Очередного витка цен на иномарки следует ожидать к началу лета текущего года. Особенно это коснется бюджетных иномарок В-класса, стоимость которых возрастет на 1-9%. Меньше всего повышение цен коснется иномарок премиум-класса.
Как уверяют дилеры, к концу весны - началу лета будут распроданы все резервы автомобилей прошлого года, которые сегодня реализуются со скидкой. Взамен им прибудут новинки 2012 модельного ряда, а также обновленные версии иномарок. Казалось бы, рост цен на иномарки уже никого не удивляет, но ожидаемое повышение их стоимости озадачило даже самих экспертов.
Загадки российского авторынка
Российский авторынок вызывает множество вопросов и неподдельного удивления не только у местных, но и у зарубежных экспертов. Так, казалось бы, стоимость собираемых на территории страны иномарок должна быть дешевле, чем в других странах за счет увеличения локализации производства. Однако, даже при таможенных льготах на импорт комплектующих, иномарки на внутреннем российском авторынке стоят дороже, чем в соседних странах, где ввоз готовых автомобилей облагается пошлинами.
Эксперты приводят в пример Белоруссию, где иномарки, собранные в России, с учетом всех таможенных пошлин и сборов стоят дешевле, чем на российском внутреннем рынке. Аналогичные ситуации наблюдаются и в отношении других автопроизводителей. И это при постоянной поддержке и стимулировании производства отечественного автопрома со стороны государства. Получается, что ни государственная поддержка, ни локализация производства не могут сдержать постоянно растущих цен на иномарки в России.
Некоторые автопроизводители объясняют такое положение тем, что нельзя сравнивать российское ценообразование с положением цен на авторынках других стран. По их мнению, наш авторынок является одновременно и быстрорастущим и рисковым, поэтому большинство автопроизводителей стараются максимально накрутить цену на автомобили, чтобы уже с первой реализации вернуть вложенные инвестиции в производство иномарок и строительство локальных сборочных предприятий.
Взлет цен на иномарки
Итак, очередное повышение цен на иномарки ожидается к началу лета текущего года. Так что лето для потенциальных покупателей автомобилей в прямом смысле этого слова будет жарким. Дилеры обещают, что все запасы автомобилей, в том числе иномарок, прошлого года будут распроданы к концу весны.
Прогнозируемое повышение цен составит 1-9%. При этом максимального повышения стоимости следует ожидать на бюджетные модели В-класса. Цены на автомобили премиум-класса практически не повысятся. Это объясняется высоким спросом на популярные бюджетные модели, а также ростом инфляции и маржи дилеров и автопроизводителей.
Конечно, при существующем спросе на иномарки никто из автопроизводителей не намерен снижать на них цены. Как говорится, спрос рождает предложение, а авторынок живет по тем же законам, что и остальные рынки. К тому же, снижение таможенных пошлин на ввоз готовых иномарок и их комплектующих будет происходить постепенно в течение 7 лет, поэтому большого наплыва автомобилей на внутренний рынок ждать не стоит. Все эти условия также формируют рыночную конъектуру, а, следовательно, и продолжающийся рост цен.
По последним данным, рост цен на иномарки с начала прошлого года составил 7%, и это далеко не предел, что и подтвердит летние повышение их стоимости. Аналитики прогнозируют постоянный рост цен на автомобили и иномарки в частности, так как автопарк постоянно обновляется. Еще одним фактором является то, что затраты на производство иномарок российской сборки исчисляются не в рублях, а в долларах. Поэтому здесь свою роль играет еще и курсовая разница.
Однако, есть и оптимистичные прогнозы экспертов и аналитиков по поводу ценовой политики. Они считают, что со временем при благоприятном росте отечественного автопрома, цены на иномарки даже российской сборки сравняются с автомобилями российских автопроизводителей. Так, уже к 2018 году ожидается рост производства и объема продаж легковых автомобилей в полтора раза. В прошлом году Россия вышла на второе место по числу реализованных машин в Европе, уступив только Германии.
За прошлый год отечественными автопроизводителями было выпущено порядка 1,7 миллиона автомобилей, что превосходит количественные показатели всех предыдущих лет. Вместе с тем в прошлом году на 70 процентов увеличился и рост производства иномарок, собранных на территории России. Таким образом, на сегодняшний день рост объемов производства значительно превосходит реализацию автомобилей. Еще одним фактором, который должен благотворно повлиять на рост российского авторынка, является развитие автокластера под Санкт-Петербургом, где расположено сразу 4 сборочных предприятия.
Таким образом, на реализацию иномарок приходится 1/3 от общего числа продаж на внутреннем авторынке. Эксперты уверены, что ценовая политика будет складываться в зависимости от логистических затрат и себестоимости производства иномарок на территории России. Свои сборочные производства на территории Дальнего Востока планируют запустить японские автопроизводители Honda и Mazda.
Отпечаток ВТО
Так совпало, что летом текущего года Россия планирует завершить свое вступление во Всемирную Торговую Организацию. Для завершения этого процесса Россия согласилась снизить таможенные пошлины на импорт новых иномарок с действующих 30 до 25%. В последующие 7 лет, то есть, до 2019 года, эти ставки будут планомерно снижены до 15%. Однако, ждать в связи с этим снижения стоимости иномарок не следует.
На импорт подержанных иномарок таможенные пошлины будут снижаться гораздо быстрее с действующих 35 до 2%. А летом 2019 года ставки на эти автомобили должны составить 20%. На основе этих данных многие эксперты уверены, что через 5-10 лет на территории нашей страны резко увеличится производство сборочных иномарок.
Такой шаг государства является своего рода стимулированием отечественного автопрома, который никак не может выйти из регресса. В целом, при благоприятном разрешении ситуации и вступления России в ВТО, производство и реализация автомобилей в стране должны за последующие 5-7 лет резко возрасти. В конечном итоге, это должно привести к снижению цен не только на импортные и отечественные автомобили, но и на иномарки, собираемые на территории нашей страны.
Пока же, по всей видимости, снижения цен на автомобили ожидать не стоит. Наоборот, потенциальным покупателям нужно потуже затянуть пояса, так как сезонных скидок этим летом не предвидится. Тем, у кого собралось достаточное количество средств на покупку иномарок, совет: не дожидаться начала лета, а отправляться за приобретением автомобиля в салон прямо сейчас.
Хотя, очевидно, что именно такого ажиотажа ожидают сейчас автодилеры. По их расчетам, покупатели, не претендующие на покупку иностранной новинки, могут составить большинство людей, благодаря которым можно сорвать куш. Те же, кто гонится за новинкой 2012 модельного ряда, составит вторую половину покупателей, которая позволит автодилерам и производителям обогатить свои кошельки.