– Вы полагаете, что многие предприятия после вступления в ЕС ждут тяжелые времена. Почему?
– Потому что существуют законы, которые одинаково справедливы для развития общества, рынка и человеческих отношений, и любое их игнорирование, сознательное или по незнанию, приводит к печальным последствиям. Латвия сейчас находится в уникальных условиях: мы еще не отказались от законов закрытого рынка и не научились следовать принципам открытого. А у каждого рынка – свои жесткие правила, плохо совместимые между собой. Представьте себе, что за карточным столом сидят два игрока, только один играет в бридж, а другой – в покер. И кто из них выиграет? К работе в условиях ЕС в основном готовы лишь те предприятия, которые либо давно сотрудничают с зарубежными коллегами, либо созданы с помощью иностранного капитала, либо отличаются пытливостью ума и чуткостью к прогрессивным веяниям. Остальным придется очень туго, поскольку упущено много времени.
– Давайте дадим им шанс. Итак, открытое общество, открытый рынок – это...
– ...в первую очередь открытая информация во всем, что касается самой фирмы. Допустим, вы нашли партнера на Западе и хотите знать о нем как можно больше. Так вот, на руководимой им фирме вам предоставят исчерпывающую информацию. История, бухгалтерия, бюджет, прибыль, кадры, уплата налогов и прочее – все открыто и все прозрачно. Мало того, просто выяснить даже степень надежности. Есть специальный департамент, который сообщит, не числятся ли за предполагаемым партнером неэтичные сделки, не говоря уже о сделках противозаконных. Там запросто можно подать на владельца компании в суд. А у нас? Назовите хоть одно предприятие, за исключением разве что банков и крупных государственных компаний, которое без слов откроет перед вами свою бухгалтерию. Или честно поведает об уплате налогов.
– Ну, насчет налогов – вопрос к государству. Если оно поставило Бизнес в драконовские условия, покушаясь едва ли не на всю прибыль, то люди и крутятся соответственно...
– Конечно, но суть от этого не меняется. В нашем обществе две трети людей не живут, а выживают, не в силах обеспечить для себя даже прожиточный минимум. Возьмите хотя бы супермаркеты. Там трудятся от зари от зари, а получают минимальную зарплату, специально оговоренную в контракте. Все доплаты «сверху», если они есть, целиком зависят от хозяина. Работницы знают, что с ними никто не считается, что завтра им могут запросто бросить что-нибудь вроде: «Скажи спасибо, что в тепле работаешь. Не нравится, ступай...» К тому же люди видят: как ни работай, на качестве жизни это никак не отразится. Во многих компаниях просто сжигают своих работников, у большинства которых нет ни социальной защиты, ни страховки, ни каких-либо льгот. Разве что продукты в супермаркетах можно купить дешевле. А до предпринимателя и его бизнеса им, естественно, дела нет.
– Действительно, в одном из исследований, недавно проведенных в ЕС, приводились такие цифры: в условиях закрытого рынка отдача от работников составляет от 2 до 10%, а открытого – 70% и более.
– Все логично. Ведь в условиях открытого рынка человек спокоен, он живет в режиме адаптации. У него хорошо оплачиваемая работа по контракту на несколько лет, отличная социальная защита: медицинская страховка, за него вносятся взносы в пенсионный фонд. Естественно, есть стимул развиваться дальше, учить языки, приобретать полезные навыки. (Справедливости ради скажем, что и на Западе есть фирмы с закрытыми отношениями, только они долго не живут. И у нас встречаются компании с открытыми отношениями внутри.) А закрытый рынок функционирует в режиме выживания. То есть всюду, в том числе и на рынке, доминирует и насаждается страх. Страх потерять расположение начальства, работу, страх, что у твоих детей отнимут возможность учиться на родном языке, что тебя выселят из квартиры, что завтра нечем будет платить подчиненным зарплату. Не зря у наших руководителей два профессиональных заболевания: инфаркт и язва.
Вот классический пример. Региональный директор одного из крупных рижских магазинов собрал новый коллектив на первое рабочее совещание. И без предисловий: «У нас одна проблема – воровство. Поэтому сумки будут проверяться трижды: при входе, при выходе и в середине дня».
Если людей постоянно унижать, давить на них, они действительно начнут воровать, саботировать распоряжения начальства, распускать нелестные для работодателя слухи. Стоит ли при этом удивляться, что в торговле такая текучесть кадров? А ведь уход, скажем, двух-трех работников далеко не безобиден. Ведь они уже сработались с коллегами, с руководящим персоналом, возникли добрые отношения. Новым же людям придется строить их заново, и это обязательно отразится на производственном процессе и потребует времени.
– Вот уж воистину – кадры решают все...
– Это действительно так. Смотрите, в условиях закрытого рынка при таком наплевательском отношении к людям фирма может какое-то время продержаться, если она – монополист на ходовой товар. А сколько в Латвии наберется монополистов? Всюду конкуренты дышат в затылок. У нас уже сейчас предложение превышает спрос, и большинство предприятий держатся на плаву только за счет скидок и рекламных «фокусов».
В последние годы наши люди всеми правдами и неправдами трудоустраиваются на Западе. Вскоре работать можно будет во всех государствах – членах сообщества, и тогда лучшие кадры наверняка уйдут. Вот когда для фирм наступят трудные времена.
– Может, все-таки сумеют выстоять за счет дополнительных резервов, скажем, за счет рекламы?
– Умело поданная реклама привлекает клиента только один раз. А вот удержать его – большое искусство, которым опять-таки мало кто владеет. Приведу пример, прозвучавший на одном из наших психологических семинаров. После рекламы по телевизору одна дама зашла в престижный рижский бутик, приценившись, наметила себе несколько покупок на будущее и направилась к выходу. И вдруг сработала сигнализация. Охрана мгновенно бросилась к ней, и двухметровые верзилы на глазах у всех бесцеремонно заставили выпотрошить все сумки. Естественно, они оказались пустыми. «Я беззвучно плакала от унижения», – говорила нам женщина, сильно волнуясь. Теперь задайтесь вопросом: 60 человек, которые слушали ее рассказ, станут клиентами данного магазина? А ведь у каждого из них как минимум 20 знакомых. На Западе такие вещи тщательно просчитываются, а у нас... у нас пока – дикий Запад.
– Какие задачи ставят перед вами менеджеры по управлению персоналом?
– Самое типичное обращение ко мне, как к бизнес-консультанту, звучит так: «Составьте мне психологический портрет подчиненных, чтобы ими было удобней «рулить». (В переводе на общепонятный язык – показать уязвимые места в психике, на которые можно нажать, чтобы, к примеру, заставить бесплатно или за бесценок выполнить не входящую в должностные обязанности работу. – О. С.) Один менеджер вообще решил переложить на мои плечи ответственность за свое решение. «Мне надо срочно уволить около половины филиала, примерно 40 человек. Скажите, кого именно? Сколько времени займет анализ, и в какую сумму вы оцениваете свои услуги?» – спросил он. Услышав мой ответ: «Неделю и 10 тысяч долларов в день», растерянно произнес: «Простите, не понял». «Я – не тренер по стрелковому спорту, а бизнес-тренер. Если вы предлагаете мне работу киллера и завтра же об этом будет знать вся Рига, так и платите соответственно», – пояснила я. Разумеется, сделка не состоялась.
– Если руководитель мыслит на таком уровне, дело плохо. Но, может, это все-таки единичный факт?
– Если бы так. Недавно меня пригласили для разговора в крупную оптовую фирму, поскольку руководство заинтересовалось моей авторской программой по тренингу персонала. Прихожу, молодая дама лет 25 в джинсах и топике представляется «главный менеджер» и просит подождать «пару минуток», которые в конечном итоге вылились в 40 минут. С профессиональной точки зрения мне было интересно понаблюдать за происходящим, и я осталась. Смотрю, в помещении все заставлено коробками. Жара невероятная, продавцы носятся как угорелые. Люди ходят потные, с распахнутыми куртками. В конце концов, некоторые покупатели не выдержали и ушли, благо рядом магазины с более комфортными условиями. Дальнейшая беседа протекала так. Интересуюсь, чем могу быть полезной. Дама серьезно так отвечает: «Это я ждала, что вы предложите». – «У меня есть несколько программ, но каковы ваши конкретные цели?» Она вновь не слышит: «Назовите несколько фирм, с которыми вы работали, перед которыми я могла бы снять шляпу». Заметив на моем лице легкую улыбку, насупилась и вновь с ударением произнесла: «Я – главный менеджер». «Если хочешь, чтобы тебя воспринимали как серьезного специалиста, то будь добра – для начала приходи на работу одетой подобающим образом, – подумала я, а вслух уточнила: – Какой смысл вы вкладываете в понятие «снять шляпу»? И потом – если какая-то фирма после тренинга вышла в лидеры в своей отрасли, это вовсе не означает, что и вас ждет успех: вы ведь разные по условиям бизнеса и прочим показателям. Вдобавок, многие фирмы, чей коллектив прошел подобный тренинг, не желают это афишировать».
– Короче, встреча закончилась ничем?
– Конечно. Она ведь сама не знает, чего хочет, иначе обязательно задала бы главный вопрос. А именно: какую финансовую выгоду принес бы психологический тренинг ее магазину? Между тем сегодня учеба для многих коллективов – жизненная необходимость. Американские специалисты подсчитали: каждый вклад в психологическое обучение дает отдачу в 500%.
– Замкнутый круг какой-то! Неужели его нельзя разорвать?
– Можно, но перемены, скорее всего, произойдут, когда назреет критическая ситуация. И для всех станет очевидным – в открытый рынок нельзя войти и начать игру по правилам рынка закрытого. Тебя просто туда не пустят. (Ну что может сказать руководитель нашей крупной фирмы западным коллегам, если его высококвалифицированные специалисты получают зарплату 80 латов? Начнет объяснять, что остальное – в «конверте»? Но иностранцы твердо уверены, что уплаты налогов, как и смерти, не избежать. Они не станут иметь с ним дела, да еще могут сообщить в налоговую инспекцию.) Только тогда у самых прогрессивных руководителей предприятия и работников среднего звена возникнет внутренняя потребность меняться самим и вносить перемены в коллектив. Если они осознают главное: самое высокое искусство – искусство строить человеческие отношения, и ему можно научиться. Успех придет, только если есть опора на людей, сердечное и внимательное к ним отношение. А пока отсутствие этого навыка приводит к стрессу, нервным срывам и неудачам. Так что, хочешь не хочешь, учиться, учиться и учиться.