Человек, пытавшийся поглотить тверское предприятие, назначен советником президента России
Медные трубы
7 сентября 2010 указом Президента РФ советником главы государства по социальным вопросам назначен президент «Деловой России» Евгений Юрьев. Юрьев входит в президентскую сотню кадрового резерва России. До последнего времени 39-летний предприниматель занимал пост президента инвестиционной компании «Атон», созданной им же в 1991 году.
Кроме того, Юрьев входит в состав совета директоров «Российской торговой системы» (РТС), совета директоров Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР). Он возглавляет Общественный совет Центрального федерального округа, общественную организацию «Деловая Россия», объединяющую 35 отраслевых союзов и предпринимателей из 70 регионов, работающих в несырьевом секторе экономики; входит в Общественную палату РФ, в Совет по конкурентоспособности и предпринимательству при Президенте РФ, а также в Общественный совет Министерства промышленности, а также здравоохранения и социального развития РФ. Достаточно широкое поле деятельности для молодого энергичного бизнесмена.
«В качестве советника президента Евгений Юрьев будет курировать вопросы, связанные с выплатами социальных пособий, зарплаты и пенсий, его назначение является курсом на обновление кадров, в том числе за счет привлечения молодых руководителей, включая представителей бизнес-структур», — заявила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова.
Активный, ответственный и отличный семьянин
Как отмечают его коллеги в «Деловой России», это заслуженное назначение и заслуженный рост. «Решение президента привлечь Евгения для работы в качестве советника по социальным вопросам я считаю абсолютно правильным и могу только поддержать, — заявил председатель организации Борис Титов. — Это человек, который считает абсолютным своим долгом сделать Россию преуспевающей и процветающей страной и львиную долю времени сил тратит на то, чтобы добиться улучшения в таких сферах, как демография, укрепление семьи как важнейшего общественного института, развитие благотворительности и т.д. Его потенциал как эксперта в этих областях, несомненно, должен быть использован во благо государства. Это назначение для Евгения — заслуженный рост, я от всей души поздравляю его и желаю успехов и свершений в новом качестве».
Представители «Деловой России» не скупятся на пышные комментарии к новому витку карьеры успешного менеджера. «Занимаясь бизнесом, Евгений Юрьев добился не только великолепных результатов, но и проявил себя как руководитель, который прежде всего ориентирован на взаимовыгодное взаимодействие с гражданами. Его Бизнес всегда был социально ориентирован. Он активно занимался и продолжает заниматься благотворительностью. Евгений — человек с высокой моралью, чёткой гражданской позицией, к тому же отличный семьянин и друг», — говорит другой функционер «Деловой России» В. Зубарев.
Питерский
Евгений Леонидович Юрьев родился в 1971 году в Ленинграде в семье морского офицера. Образование получил в Московском университете экономики, статистики и информатики по специальности «Менеджмент». Позже защитил диплом Российской экономической академии им. Плеханова по специальности «Финансовое и банковское дело». Евгений Юрьев создал свою компанию «Атон» в далеком 1991 году, когда ему было всего 20 лет. До сих пор он считает, что многое в создании его бизнеса определила случайность. Тогда Евгений и партнеры-однокашники просто не имели денег для участия в биржевой торговле, предлагали посреднические услуги предприятиям, которые хотели бы участвовать в аукционах по приватизации, и на их деньги закупали ваучеры. Первый офис был открыт на квартире его отца. Сейчас «Атон» — один из крупнейших брокеров на российском фондовом рынке. До 1995 года Юрьев являлся гендиректором компании, а позже стал президентом инвестиционной группы «Атон». Он также член совета директоров управляющей компании ЗАО «Темплтон». Человек он небедный: $280 млн. — состояние на начало 2008 года, 301-е место в рейтинге 500 российских миллионеров (по оценке журнала «Финанс»). Юрьев считает, что структура экономики должна быть более социально ориентированной.
Христианин и бильярдист
У Евгения Юрьева свои взгляды на развитие России. Бизнесмен известен как руководитель и вдохновитель группы специалистов, создавших собственную Национальную программу демографического развития России (похоже, принимает в ней посильное участие — отец шестерых детей). В его биографии — выступления на конференции «Многодетная семья в современной России», где он рассказывал о проекте программы господдержки многодетных пар в стране. Он также принимал участие в разработке и пропаганде Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей, на основе которой разработано 14 законопроектов. Награжден орденом Сергия Радонежского III степени и общественным орденом «Русь Державная», учрежденным фондом «Меценаты столетия». Удостоен Гран-при премии «Персона года-2009».
Православный христианин, церковный староста, из мирских увлечений Юрьев предпочитает бильярд. Его жена Мария окончила Свято-Тихоновский богословский институт.
Многорукий «Атон» против «Афанасия»
Двадцатилетний предприниматель Евгений Юрьев назвал свою фирму «Атон». Атон — древнеегипетский бог солнца; изображался в виде солнечного диска, лучи которого заканчивались раскрытыми ладонями. Египтяне считали, что бог-солнце присутствует в каждом предмете и живом существе. Коммерсанты из одноименной фирмы придерживались аналогичных взглядов, стараясь посредством приобретения пакетов акций принять участие в как можно большем числе доходных проектов и предприятий. Собственно, такой и должна быть политика амбициозной компании.
В мае 2002 года в сферу интересов «Атона» попал и город Тверь, а именно один из лидеров региональной экономики пивоваренный завод «Афанасий». Война за «Афанасий-пиво» началась, когда «Атон» в интересах компании Романа Абрамовича Millhouse Capital приобрел около 40% акций ЗАО «Тверь-пиво» — на тот момент держателя основного пакета акций ОАО «Афанасий-пиво». Эти акции «Атон» скупал как буквально поштучно, так и у крупных миноритариев — бывших топ-менеджеров пивзавода, которые уволились с предприятия, не сойдясь взглядами на управление с молодым директором Максимом Лариным. После этого «Атон» провел переговоры с администрацией предприятия во главе с гендиректором «Афанасия» Максимом Лариным (кстати, он ровесник Евгения Юрьева и контролирует около 51% акций ЗАО «Тверь-пиво»), однако достичь компромисса так и не удалось. Затем вдруг стало известно, что ЗАО «Тверь-пиво» уже не является владельцем акций ОАО «Афанасий-пиво», а продало весь пакет акций компании «Брау Сервис», которая, как и оставшиеся 23% ОАО «Афанасий-пиво», принадлежала швейцарской Eastern Union Holdings. В «Атоне» заявили, что сделка по продаже акций незаконна, а обе компании контролируются Лариным.
Именно этот лозунг и подняли на щит столичные рейдеры: компания только называет себя тверской, на самом деле активы выведены за рубеж, где и дожидаются своего единоличного владельца.
На войне как на войне
После этого «Атон», опираясь на собранный им блокирующий пакет акций, провел мероприятие, которое назвал собранием акционеров ЗАО «Тверь-пиво» и ОАО «Афанасий-пиво». На этом собрании были избраны новые органы управления и назначен новый гендиректор предприятия Вячеслав Карпухин. Однако все его попытки попасть на завод успехом не увенчались: заводская служба безопасности усилила бдительность на транспортных проходных и по всему периметру, а при известии о вероятном скором прибытии Карпухина в холле центральной проходной набилось столько заводчан, будто в час пик в метро. Целью было физически не пустить врага на завод. Тут ведь все просто: кто занимает директорский кабинет, тот и директор.
«Атоно-афанасьевская» война сопровождалась и достаточно мощной канонадой в прессе, вплоть до общероссийских изданий. Ведь недаром еще, кажется, Рокфеллер говаривал: не рассказывайте никому, какой вы хороший, — пишите об этом в газетах!
Надо сказать, война «Атона» против «Афанасия» была полна и комических, и драматических коллизий. Суд, принявший решение в пользу «Атона», Карпухина и К°, располагался почему-то в Кемеровской области. Наверное, потому, что тверские, да и столичные, суды брали сторону тверского пивзавода. К драматическим моментам можно отнести и ночные (!) вызовы на допрос из Твери в Москву бухгалтеров и экономистов «Афанасия», сплошь женщин, и арест одного из ближайших доверенных лиц Ларина. Но и эти элементы психологического давления ни к чему не привели. Двухлетний корпоративный конфликт за тверской пивзавод «Афанасий-пиво» между инвестиционной компанией «Атон» и менеджментом предприятия завершился мировым соглашением, согласно которому контрольный пакет (67%) остался за менеджментом, еще 33% — у «Атона».
Структуры, входящие в группу «Атон», и несколько фирм, владельцем которых считается Ларин, гендиректор «Афанасия», прекратили войну и нормализовали производственный процесс. Все вернулось к статус-кво: контрольный пакет у Ларина, а блокирующий у структур, входящих в «Атон».
За два года войн завод потерял большую часть своей доли рынка, и эксперты даже стали высказывать предположения, что следующим шагом станет его продажа одному из крупных производителей. Однако пивзавод, «изрядно пощипанный, но не побежденный», выстоял и в последнее время провел диверсификацию, расширив не только сферу деятельности, но и линейку продукции вплоть до качественного молока.
А Евгений Юрьев, который «зарекомендовал себя как человек с высочайшим уровнем гражданской и социальной ответственности, ведущий активную общественную деятельность, умеющий находить эффективные решения острейших социальных проблем» и который при всем при том вверг в коллапс одно из крупнейших предприятий Тверской области и, надо полагать, ни на секунду не задумался о тысячах его работников, сделал очередной шаг наверх.