боны солдатских и офицерских собраний до 1917 г.), в трактирах, ресторанах, аптекарских магазинах, служили для расчета половых (официантов) с кассой. Заменителями денег служили также металлические жетоны городских водопроводов многих городов России (для получения воды из водопроводных будок), аттракционов, торговых учреждений и т. п.
Имели хождение такие деньги и на тверской земле. Сведения о них скупы и отрывочны. Мы расскажем о кимрских денежных знаках.
Большой редкостью в настоящее время являются частные металлические боны помещика Ивана Николаевича Мамонтова. Имение его находилось на левом берегу реки Волги по соседству с деревней Пекуново Корчевского уезда Тверской губернии (ныне Кимрский район Тверской области) и нынешним городом мирного атома Дубной. Кроме имения Мамонтовы являлись владельцами расположенного здесь же винокуренного завода.
Мамонтов выпустил собственные деньги для расчета с рабочими своего винокуренного завода. Деньги эти были изготовлены из белого металла (медно-никелевого сплава) и латуни. Большинство номиналов имели круглую форму, но встречались также квадратные, фигурные. Известны номиналы в 3,5, 15, 25, 30, 40, 50 копеек и один рубль. С большой долей уверенности можно предположить, что были и номиналы в одну и 10 копеек. На одной стороне таких бон имеется надпись: «Пекуново». И.Н. Мамонтов», на другой указан их номинал.
Владельцу винокуренного завода использование этих денег было весьма выгодно. Рабочие, получившие ими заработную плату, могли отоваривать их только в лавках самого Мамонтова. Ныне мамонтовские деньги встречаются очень редко. Известно всего лишь несколько экземпляров у коллекционеров Кимр и Дубны, да совсем уж ограниченное их число в России, включая фонды Государственного Исторического музея.
Если мамонтовские боны в настоящее время исчисляются единицами, то металлических бон Ф.С. Копытина и Н.Е. Третьякова насчитывается не один десяток. К сожалению, происхождение их нам неизвестно. А история их появления такова. В 1971 году в Кимрах, на чердаке старого полуразрушенного дома, загоревшегося по неизвестным причинам, пожарные обнаружили небольшой ящик, наполненный частными металлическими бонами. Большинство из них имели надписи «Ф.С. Копытин» и «Н.Е. Третьяков», остальные были без надписей и содержали только цифры номинала. Изготовленные из латуни, они были самой разнообразной формы: квадратной, прямоугольной, зубчатой, лепестковой, многоугольной и имели номиналы в 1,5, 7,10, 12, 15, 20, 25, 30, 40, 50 копеек. Помимо вышеперечисленных в ящике находилось некоторое количество безымянных металлических бон (без надписей) в 2,3,5, 7,10, 12, 15, 20, 30, 40 и 50 копеек. Большая часть необычной находки разошлась по рукам жителей города, местных и иногородних коллекционеров. Несколько десятков этих денежных суррогатов при посредничестве автора этих строк попало в собрание москвича А.В. Тункеля. После его смерти родственники Тункеля передали коллекцию в Государственный Исторический музей.
Утверждать, что эти деньги имели хождение в Кимрах, мы не можем. Лишь предполагаем, что они предназначались для оборота в каком-либо торговом заведении Кимр, но в силу тех или иных объективных причин задействованы не были. Не исключено и то, что деньги случайно осели в Кимрах.
В первые годы советской власти хождение местных денег можно было встретить и на кимрской земле. Так, известна в единственном пока экземпляре металлическая бона. Изготовленная из жести, она имела шестиугольную форму. На лицевой стороне ее надпись: «Совхоз Гадово Н.К.С. 50 копеек». Оборотная сторона чистая. Совхоз «Гадово» был организован в 1920-х годах.
В Кимрах ходили и бумажные денежные знаки.
После Октября 1917 года в стране круто меняется государственный строй. Старые деньги царской России перестают функционировать. Ощущался денежный голод. Особенно не хватало мелких разменных купюр. В связи с этим во многих регионах страны стали печататься местные деньги. Появились они и в Кимрах.
В апреле 1919 года правление Кимрского товарищества кооперативов по посредничеству в связи с недостатком денежных знаков обратилось к местным властям с просьбой разрешить выпуск собственных денег для внутреннего оборота. Кимрский уисполком в свою очередь обратился с этим вопросом к губернским властям. 12 мая 1919 года на заседании Кимрского уисполкома было оглашено уведомление Тверского губфинотдела о том, что он не возражает по поводу выпуска расчетных денежных знаков Кимрским товариществом кооперативов по посредничеству.
Уже к середине лета того же года в Кимрах появились местные деньги.
В настоящее время известны три их номинала — в 3,5 и 10 рублей. Трехрублевая купюра имеет светло-зеленый цвет, пятирублевая — светло-голубой, десятирублевая — розовый. На лицевой стороне этих купюр надпись: «Кимрское товарищество кооперативов по посредничеству», достоинство (номинал), номер, печать Кимрского союза потребительских обществ, подписи председателя и членов правления. На оборотной стороне написано: «Предъявитель сего имеет получить из кассы Кимрского товарищества кооперативов по посредничеству до первого апреля тысяча девятьсот двадцатого года (до 1 апреля 1920 г.)». Судя по номерам сохранившихся до нашего времени денежных суррогатов, отпечатано их было сравнительно немного, а в ходу было еще меньше, учитывая, что на некоторых из них не были поставлены печать и подписи председателя и членов правления кооператива. По некоторым данным, отпечатаны местные деньги в Кимрской типографии. Три вышеуказанные банкноты можно увидеть в экспозиции Кимрского краеведческого музея, да еще несколько таких экземпляров хранятся у коллекционеров за пределами Кимр.
Узнать о существовании кимрских денег можно из книги «Полный Каталог бумажных знаков и бон России и СССР (1769 — 1990 гг.)» и из районной газеты «За коммунистический труд» (ныне «Кимрский вестник») от 17 апреля 1966 года со ссылкой на центральную газету «Правда» от 18 мая 1919 года.